ua en ru

Бюджетная децентрализация по-днепровски: какими возможностями пользуются политические группы

Бюджетная децентрализация по-днепровски: какими возможностями пользуются политические группы Политолог проанализировала ситуацию в днепропетровском городском совете

Бюджетная децентрализация предоставила финансово-политическим группам в Украине новые возможности получения баснословных экономических дивидендов при весьма небольших вложениях. Пример такого кейса - фракция партии "Самопомич" в днепропетровском городском совете, которая из минимального количества депутатских мандатов "выжимает" максимальное количество бонусов.

Высокая ликвидность "Самопомочи"

Большой украинский бизнес всегда воспринимал государственный бюджет как запасной кошелек. Во многом именно это стало причиной жесткой сцепки украинского бизнеса и политики — политического режима, широко известного как олигархия. Всеукраинские политические проекты всегда имели мощную бизнес-составляющую.

Местные бюджеты обычно привлекали внимание бизнес-групп рангом пониже. Главным ресурсом из тех, которыми распоряжались, к примеру, городские советы, всегда считалась земля. Распоряжение бюджетными средствами политпроекты местного уровня рассматривали, скорее, как приятное дополнение к полномочиям по землеотводу.

Что изменилось за последние годы? Хотелось бы написать, что в Украине постепенно происходит отделение бизнеса от политики, но, как говорилось в детском анекдоте, "фантастика у нас на другом этаже". Тем не менее, ситуация действительно изменилась. Две причины тому — экономический кризис и бюджетная децентрализация.

Кризис повысил и без того нездоровое внимание финансово-политических группировок к бюджетным деньгам. Децентрализация отчасти сместила это внимание с центра на периферию. Оказалось, что не такими уж и смешными суммами распоряжаются градоначальники и депутаты местных советов.

В декабре 2014 года вместе с бюджетом на следующий год Рада приняла закон о реформе межбюджетных отношений. Он кардинально изменил финансовые потоки между государственным и местными бюджетами в пользу последних. На 26 миллиардов гривен выросли местные бюджеты в 2015 году по сравнению с 2014-м. Еще на 21 миллиард — только за первое полугодие 2016-го. Так, например, в Днепре, о котором речь будет идти ниже, бюджет вырос в 2016 году до 8,4 миллиарда гривен по сравнению с 5,3 миллиардами годом ранее.

На фоне общего экономического спада это образовало нишу, в которую успели "вклиниться" не только признанные мэтры бизнеса на политике, но и "новые лица", прошедшие в местные советы и власть под брендами постреволюционных политических сил.

О том, как делать успешный бизнес на городском бюджете, могут рассказать во многих городах Украины: в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепре.

Столица – это город с особым статусом. Структура его доходов отличается от других городов. О давно "приватизированных" Львове и Харькове, которые контролируются Садовым и Кернесом, в СМИ сказано уже настолько много, что лишний раз повторять давно известные истины смысла нет. А вот города, где в 2015 году к власти пришли абсолютно новые люди – тема гораздо более интересная.

Возьмем хотя бы упомянутый уже Днепр. На последних выборах здесь весьма ярко проявила себя партия "Самопомич". Хотя Днепр и не был в числе основных ставок Садового в 2015-м, именно здесь его представители смогли весьма успешно войти во власть, получив на выборах ровно столько голосов избирателей, сколько необходимо было, чтобы достаточно скромные вложения дали многомилионные дивиденды.

Прошедшие выборы мэра Днепра многие считают политическим триумфом Бориса Филатова, однако это лишь видимая часть большой днепропетровской истории. Филатов по результатам выборов получил крайне пестрый и неоднородный городской совет, где у маленькой фракции "Самопомочи" оказалась решающая роль в вопросе формировании большинства.

Поэтому реальными триумфаторами местных выборов в Днепре стал вовсе не Филатов, получивший в управление достаточно проблемное и полуразрушенное городское хозяйство, а не самая приметная в Днепре семья Вячеслава и Дмитрия Мишаловых. Младший Мишалов – Вячеслав, начиная с марта 2016 года, является секретарем городского совета, а его отец – Дмитрий – собственником строительных компаний.

Накануне местных выборов Мишаловым посчастливилось сделать удачное вложение в политическую партию "Самопомощь", которую Вячеслав Мишалов начал представлять в Днепре с лета 2015 года. Проведя на выборах в городской совет группу из пяти депутатов, Мишалов умудрился выторговать себе кресло секретаря городского совета, а своему соратнику – Артему Хмельникову, который возглавлял избирательный список "Самопомочи" - позицию главы бюджетной комиссии.

Такова оказалась цена "золотой акции" в городском совете. Третьим значением в бизнесе семьи Мишаловых стали, собственно, строительные компании, связанные с отцом Вячеслава – Дмитрия Мишалова, такие как ООО "Завод Мастер-Профи", ООО "Завод Мастер-Профи Украина", ООО "Мастер-Строй" и другие.

alt

Лидеры Днепровской "Самопомочи" Вячеслав Мишалов (на первом плане) и Артем Хмельников

Глядя на нынешние процессы перераспределения бюджетных потоков в Днепре, ставка Вячеслава Мишалова на бренд "Самопомочи" оказалась сверхудачной. Как сообщают "Наші гроші" со ссылкой на данные "Вісника державних закупівель", с марта по октябрь 2016 года фирма Дмитрия Мишалова "Мастер-Строй" получила подрядов на сумму 466,08 млн грн. По данным региональных СМИ, в большом меню городских проектов, к которым компания Дмитрия Мишалова получила доступ сразу после назначения Вячеслава Мишалова секретарем горсовета – ремонты дорог, реконструкция набережной Днепра, медучреждений и таких сложных инженерных объектов, как днепровские мосты.

А в ноябре 2016 года, согласно информации "Наших грошей", Департамент благоустройства и инфраструктуры Днепропетровского городского совета по результатам тендера заказал ООО "Завод Мастер-Профи" капитальный ремонт автодорожного моста №2 через Днепр за 177, 79 млн грн. Характерно, что среди всех тендерных заявок предложение фирмы Мишалова-старшего было одно из самых дорогих, тем не менее почему-то именно оно оказалось самым привлекательным для города.

Помимо фирм Дмитрия Мишалова, бюджетные деньги активно заходят и на структуры самого секретаря городского совета. По данным изданий "Наші гроші" и "Бюро.UA", фирмы Вячеслава Мишалова получили не миллионы гривен за разнообразные услуги, начиная от проведения интернета в городские среднеобразовательные школы, и заканчивая разработкой системы, которая должна была повысить прозрачность городской власти перед горожанами.

Здесь даже тендеры проводились не всегда. Издания указывают на случаи, когда подряды стоимостью в несколько десятков миллионов гривен дробились на сотни мелких, "допороговых" закупок. Данные эпизоды даже вызвали интерес у Национальной полиции, которая возбудила уголовные дела по данным фактам.

Таким образом, из городского бюджета Днепра на счета компаний Мишаловых менее чем за год перекочевала сумма в более полумиллиарда гривен. О конфликте интересов беспрецедентного масштаба в Днепре последние месяцы не говорит только ленивый.

В случае же с громким тендером на реконструкцию Центрального моста за 177 миллионов гривен, на лицо были все признаки использования такой популярной технологии для создания видимости конкурса как участие в тендере связанных фирм. Однако схема была моментально описана и проанализирована в целом ряде средств массовой информации. В этом смысле кейс с многомиллионным ремонтом Центрального моста в Днепре, который должен произойти с июня по декабрь текущего года – настоящий подарок для НАБУ: всё видно, как на ладони.

Лидер партии "Самопомощь" Андрей Садовой, в последнее время прочно вошедший в образ одного из главных критиков власти, в связи с крайне опасной ситуацией вокруг своих соратников в Днепре, похоже, также сталкивается с серьезным вызовом. История с мусорным отходам уже нанесла серьезный урон его имиджу, теперь же, по прошествии чуть более года с момента местных выборов, с мест приходят сигналы иного порядка, которые могут разрушить имидж "Самопомочи" как либерального и ориентированного на средний класс политического проекта, в который было вложено немало времени, денег и сил.

С другой стороны, а есть ли у лидеров "Самопомочи" инструменты воздействия на соратников в регионах? Это – большой вопрос. С одной стороны, руководство политической силы не может не знать о ситуации на местах. Особенно в таких важных и крупных городах как Днепр.

С другой стороны, такие кадры как Мишалов – не только проблема, но и находка. Безусловно, утверждать, что руководство "Самопомочи" находится в тесных партнерских отношениях с семьей Мишаловых – было бы слишком самонадеянно. В конце концов, такими доказательствами вряд ли кто-то располагает на сегодняшний день.

А вот то, что секретарь городского совета Днепра способен, как минимум, закрывать все нужды и потребности партии на локальном уровне – уже большое преимущество. Центральные офисы крупных политических сил, как правило, очень не любят, когда из регионов поступают навязчивые просьбы о выделении финансовых средств на поддержание оргструктуры и прочих штанов местных лидеров. А вот когда региональные лидеры способны сами наполнять казну партии хотя бы во вверенных им городах и областях – это уже что-то. На рейтинги и репутацию этих кадров можно пока что не обращать внимания. До ближайших крупных выборов в стране ещё два года.

Другое дело, что, даже предоставляя политическую "франшизу" на управление брендом и партией на местном уровне, руководство партии продолжает нести политическую ответственность за своих представителей на местах. Но что делать, если ликвидность бизнеса, намертво связанного с решениями местной власти, сегодня является рекордно высокой? Вложения сделаны, результат на выборах получен, а дивиденды могут быть выше всяких ожиданий.