От "чаепития" к революции: к чему может привести кризис легитимности власти
Украинская "элита" до сих пор не осознала, что без решения принципиального вопроса о представительстве Украинское государство никогда не преодолеет кризиса легитимности власти и будет балансировать на грани революционной ситуации до тех пор, пока не окажется за ней.
В плену иллюзий и исторических параллелей
Украинцам свойственно во всем искать и находить исторические параллели. Особенно если эти параллели можно использовать для оболванивания населения политической пропагандой или, на худой конец, коммерческой рекламой.
К примеру, один отечественный пивной бренд утверждает, что "Конституция США - старейшая Конституция в мире". И тут же спешит добавить, что, оказывается, "Конституция Филиппа Орлика на 70 лет старше".
Круто. И в душе украинца, с бокалом отечественного пива в руках, гордость поднимается до уровня ВВП Соединенных Штатов.
Любые вопросы о том, может ли что-либо быть, в принципе, более старшим, чем старейшее, и о том, насколько вообще правомерно сравнивать Конституцию США и Конституцию Филиппа Орлика, после нескольких бокалов пива теряют свою актуальность.
Поэтому, сосредоточимся на другой, менее очевидной, исторической параллели, которую с успехом могли бы использовать производители и продавцы чая.
От "Бостонского чаепития" до "ЕвроМайдана"
Если верить учебникам истории, то Американская революция началась с "Бостонского чаепития", когда колонисты, протестуя против неоправданно высоких, по их мнению, цен на чай, уничтожили в порту груз, принадлежавший Английской Ост-Индской компании.
В свою очередь, Украинская Революция Достоинства, если верить Мустафе Найему, началась с его поста в Twitter, в котором он приглашал украинцев на Майдан "попить чайку".
Получается, в обоих случаях "сначала было чаепитие".
Кризис легитимности: от революционной ситуации к залпу "Авроры"
Впрочем, любой поверивший учебникам истории или "отцу украинской революции", ныне променявшему журналистское перо на депутатский значок, рискует уподобится нашим не столь далеким предкам - Homo Soveticus. Они искренне верили в то, что выстрел крейсера "Аврора", придуманный в свое время одним кинорежиссёром исключительно для пущего драматического эффекта, в самом деле послужил началом для Великой Октябрьской Социалистической Революции.
В действительности, началом любой революции является революционная ситуация, когда "верхи не могут, а низы не хотят".
Несмотря на то, что сам термин "революционная ситуация" ввели в научное обращение марксисты, феномен этот известен очень давно.
Например, в Древнем Китае, в таких случаях говорили, что правящая династия "утратила Мандат Неба".
Позднее, уже в Европе в обиходе появилось выражение "Vox populi vox Dei", что в переводе означает: "глас народа - глас божий".
В наше время, в таких случаях говорят: "власть потеряла легитимность". Иногда в качестве синонима заявляют: "Кредит народного доверия власть исчерпала".
Что это означает для власти, прекрасно понимали в первую очередь теоретики "ненасильственных революций".
Вопрос представительства: кто и чьи интересы представляет
Принципиально важным моментом является то, что в современных условиях власть является властью не в силу того, что она "от Бога".
В условиях представительской демократии, единственный источник власти - народ, который делегирует свои полномочия публичным, государственным институтам - различным представительским органам, члены которых избираются гражданами.
Именно поэтому ключевым вопросом для любой представительской демократии является вопрос представительства.
Точнее, совокупность вопросов о том, каким образом, кого, как и на каких условиях, народ уполномочивает представлять свои интересы.
Кстати, основным лозунгом Американской революции были слова: "No taxation without representation" – "Нет налогам без представительства!", означающий, что американские колонисты отказывались исполнять законы, принятые британским парламентом, представительства в котором они не имели.
Между прочим, цены на чай после победы Революции не упали - упало владычество Британии над колониями, расположенными в Северной Америке, позицию которых корона не считала достойной своего внимания.
Требования участников Революции Достоинства в некотором роде были схожи.
Люди требовали очищения и обновления власти, утратившей доверие народа.
К сожалению, украинское общество не дозрело до понимания того, что ни обновление, ни очищение власти невозможно без принципиального изменения алгоритма и процедур формирования представительства.
Поэтому вместо очищения и обновления власти мы получили "перезагрузку": CTR-ALT-DEL и вуаля: на то же "железо" установлен тот же софт.
В "представительских" органах Украины в полной мере представлены лишь интересы наиболее влиятельных ФПГ, которые не только не тождественны, но и часто не имеют ничего общего с интересами украинского народа.
На политической сцене, безусловно, пляшут другие марионетки, но нити, определяющие их движения, остались в тех же руках.
Именно поэтому, несмотря на риторику "народных трибунов" всех мастей, в общественном сознании доминирует представление о том, что представители украинской власти (законодательной, исполнительной, судебной) представляют и защищают исключительно свои собственные интересы.
Именно поэтому, уровень легитимности – доверия к властным институтам в Украине катастрофически низкий, а ситуация в стране балансирует на грани социального взрыва.
И вопрос не только в тарифах на коммунальные услуги или размерах депутатской зарплаты.
Часть последняя: выбор между заветами Линкольна и Ленина
Проблема в том, что абсолютное большинство граждан Украины ощущают катастрофическую отчужденность - народа от власти и власти от народа.
В таком ракурсе, появление в парламенте "новых лиц и политических сил", переформатирование коалиции, создание нового коалиционного правительства и т.д. и т.п. - совершенно ничего не значит для людей и воспринимается ими исключительно как "договорняк" между "олигархами", направленный на защиту и обеспечение интересов "сильных мира сего".
Как тут не вспомнить воспетую в рекламе пива Конституцию Пилипа Орлика, которая устанавливала основы взаимоотношений между казацкой старшиной, но при этом совершенно игнорировала массу простого люда.
В этом аспекте она была намного ближе к "Великой Хартии Вольностей", чем к Американской Конституции.
И соответственно, творение Пилипа Орлика не старше на 70 лет первой в мире Конституции в современном понимании этого слова, а на 500 лет младше документа, устанавливающего права и привилегии феодальной знати.
Но времена меняются.
Попытки "элиты" законсервировать систему и любой ценой сохранить свой привилегированный статус заведомо обречены на провал.
Система "выборов без выбора", неизбежно ведет к стагнации, загниванию и коллапсу.
Короче говоря, пора переходить от парадигмы "Великой Хартии Вольностей", фиксирующей феодальные привилегии, к принципам, в свое время точно сформулированным Авраамом Линкольном: "Правительство народа, осуществляемое народом и в интересах народа".
Без этого кризис легитимности неизбежно приведет к революционной ситуации.
И чем выше разница на концах электрической дуги между теми, кто представляет, и теми, кого представляют, тем сильнее будет разряд.