Все больший резонанс приобретает тема «групп смерти» в социальных сетях. Журналисты готовят сюжеты, родители проверяют аккаунты своих детей, полиция разворачивает активную деятельность, а психологи пишут блоги о тинейджерском поведении. Однако никто не дает ответ на вопрос о том, откуда у подростков возникает желание свести счеты с жизнью и почему их никто не может остановить.
Проблема заключается в следующем: в социальных сетях Вконтакте и Инстаграмм в конце января - начале февраля стали появляться картинки с китами, плывущими в океане, и с хештегами «синий кит», «разбуди меня в 4.20», «Я в игре», «Тихий дом». Эти сюжеты размещались в так называемых «Группах смерти», в которых подростков провоцировали на самоубийства. И что ужасно, групп таких оказалось довольно много. Не буду описывать алгоритм их действий – он раскрыт Департаментом киберполиции Национальной полиции Украины, которая 11 февраля объявила о раскрытии очередного сообщества, в которое входило 209 человек.
Несмотря на то, что доказанных полицией эпизодов доведения до самоубийства через социальные сети пока что не зафиксировано, «Группы смерти» привлекли внимание к проблеме детского суицида. А в Украине он как никогда актуален.
По данным Государственного комитета статистики Украины, на 100 тыс. человек приходится 22 самоубийства (средний показатель в мире – 14,5 человек на 100 тысяч). Большинство совершивших самоубийство – подростки в возрасте до 14 лет. Причем в эту статистику не входят случаи неудавшихся самоубийств, которые, по оценкам психологов, составляют 6-7 случаев на 100 тыс. человек.
В решении покончить жизнь самоубийством не играет роли социальный статус или уровень благосостояния семьи. Чаще всего попытки добровольно уйти из жизни предпринимают психически здоровые и благополучные дети. Так, среди детей-самоубийц 60% — дети из нормальных, полноценных семей. Почти 70% суицидов совершают психически здоровые дети.
В результате анализа трагических фактов, можно утверждать, что в большинстве случаев, причина детского суицида – это отсутствие общения с близкими, ограниченное внимание к детям. И причина не в том, что родители не любят своих детей. Мы живем в век технологий и карьерных устремлений, ускоряется ритм жизни и родителям часто некогда вникать в проблемы детей. Взрослые вспоминают себя в детстве и уверены – дети справятся, ведь мы справлялись с этими же проблемами. Но ведь сейчас совсем иная нагрузка на психику — другое телевидение, кино, появился Интернет.
Еще 15-20 лет назад, когда нас не понимали наши родители, а это обычная подростковая проблема, – мы несли свои проблемы во двор, к своим реальным, а не виртуальным друзьям. У нас была реальная жизнь. Сейчас же поколение, родившееся на сломе тысячелетий, предпочитает виртуальную реальность. А виртуальность порождает одиночество, с которым подросток не в состоянии справиться самостоятельно. И иногда, реальная жизнь воспринимается как игра с возможностью перезагрузки. Именно поэтому причиной самоубийства становится плохая оценка, грубое замечание учителя, конфликт со сверстниками или потерянная вещь. А иногда самоубийство – это поиск новых впечатлений или самовыражение, как это было в случае с «Группами смерти».
Однако выход есть. Но решение проблемы находится не в ответе на вопрос «КАК НЕ ДОПУСТИТЬ ТРАГЕДИЮ». Существует огромное количество советов психологов и педагогов, которые подсказывают, как отследить поведение своего ребенка и что должно насторожить родителей.
Чтобы решить проблему детского суицида, необходимо найти ответ на вопрос «КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ВОЗНИКНОВЕНИЕ МЫСЛЕЙ О ВОЗМОЖНОСТИ СУИЦИДА, КАК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ». И основное тут – создание атмосферы максимального доверия между ребенком и родителями. Необходим контакт и четкое понимание у ребенка в том, что независимо от ситуации родители на его стороне, что у каждой проблемы есть решение, которое родители помогут найти, что, обратившись за помощью, ребёнок найдёт понимание и желание помочь, а не услышит одни крики и упрёки.
Необходимо ли ограничивать просмотр телевизора или пользование Интернетом?! По-моему, ответ очевиден – простым механическим ограничением ничего не добиться. Необходимо предоставить более интересную альтернативу. Разговаривайте со своими детьми, интересуйтесь их жизнью, делитесь своими секретами, проводите совместный досуг. Да, это требует времени. Однако именно время, уделенное ребенку – самая главная и самая лучшая инвестиция в него, которую могут сделать родители!