Дать ремня: зачем депутаты повышают штрафы за езду без ремней безопасности
Верховная рада приняла в первом чтении законопроект о повышении штрафов за езду без пристегнутого ремня безопасности. Если документ одобрят в целом и его подпишет президент, размер наказания для водителей увеличится почти в 17 раз - до 850 гривен. Эта же норма будет распространяться на мотоциклистов за езду без шлема. Депутаты уверены, что увеличение штрафов позволит повысить уровень безопасности на дорогах. Юристы расценивают парламентскую инициативу как превентивную меру. Подробнее – в материале РБК-Украина.
В Украине могут вырасти штрафы для автомобилистов за езду без пристегнутых ремней безопасности, а для мотоциклистов – за езду без шлема. Это предусмотрено законопроектом №8492, внесенным в Раду еще в июне группой из 25 народных депутатов, среди которых Антон Геращенко из "Народного фронта" и вице-спикер Ирина Геращенко. Во вторник, 18 сентября, проект был принят за основу 240 голосами.
Документ вносит изменение в статью 121 Кодекса об административных правонарушениях, которое увеличивает штраф за езду без использования ремней безопасности в автомобиле или на мотоцикле без шлема с трех до 50 необлагаемых минимумом доходов граждан – с 51 до 850 гривен. В случае принятия закона, он вступит в силу через 90 дней после подписания президентом.
Автор законопроекта Антон Геращенко, выступая в сессионном зале перед голосованием за законопроект, заявил, что документ необходим для привлечения внимание граждан к необходимости беречь свою жизнь. "Каждый, кто садится в автомобиль, должен пристегиваться. Каждый мотоциклист должен носить шлем. Но со штрафом в 51 гривну многие об этом забывают", - сказал депутат, призывая коллег поддержать законопроект.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что нынешний штраф слишком снисходительный и несоразмерно низкий по сравнению с тяжелыми последствиями, которые могут быть вызваны из-за езды без ремня или шлема. Как следствие, "массовое игнорирование пользования ремнями безопасности и шлемами приводит к увеличению количества погибших и травмированных на дорогах Украины".
Народные депутаты приводят в качестве примера официальную статистику Национальной полиции, согласно которой ежегодно на дорогах Украины гибнет не меньше 3,5 тыс. человек и не менее 35 тыс. получают травмы.
В то же время пристегнутые ремни уменьшают риск контакта тела с деталями автомобиля при столкновении, удерживают человека от выбрасывания из автомобиля и уменьшают вероятность нанесения травм другим пассажирам.
Парламентарии также обратили внимание на то, что уровень пользования ремнями безопасности в Украине - самый низкий среди всех стран Европы. "Лишь 15% водителей пользуются ремнями безопасности по данным исследования, проведенного в ходе кампании "За безопасные дороги" в 2017 году. Например, во Франции 99% водителей постоянно используют ремни безопасности, Чехии - 97%, Словении - 93%, Польше - 83%", - сообщается в пояснительной записке.
Депутаты также отмечают, что во Франции штраф за игнорирование ремня безопасности составляет 135 евро, Словении - 120 евро, Чехии - 77 евро.
Заткнуть за пояс
Правозащитник, эксперт по вопросам законодательного обеспечения безопасности дорожного движения Владимир Караваев подтвердил РБК-Украина, что данный законопроект разработан с оглядкой на европейское законодательство. "У нас парламентарии все больше ориентируются на европейские нормы. В Европе санкции за езду без ремней безопасности очень высокие. Этот законопроект совпадает с европейскими тенденциями", - рассказал юрист.
При этом он убежден, что прошедший первое чтение законопроект – это больше превентивная мера, чтобы привлечь внимание общества. Но практическая эффективность этого закона близка к нулю, полагает юрист. "В стране отсутствует системный контроль на дорогах, и в условиях, когда многие автомобили имеют глухую тонировку, полицейскому сложно даже визуально заметить пристегнуты в авто или нет", - пояснил Караваев.
По его словам, в Украине существует проблема не только с низкими штрафами за езду без ремней. Юрист обращает внимание на тот факт, что в правилах дорожного движения обязательство водителям и пассажирам ездить пристегнутыми не распространяется на специальный транспорт (автомобили полиции, скорой помощи), инструкторов по вождению, водителей с инвалидностью и такси.
"Это абсурд и данную оговорку из ПДД нужно исключить. Как и норму о том, что могут не пристегиваться водители спецтранспорта, инструкторы по вождению на экзаменах, водители с инвалидностью. Эти исключения нужно убрать, об этом говорит масса смертельных ДТП при участии "скорых", патрульных автомобилей и таксистов", - уверен эксперт.
Глава правления Украинской таксомоторной ассоциации Андрей Антонюк считает, что "адекватный пассажир пристегнется, а другой не пристегнется". "Законы у нас принимают, но к их исполнению есть много вопросов. Не думаю, что полицейские будут бегать за каждым водителем. Не понимаю, почему такси исключили из обязанности пристегивать ремни безопасности. Те водители и пассажиры, которые думают о своей безопасности, пристегиваются. Это личное дело каждого", - говорит он.
Непонятно как будет работать новый закон и в отношении мотоциклистов, считает Владимир Караваев. "У нас полиции запрещено преследовать мотоциклиста, который едет без шлема. Этот запрет продиктован печальным опытом, когда нарушитель маневрирует, уходя от погони и попадает в ДТП, где получает смертельные травмы. Плюс часто из-за особенностей конструкции мотоциклов номерные знаки размещены так, что их сложно прочесть. Это все усложняет привлечение мотоциклистов к ответственности", - говорит Караваев.
Интересно, что в сообществе мотоциклистов поддерживают необходимость усилить наказание за езду без шлема. "Мы сами осуждаем мотоциклистов, которые ездят без шлема. Все мотоциклисты должны ездить в шлеме. Езда без шлема опасна не только для водителя и пассажира "байка", но и для других участников дорожного движения. Например, при езде без шлема мотоциклисту на большой скорости в лицо влетит муха. Он рефлекторно может бросить руль и потеряет управление, чем вызовет опасную ситуацию для других", - рассказал изданию президент Украинской мотоциклетной ассоциации Александр Уточкин.
Авторы законопроекта, цитируя данные Всемирной организации здравоохранения, поясняют, что большое количество смертей среди мотоциклистов происходит из-за тяжелой травмы головы. Использование мотошлемов может снизить риск гибели до 40% и риск тяжелых травм примерно на 70%.
Владимир Караваев также считает, что, помимо пассажиров мотоциклов и легковых автомобилей, депутаты должны принять закон о повышении безопасности пассажиров автобусов. "Надо ввести на автобусах обязательство устанавливать и использовать ремни безопасности. У нас пока нет нормы, что междугородние автобусы должны быть оборудованы ремнями безопасности, - рассказал Караваев. - А ведь часты случаи смертельных ДТП при участии автобусов с пассажирами. Если принять соответствующий закон, травматизм и смертность на междугородних перевозках были бы ниже".