ua en ru

Бюджет и ныне там: депутаты и чиновники увязли в переговорах по налоговой реформе

Бюджет и ныне там: депутаты и чиновники увязли в переговорах по налоговой реформе Кабмин готов рассмотреть и внести в Раду свой вариант налоговой реформы
Кабинет министров и парламент приступили к консультациям по вопросу налоговой реформы и проекта бюджета на 2016 год. С этой целью представители правительства и депутаты встретились вчера, 25 ноября, в здании Верховной Рады. Оценки встречи у всех сторон разные. Нардепы переговоры называют неконструктивными, так как без текстов законопроектов что-либо обсуждать нет смысла. В правительстве уверены, что это только начало, и компромисс все же будет найден. Уже 30 ноября Кабмин планирует утвердить весь пакет документов, а 2 декабря - передать их в Раду. В то же время со своим вариантом налоговой реформы может выступить президент. РБК-Украина поговорило с ключевыми участниками встречи в парламенте и предлагает ознакомиться с их прямой речью.

Кабинет министров и парламент приступили к консультациям по вопросу налоговой реформы и проекта бюджета на 2016 год. С этой целью представители правительства и депутаты встретились вчера, 25 ноября, в здании Верховной Рады. Оценки встречи у всех сторон разные. Нардепы переговоры называют неконструктивными, так как без текстов законопроектов что-либо обсуждать нет смысла. В правительстве уверены, что это только начало, и компромисс все же будет найден. Уже 30 ноября Кабмин планирует утвердить весь пакет документов, а 2 декабря - передать их в Раду. В то же время со своим вариантом налоговой реформы может выступить президент. РБК-Украина поговорило с ключевыми участниками встречи в парламенте и предлагает ознакомиться с их прямой речью.

Министр финансов Наталья Яресько:

"Вчера у нас была важная, но сложная дискуссия с представителями депутатских фракций и ключевых парламентских комитетов по обновленному проекту бюджета на 2016 год. Он сейчас разрабатывается Министерством финансов и будет построен на новой налоговой базе, согласно проекту налоговой реформы Минфина.

Ключевое направление этой дискуссии - сможет ли правительство согласиться на такое снижение налоговых ставок, что невозможно будет сбалансировать расходную часть, и, как следствие, - это приведет к ухудшению ситуации в госфинансах, к новой волне финансово-экономического кризиса. Кроме того, мы "выпадем" из программы Международного валютного фонда.

Ответственностью Министерства финансов является предложение такого варианта проекта бюджета и налоговой реформы, который, решая одну проблему в экономике Украины, в данном случае налоговую, одновременно не создаст значительных проблем на других направлениях. В частности, не усилит инфляцию, девальвацию и рост долгов из-за увеличения дефицита бюджета, или невозможности профинансировать социальные выплаты и оборонные нужды страны.

Поэтому, действуя полностью в духе ответственности, Минфин разработал не только проект налоговой реформы, который кардинально снижает налоги на зарплату, а, следовательно, снижает и доходы бюджета, но и обновленный проект бюджета, который позволит уменьшить расходы на соответствующую сумму.

После обсуждения и принятия этих законопроектов внутри правительственной команды, мы подадим их на рассмотрение и обсуждение общественности и народных депутатов. Мы надеемся, что Кабинет министров примет соответствующий пакет законодательных изменений уже 2 декабря, после чего пакет документов будет сразу подан в парламент.

Министерство финансов активно общалось с экспертами, общественностью, предпринимателями и народными депутатами последние 8 месяцев работы, то есть на протяжении всего процесса подготовки проекта налоговой реформы. Мы также надеемся на продолжение конструктивного диалога с народными депутатами по бюджету и налоговой реформе сразу после их рассмотрения на заседании правительства и представления в Верховной раде, которое мы планируем на 2 декабря".

Заместитель министра финансов Елена Макеева:

"Прошла встреча, на которой все стороны могли высказаться. Важно сейчас найти точки соприкосновения между двумя реформами. Потому что модель Минфина известна, комитета - тоже. Все понимают, что налоговая реформа должна быть, ее ждет вся страна, поэтому нужно теперь искать компромисс.

Министр на встрече показала депутатский законопроект, в котором желтым маркером были отмечены те нормы, которые мы взяли, их достаточно много. Что мы точно не взяли? Распределенную прибыль, введение института налоговых консультантов, налог на доходы физлиц - в комитетском варианте перерасчет льгот только через год, а у нас сразу. Не взяли упрощенную систему налогообложения.

Акцизы мы оставляем свои, и сохраняем действие военного сбора. Мы не взяли то, что не соответствует нашей философии. И, таким образом, мы приходим к тому, что все позитивное, мы все-таки взяли, и теперь можем переходить к ставкам.

Премьер-министр сказал: "Хорошо, хотите снижать ставки, тогда предлагайте, каким образом еще будем снижать расходную часть". Потому что экономика из тени за год не выйдет, ее невозможно посчитать и невозможно это согласовать с МВФ. А без согласования не будет и транша, и будет приостановлена программа финансирования. Юрий Луценко (глава фракции "Блок Петра Порошенко", - ред.) сказал, если сейчас невозможно так серьезно снизить ставки налогов, то мы должны показать перспективу. И это, кстати, реально.

Мы эту перспективу в своем проекте уже показали, что с 1 января 2018 года будет единый налог на зарплату - 20%, то есть объединяем НДФЛ и ЕСВ. Это все предмет наших дальнейших переговоров. Андрей Журжий ("Самопомич") много говорил о реформе Государственной фискальной службы, налоговой милиции. То есть и эта тема поднималась, и мы говорили, что все эти предложения у нас есть, но они идут отдельно от Налогового кодекса. Сергей Соболев (замглавы фракции "Батькивщина" - ред.) о налогах не говорил, но поднимал тему газа и тарифов. Депутаты предложили работать.

Нина Южанина (БПП) сказала, что уже сейчас, вечером они могут приступить. Но проблема в том, что мы не можем сейчас обнародовать наш Налоговый кодекс, так как он не утвержден Кабмином. А депутаты хотят работать только с этим документом. 30 ноября соберется правительство, и мы договорились, что после этого встречаемся рабочей группой и до 2 декабря работаем над согласованием день и ночь, чтобы в этот день уже вынести его в парламент. Встреча прошла спокойно, никто никого не перебивал. Иногда казалось, что цель встречи - высказаться. С этого все тяжелые переговоры и начинаются. Мы понимаем, что за один день к какому-то общему соглашению не придем".

Глава парламентского Комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина:

"Мне показалось, что мы ни о чем не договорились, и встреча была бесполезной. Мы и ранее понимали, что нам нужно садиться, объединять усилия и говорить максимально профессионально по каждому блоку налоговой реформы или анализировать законопроект №3357, потому что пока мы не видим другого предмета для обсуждения.

Премьер-министр на встрече говорил, что есть реформа, подготовленная правительством, и это правильно, потому что Кабмин отвечает за экономическую политику в стране, и по-другому быть не может априори. С этим не согласились депутаты. Потом к концу, когда я сказала, что встреча заканчивается ничем, премьер заявил, что должен быть альтернативный документ.

Если бы этот разговор начинался в июле, я бы его поняла. Но я ему сказала, что, думала: мы ночью уже начнем работать по существу, над каждым пунктом нашего законопроекта, над каждым пунктом их документа. Все осталось без ответа. Я не слышала, чтобы звучали даты 30 ноября, 2 декабря. Может, это уже родилось после встречи. Но я очень хочу, чтобы страна увидела проект налоговой реформы, который подготовило Министерство финансов.

Я не могу ответить на вопрос, вижу ли я перспективу принятия хоть чего-либо до конца года. Все очень тяжело. Мне кажется, ни №3357, ни правительственный законопроект не наберут достаточного количества голосов в зале. Яценюк сказал, что если и будет альтернативный законопроект, то президентский.

Хорошо, но давайте говорить, каким он должен быть. Говорить то мы не начали. А зачем тогда на Кабмине принимать их законопроект? Они тогда должны были раскрыть карты, брать наш законопроект, правительственный и выписывать президентский. Что должно случиться, чтобы люди отбросили свои личные амбиции и начали работать на благо своей страны? Я даже представить себе не могу. Вот сегодня заканчивается день, вы думаете, мы начали работать?"

Глава фракции БПП Юрий Луценко:

"Нас интересует уменьшение налогового давления на средний класс. Две революции средний класс своими средствами, своими усилиями, ценой своих жизней добивался изменений экономического порядка в стране.

Наша фракция предложила свое видение нового Налогового кодекса: уменьшение налогов с 19 платежей и сборов, которые есть сегодня, до четырех со ставкой по 10% каждый. С учетом очень тяжелой финансовой ситуации, неоконченной войны, которая требует, по меньшей мере, 100 млрд гривен в год, мы готовы этот план "четыре налога по 10%" пролонгировать во времени, то есть ввести его в течение следующего и еще двух лет. Как вариант, в 2016 году налоги будут два по 20%, два по 18%, в 2017 году - два по 20%, два по 15% и в 2018 году - два по 20%, два по 10%.

Такой законопроект мы готовы принять. Мы также настаиваем, чтобы кроме дискуссии о ставках налогов, мы поговорили и о налоговой амнистии. Надо вынуть из украинского бизнеса все зацепки и крючки, на которых его держат силовики в течение многих лет. Люди должны честно задекларировать все, что у них есть, уплатить 5% с небольших сумм, 10% - с больших состояний и быть свободными от вопросов: "Что ты делал в 1992 или в 1996 годах?"

Конечно, это не освобождает их от уголовного преследования, но освобождает от ответственности за незадекларированный имущество. Мы уверены, что это стоит сделать уже в этом году. Вчерашняя встреча глав фракций и комитетов с правительством не вышла на результат, но продолжение разговора в присутствии главы государства в Администрации президента показало, что мы близки к компромиссу.

Таким компромиссом может быть внесение от имени президента подготовленного совместной рабочей группой законопроекта, где предварительно говорится о ставках, о которых я ранее сказал, и амнистии с соответствующими платежами. Двигателем процесса со стороны парламента является Нина Южанина.

Насколько я знаю, ее поддерживают миллионы предпринимателей, она самоотверженно работает, и, тем не менее, не все можно сделать в бедной да еще и воюющей стране. И она, и наша фракция, и президент соглашаются с тем, чтобы идеи, заложенные Южаниной при поддержке общественности, могли бы быть реализованы не за один, а за несколько лет. Рабочая группа будет над этим работать уже с 1 декабря. Когда законопроект будет готов, тогда президент его и внесет. Безусловно, это будет в этом году. Без нового Налогового кодекса бюджет-2016 невозможен".

Председатель комитета ВР по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк: (Радикальная партия)

"Провели в парламенте совещание с председателем Рады, премьером, министром финансов, председателем налогового комитета и руководителями фракций по поводу налоговой реформы и статуса бюджетного процесса. Обсуждение носило, скорее, организационный и концептуальный, чем предметный характер. Ведь никаких материалов правительством к совещанию предоставлено не было, однако звучали призывы отозвать законопроект №3357.

Вектор видения у правительства и у депутатов разный. Чиновники стремятся к эволюционным изменениям, которые устроят МВФ. Но депутаты сомневаются, что это вытянет страну из экономической пропасти.

Я считаю, что министр финансов и премьер по вопросам налоговой реформы пользуются ошибочной логикой. Мол, если снижаем налоги - должны непременно сократить и государственные расходы. Но это слишком упрощенная схема. Ведь когда более 50% экономики находится "в тени", одной из главных целей налоговой реформы должна быть именно детенизация. Коррупция при администрировании налогов, контрабанда на таможне... Если не собираемся ломать эти "темы", то нечего и начинать налоговую реформу.

Я уже не говорю об экономическом росте, который должен стать целью и результатом снижения налогов. Ведь если его ожидать на уровне 2-3% в год при текущей низкой базе - это приговор для страны и тем более для власти. Надо проектировать рост на уровне 8-10-12% в год, и радикальная налоговая либерализация, заложенная в законопроект №3357, - один из реальных инструментов его формирования.

Похоже, что чиновники считают МВФ "константой", а украинских граждан и предпринимателей "переменной". Но на самом деле должно быть наоборот. Обязательства перед МВФ, говорите? А обязательств перед Украиной у вас нет? МВФ наш вынужденный попутчик.

Целью налоговой реформы должно быть не углубление сотрудничества с МВФ и другими кредиторами, а легальное прекращение сотрудничества с ними из-за приобретения финансовой самостоятельности и экономического роста. Спикер парламента призвал создать совместную рабочую группу ВР-КМУ, что мы и сделаем, но настроя на сотрудничество не ощущается".

Член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова ("Самопомич"):

"Премьер-министр сказал, что проекты бюджета и Налогового кодекса будут готовы ко 2 декабря. Позитив в том, что из депутатского законопроекта Кабмин берет часть норм об улучшении администрирования. Но они настаивают на том, что основным должен быть правительственный законопроект.

Депутаты попросили предъявить его, но нам сказали, что он еще не готов, он не прошел через Кабмин, и его покажут только тогда, когда он будет согласован и принят. Нина Южанина сказала, что мы долго ждали диалога с правительством, и сейчас мы встретились для того, чтобы получить их текст реформы.

Юрий Луценко заявил, что фракция БПП поддерживает депутатский законопроект. Потом выступил Максим Бурбак (глава фракции "Народный фронт", - ред.) и сообщил, что его фракция законопроект читала и поддерживает его. Олег Березюк (глава фракции "Самопомич", - ред.) сказал, что не понимает, зачем нужна такая встреча, она непродуктивна, так как правительство пришло на нее без документов.

Кабмин должен был подготовиться, каждому депутату, который пришел на встречу, раздать свой вариант Налогового кодекса и проекта бюджета с расчетами. Только тогда дискуссия могла быть предметной. Поскольку пришли ни с чем, то и встреча неуместна. Я говорила о законопроект №3357 и двух направлениях в нем - налоге на распределенную прибыль и НДС.

Только в комплексе три меры - ставка НДС, автоматическое возмещение и распределенная прибыль - могут дать толчок для минимизации фактов использования оптимизационных схем, площадок для фиктивных "приходов" и вывода денег за рубеж через роялти, проценты, дивиденды. Я в конце у премьера спросила, почему наши хорошие предложения не учли, мы не хотели показать, что правительство плохое, а мы - хорошие.

Мы разработали и внесли свой законопроект, так как поняли, что к 1 июля ничего не сделано, а к 1 сентября есть набор картинок. А нам и вам - членам коалиции - нужно было с каким-то предложением выйти к предприятиям, которые также кредитуют бюджет и экономику, как и международные кредиторы.

Заседание закончилось на той ноте, что будет создана рабочая группа. Сегодня нам должны были объявить о начале работы, но очевидно, что это будет не раньше 30 ноября. Я считаю, что налоговая реформа правительством провалена и конструктива, которого мы ожидали от вчерашней встречи, не произошло. По поводу ответственности за провал реформы, кто-то из них сказал, что депутаты могут написать постановление о нашей отставке. Это сказано было с издевкой и в таком контексте, что парламент все равно не сможет отправить их в отставку".