ua en ru

Не больше трех посылок из-за рубежа: как государство решило бороться с контрабандой

Не больше трех посылок из-за рубежа: как государство решило бороться с контрабандой Ужесточение налогов усложнит жизнь недобросовестным бизнесменам, но не поможет полностью уничтожить контрабанду (Фото: sfs.gov.ua)

Парламент ужесточил налогообложение товаров, которые ввозятся в Украину из-за рубежа.

Парламент принял поправки в Налоговый кодекс и ужесточил налогообложение посылок и зарубежных товаров. Теперь каждый украинец ежемесячно сможет без пошлин получать всего три посылки из-за рубежа. Так в правительстве планируют бороться с недобросовестными бизнесменами, которые покупают иностранные товары не платя налоги, а потом сбывают в Украине через интернет. Однако непонятно, кто будет вести реестр почтовых отправлений, ведь только через одного оператора в год проходит более миллиона таких посылок. Поэтому инициатива требует колоссальных затрат из госбюджета и от самих почтовых операторов. Вторая поправка призвана побороть схемы на границе, когда в Украину дробными партиями ввозят большие объемы товаров без уплаты пошлин. Но и тут благие намерения депутатов ударяются о ряд вопросов экспертов и простых украинцев. Подробнее об этом - в материале РБК-Украина.

7 декабря парламент ужесточил налогообложение товаров, которые ввозятся в Украину из-за рубежа. Речь идет о вещах, которые физлица провозят в ручном или сопровождаемом багаже наземным транспортом (норма не касается воздушного сообщения). Если человек отсутствовал в Украине меньше суток или въезжал в страну чаще одного раза в 72 часа, он сможет ввести без пошлины товар лишь на сумму в 50 евро. Более дорогие вещи будут облагаться налогом. "Базой налогообложения является часть суммарной фактурной стоимости таких товаров, превышающая эквивалент 50 евро, с учетом пошлины, подлежащей уплате", - говорится в поправках в Налоговый кодекс относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году. Ранее закон разрешал без налогов ввозить товары стоимостью 500 евро и весом до 50 кг. Но не чаще, чем раз в сутки.

Как рассказал РБК-Украина автор поправки, народный депутат Вадим Денисенко (фракция "БПП"), ее задача - уничтожить теневые схемы, которыми активно пользуются жители приграничных регионов. Обычно недобросовестные бизнесмены действуют следующим образом. Везут из других стран оптовые партии товаров и разгружают фуры перед границей. Туда подъезжает микроавтобус с украинцами, которые берут груз в расчете 50 кг или ценой 500 евро на человека. Они провозят все эти вещи в Украину якобы для личного пользования, не растаможивая. Также вблизи пограничных постов с обеих сторон подрабатывают люди, которых в народе называют "пиджаками". Они за вознаграждение подсаживаются в машины, где превышен лимит товара. Таким образом, товар делится на большее количество людей по весу и стоимости. В Украине перевозчики разгружаются, и продают товары в мелких магазинах или через интернет. Кроме того, предприниматели снижают стоимость закупки за счет системы Tax free (в Евросоюзе иностранцам при выезде возвращают НДС за покупки, сделанные в странах ЕС).

В свою очередь, предприниматели, зарабатывающие на подобных схемах, отмечают, что государство ведет борьбу только с мелкими нарушителями, а на грехи крупного бизнеса закрывает глаза. Ведь у них тоже есть свои схемы по уклонению от налогов и пошлин. В то же время, большинство жителей приграничной зоны живут за счет продажи товаров из Европы.

Андрей из Черновцов работает в компании, которая возит товары из-за рубежа. Благодаря работе он кормит семью и пятерых детей и говорит, что другого аналогичного заработка в своем регионе он просто не нашел бы. Андрей считает, что люди, зарабатывающие на подобных схемах, платили бы налоги, если бы они были более щадящими. Новые ужесточения, по его словам, только усугубят ситуацию, ведь люди будут еще сильнее укрываться от налогов. Андрей отмечает, что нововведения вряд ли помогут побороть схемы еще и потому, что в них задействованы таможенники. "Когда едешь из Европы, вначале они берут товар на осмотр. Если на границе подозревают, что товар стоит более 500 евро, предлагают составить акт. Но у меня, как и у других предпринимателей, есть номера нужных людей. Достаточно связаться через них с таможенниками, и узнаешь сумму, которую нужно заплатить, чтобы они пропустили", - рассказал Андрей РБК-Украина. По его словам, таможенников тяжело уличить в коррупции, потому что предприниматели не платят им лично. Чаще всего, бизнесмены передают деньги людям, которые сотрудничают с таможенниками. Например, такой "связной" может ждать уже на территории Украины, на ближайшей заправке.

В свою очередь, житель Ужгорода Олег, который зарабатывает автобусными перевозками в Европу, рассказал РБК-Украина, что все его коллеги возят контрабанду из ЕС. По его словам, средняя такса на таможне составляет 300 евро.

По мнению экспертов, ужесточение налогов усложнит жизнь недобросовестным бизнесменам, но не поможет полностью уничтожить контрабанду. По мнению сопредседателя таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации Александра Лазарева, контрабанда в Украине процветает в первую очередь из-за того, что почти любой товар можно продать без каких-либо документов. "Контрабанду нужно искать внутри страны, и делать невозможной или очень сложной ее продажу. Ограничить ее ввоз физически невозможно, так как у нас слишком большая протяженность границы и слишком много возможностей любой товар сюда привести. У нас везде должны быть кассовые аппараты, чтобы покупателям всегда выдавали фискальный чек при любой покупке", - рассказал Лазарев РБК-Украина. По его словам, сейчас в Украине продажа незаконно ввезенных товаров никак не отслеживается, поэтому точно не известны ни объемы, ни финансовые потери государства.

Не больше трех посылок

Парламент также ограничил беспошлинный ввоз посылок в Украину. С 1 января 2019 года, когда норма заработает, один получатель-физлицо сможет без налогов получать всего три посылки в месяц. При чем каждая должна стоить не более 150 евро. За четвертую и следующие посылки придется платить 20% НДС и пошлину в 10% от полной стоимости вещи. Сейчас же можно получать неограниченное количество посылок, а налогами облагаются только те, стоимость которых превышает 150 евро. При этом, получатель платит НДС или пошлину только с той суммы, которая превышает эту цифру.

По мнению авторов законопроекта, такое нововведение также поможет в борьбе с недобросовестными предпринимателями. Ведь некоторые украинцы построили на этом целый бизнес. Они покупают за рубежом товары стоимостью до 150 евро и ввозят их без пошлин и уплаты налогов. Потом эти вещи продают на маркетплейсах или в соцсетях. Зарубежные магазины также могут зарабатывать в Украине продавая местным жителям свои товары и не платя налоги, которые могли бы пойти в госбюджет.

В то же время, почтовые компании обращают внимание, что авторы поправки не предоставили расчетов об ожидаемом доходе. РБК-Украина обратилось в Министерство финансов, чтобы получить информацию на этот счет. Однако на момент выхода материала Минфин так и не предоставил ответ на запрос.

В Укрпочте утверждают, что расходы на администрирование посылок могут превысить предполагаемые поступления в государственную казну. Кроме того, прохождение таможенного контроля увеличит время ожидания почтовых отправлений. "Сейчас таможенная служба проводит лишь выборочные проверки посылок. Для оценки стоимости заказа, таможенникам нужно полчаса, чтобы проверить содержимое одной посылки и найти в интернете, сколько стоит аналогичный товар. Увеличение количества посылок приведет к задержкам на границе и неизвестно, когда клиент получит посылку", - сообщили РБК-Украина в Укрпочте.

Чтобы понять масштабы подобных операций, нужно учитывать, что только через "Новую почту Интернешнл" украинцы получили в 2016 году более миллиона посылок из-за рубежа. С января по ноябрь 2017-го в Украину доставили более 5 млн международных отправлений.

К тому же, предприниматели и дальше смогут уклоняться от налогов. Например, будут оформлять заказ на близких, или пользоваться услугами юридических лиц, на которых ограничение не распространяется. В Укрпочте также привели в пример Беларусь, где после введения пошлин на все посылки стоимостью от 22 евро сократилось количество посылок из-за рубежа, зато стали популярными "серые" перевозчики. Кроме того, операторам придется компенсировать затраты за счет увеличения тарифов. "В результате это приведет к подорожанию товаров для обычных украинцев. Заказанный товар на внутреннем рынке у посредников будет стоить гораздо дороже. А за посылку в $5 с AliExpress необходимо будет заплатить пошлину в $1", - подчеркивают в Укрпочте.

Реестр посылок

Кроме того, есть ряд вопросов к ведению учета посылок. Автор поправки, народный депутат Вадим Денисенко (БПП) отмечает, что специальный реестр посылок будет вести ГФС. В то же время, в "Новой почте" говорят, что в документе нет конкретных указаний на этот счет. "В принятом законе не урегулирован механизм учета количества отправлений, получаемых лицом, и механизм учета стоимости товаров. Остается непонятным, кто и каким образом для целей расчета НДС должен считать посылки, получаемые физическим лицом и стоимость таких посылок. Это значит, что до 2019 года законодатели должны определить такой механизм", - сообщил РБК-Украина директор по правовым вопросам "Новая почта-центр" Инна Хомич.

В свою очередь, в ноябре Министерство финансов анонсировало законопроект о детенизации рынка почтовых услуг. В документе предлагали возложить учет посылок граждан и взимание налогов на почтовых операторов. В Укрпочте сообщили, что не поддерживают такую инициативу. Дело в том, что между операторами нет единой базы, где указано, сколько посылок в месяц получил человек. "Не существует механизма, как собирать персональные данные (идентификационные коды) с зарубежных площадок, непонятно, как данный реестр должен работать в некомпьютеризованих офисах в деревне? К тому же, Укрпочта не влияет на сроки доставки из-за границы, так как отправления идут разными путями. И посылка, которую потребитель заказал на следующий месяц, может прийти в текущем месяце, станет четвертой и за нее нужно платить НДС", - отмечают в пресс-службе национального оператора.

Кроме того, выполнение закона потребует от государства создания и поддержания защищенной ІТ-системы для хранения данных, внедрения системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров, контроля стандартов качества процедур таможенного оформления. Почтово-логистические компании также понесут серьезные затраты на сбор, анализ и проверку данных для импорта, расходы для оформления таможенных деклараций и внедрения системы регистрационных номеров для нерегулярных импортеров. В Укрпочте эти расходы оценивают, как минимум в 150 млн грн.

В Государственной фискальной службе на запрос РБК-Украина по поводу этих изменений пока не ответили, отметив, что комментарий будет иметь смысл после вступления документа в силу.