Обилие пиратского контента в последние годы является одной из основных проблем правообладателей и провайдеров в Украине. Впрочем, постепенно ситуация начинает изменяться в лучшую сторону - компании нащупали эффективные методы воздействия на нелегальных распространителей контента.
Обилие пиратского контента в последние годы является одной из основных проблем правообладателей и провайдеров в Украине. Впрочем, постепенно ситуация начинает изменяться в лучшую сторону - компании нащупали эффективные методы воздействия на нелегальных распространителей контента.
Распространенность нелегального контента в Украине уже который год является головной болью и для правообладателей, и для провайдеров, распространяющих лицензионную продукцию. Украина дважды признавалась торговым представительством США (USTR) и Международным альянсом интеллектуальной собственности (IIPA) одним из крупнейших мировых распространителей нелицензионной продукций.
По словам директора по маркетингу онлайн-кинотеатра Megogo Ивана Шестакова, при нынешней ситуации на украинском рынке контента, практически невозможно привлечь зарубежного инвестора для создания качественной отечественной аудиовизуальной продукции.
"Если мы хотим развивать отечественный телевизионный рынок и кинематографию, нам в первую очередь необходимо бороться с пиратством", - считает Шестаков.
Серьезные убытки терпят и провайдеры телевидения. По оценке президента компании "Воля" Сергея Бойко, количество легальных абонентов платного телевидения сейчас составляет около 3,6 млн человек. До начала экономического кризиса эта цифра была на уровне 4,2-4,5 млн человек, а общий объем рынка в Украине как до кризиса, так и после него оставался на уровне 6,5 млн абонентов.
У ОТТ-провайдеров ситуация хоть и легче, чем у кабельных операторов, но ненамного. "В кризис мы не увидели падения рынка - люди хотят "хлеба и зрелищ", поэтому услуги телевидения будут пользоваться популярностью у населения. Вместе с тем, пираты, а точнее нелегальные игроки на рынке, более конкурентноспособны, потому что в отличие от нас не несут более 50% расходов на приобретение контента", - сказал основатель ОТТ-сервиса Divan.TV Андрей Колодюк.
По его словам, как только будет решен вопрос с тем, что нелегальные игроки станут легальными либо будут закрыты, - игрокам на рынке станет существенно проще.
В 2013 году четыре крупнейших украинских медиа-холдинга (InterMediaGroup, 1+1 Media, "Медиа Группа Украина", StarLightMedia) заявили о создании инициативы "Чистое небо", которая была призвана уменшить количество сайтов с пиратским контентом.
По информации директора по стратегическому развитию StarLightMedia (SLM) Федора Гречанинова, за 2014 год в рамках этой инициативы было найдено более 220 тыс. ссылок с нелегальным контентом холдинга, 83% из которых были удалены.
"В прошлом году мы боролись не столько с самими пиратами, как субъектами, сколько с пиратством как явлением - по итогам переговоров 35 сайтов перестали воровать наш контент, а 30 - стали нашими партнерами и стали размещать контент на легальных условиях", - пояснил Гречанинов.
По его словам, в ближайшее время "Чистое небо" планирует расшириться за счет привлечения новых правообладателей.
Гречанинов также отметил, что Госслужба интеллектуальной собственности готовит законопроект по защите правообладателей в Интернете, основанный на концепции, предложенной SLM.
Но, по словам Сергея Бойко, вопросы есть и к представителям "Чистого неба". "Они призывают рекламодателей не размещать рекламу на пиратских сайтах. Но есть маленький нюанс - если этим заниматься целенаправленно и систематично, как мне кажется, нужно было бы опубликовать список платформ, которые размещают рекламу на пиратских ресурсах", - отметил Бойко.
Он пояснил, что также существует группа представителей различных платформ (спутниковые, кабельные, легальные интернет-провайдеры), которая заинтересована в борьбе с кард-шарингом и пиратством. В рамках этой группы эксперты определяют местонахождение серверов, с которых рассылаются взломанные коды доступа, после чего при поддержке департаментов борьбы с киберпреступлениями МВД или СБУ направляются запросы к дата-центрам, в которых размещены эти сервера, или к полиции тех стран, где расположены дата-центры.
"За прошлый год количество таких серверов колеблется от 120 до 128, а количество кардшаринговых карточек, которые были отключены - от 120 до 128 тысяч", - добавил Бойко.
Но этих отключений явно недостаточно, исходя из того, что прирост абонентов пиратских сервисов гораздо выше 120 тыс.
"Но в этом году есть все предпосылки считать, что государство будет больше внимания уделять проблеме пиратства, ведь у нас есть международные обязательства по усилению борьбы с этим явлением. А игроки рынка будут всячески помогать и сигнализировать, в случае, если вдруг у государства пропадет энтузиазм", - резюмировал президент "Воли-кабель".