Б.Петров: "Мажоритарная система в Украине стала синонимом массированного подкупа избирателей"
РБК-Украина: Каким Вы видите будущее административно-территориальной реформы? В каком направлении она должна двигаться - в сторону федерализма или же в сторону централизации?
Борис Петров: Прежде всего, целью проведения административно-территориальной реформы является приближение административных услуг к каждому человеку, проживающему в области. В облгосадминистрации сегодня разработана новая модель административно-территориального устройства Запорожской области.
Есть несколько проблем в современном административно-территориальном устройстве области - разница между количеством населения и площадью, а также отдаленность административно-территориальных единиц базового уровня от административных единиц районного и областного уровней. Всего на территории области 304 городских, сельских и поселковых советов, которые объединяют 951 населенный пункт. По результатам проведения административно-территориальной реформы на территории области планируется создать 51 громаду.
После проведения реформы административно-территориального устройства Запорожской области в каждом населенном пункте будет представитель власти, что позволит максимально приблизить органы власти к населению, при этом уменьшится количество советов. Одной из важнейших характеристик формирования новых общин была непосредственная близость бюджетной и социальной сфер (временная доступность в пределах 15-20 минут при расстоянии между центром общины и населенными пунктами - 10-30 км).
РБК-Украина: Поддерживаете ли Вы возврат к мажоритарной системе выборов на местном уровне, и как может измениться расстановка сил в области при возврату к мажоритарке?
Б.П.: Мажоритарная система имеет много недостатков. Во-первых, широкое применение административного ресурса, в результате чего руководители отдельных территорий превращают города и районы в свои удельные княжества.
Во-вторых, мажоритарная система в Украине стала синонимом массированного подкупа избирателей - мэром города можно стать за гречку и сало. Может избранный таким образом мэр честно выполнять свой долг?
И, в-третьих, мажоритарная система очень сильно искажает волеизъявление граждан. При ней часто случается, что интересы 10-тысячного округа представляют депутаты, избранные 500 голосами. Чего далеко ходить. В Ленинском и Хортицком районах Запорожья в 2002 г. народным депутатом был избран Юрий Артеменко - за него проголосовали всего 15% избирателей.
Пропорциональная система позволяет избежать многих недостатков мажоритарной системы, но у нее есть свои проблемы. Часто избиратель покупает «кота в мешке», голосуя за первые фамилии в списке и не зная тех, кто стоит дальше.
Одна из главных задач, которые стоят на повестке дня - построить в Украине развитое гражданское общество, укрепить основы демократии. Этого нельзя сделать без создания эффективных, сильных, развитых политических партий. Некоторым политическим партиям удалось добиться хороших результатов, дойти до каждого населенного пункта в Украине. Но таких, как например, Партия регионов, - единицы. Так что переход к пропорциональной системе выборов в сельские и поселковые советы был бы выгоден для ПР, но невыгоден с точки развития демократических процессов в Украине. Кроме того, исторически сложилось, что в сельской местности, где партийные структуры развиты слабо, большинство людей ориентируются, в первую очередь, на личные и деловые качества кандидатов.
Поэтому избирательная система в Украине должна быть комплексной. Сельские и поселковые советы - мажоритарная система, города и районы - смешанная система, облсовет - пропорциональная, в идеале - система открытых списков, когда избиратель может сделать выбор не только в пользу идеологии, но и отдельного кандидата. На уровне области избиратели обязательно должны знать, какая политическая сила берет на себя ответственность за реализацию государственной политики в регионе.
РБК-Украина: Вы полностью сформировали свою команду заместителей, оставив из «старой гвардии» лишь Геннадия Фукса. Планируются ли столь резкие кадровые ротации на уровне руководства управлений облгосадминистрации? Деятельностью каких управлений Вы недовольны, кого бы Вы хотели заменить?
Б.П.: Претензий к результатам работы структурных подразделений ОГА нет, и поэтому серьезных кадровых ротаций не планируется, тем более - по политическому признаку. Кадровые изменения состоялись в двух структурных подразделениях облгосадминистрации. И исключительно по причине достижения предельного срока пребывания руководителя на госслужбе и выходом на пенсию, а также - по собственному желанию. В дальнейшем кадровые решения будут приниматься в зависимости от результатов работы структурных подразделений ОГА.
РБК-Украина: Мэр Мелитополя Дмитрий Сычев находится в состоянии перманентного конфликта со своими местными соратниками из ПР. Намереваетесь ли Вы каким-то образом сгладить данную конфронтацию? Кого Вы считаете правым, а кого - виноватым в сложившемся противостоянии?
Б.П.: Прежде всего, хотел бы отметить, что никакого конфликта не было и нет. Есть обыкновенные рабочие моменты в хорошей рабочей партийной организации. Естественно возникают определенные дискуссии - не бывает одинаково думающих людей. Не вижу в этом трагедии.
Что касается выхода из ситуации, то на последнем заседании исполкома областной организации ПР Ярослав Пыжинский добровольно сложил с себя обязанности руководителя городской партийной организации и исполком рекомендует мелитопольским товарищам избрать на эту должность народного депутата Владимира Ярощука.
РБК-Украина: В СМИ часто упоминается о Ваших натянутых отношениях с мэром Запорожья Евгением Карташовым. Как Вы относитесь к тому, что Президент Виктор Янукович включил его в состав Совета регионов? И какое будущее за данным органом в целом?
Б.П.: Начну со второй части вопроса. На Совет регионов возложены очень важные и сложные задачи. Если коротко - это подготовка базиса для комплекса реформ в государственном строительстве. Для этого и нужны люди, которые имеют большой и разносторонний опыт - организаторский, научный, хозяйственный, дипломатический. Исходя из этого определяется качественный состав Совета. От нашей области в него входят председатели Запорожской ОГА и облсовета (по должности), а также мэр Запорожья. Было бы неправильно, если бы в состав Совета регионов не включили мэров мегаполисов.
Теперь о моих отношениях с Евгением Карташовым. В ОГА произошла смена руководства. Меняются подходы к работе как в стране, так и в регионах. Ни для кого не секрет, что облгосадминистрация тесно сотрудничает с Запорожьем как основной бюджетообразующей единицей области. Поэтому между ОГА и Запорожским горсоветом устанавливаются прагматичные и конструктивные связи. Иногда этот процесс болезненный. И как в любом деле при решении отдельных вопросов могут возникать споры, трения, но это рабочие моменты в рабочих отношениях. Называть это натянутыми отношениями - сильное преувеличение. Как говорится, ничего личного.
РБК-Украина: Вы упоминали о необходимости развития транспортного потенциала области. Что для этого необходимо: расширение старых транспортных коридоров или строительство новых? Насколько реалистичным в нынешних экономических условиях Вы считаете создание предусмотренного в генплане области северного мостового перехода, через который будет проходить новая магистраль, параллельная транспортному коридору Европа - Азия?
Б.П.: По территории Запорожской области проходит один автотранспортный коридор - дорога М-14 (Одесса - Мелитополь - Новоазовск). Также имеется важная автомагистраль М-18 (Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта). Приоритетными и первоочередными проектами развития транспортного потенциала области определены такие: строительство автомагистрали через Днепр в Запорожье, реконструкция автодороги М-18, строительство объездной дороги вокруг Мелитополя (между магистралями М-18 и М-14). Данные вопросы и информация о нуждах области в части финансирования объектов доведена до центральных органов исполнительной власти. А северный мостовой переход через Каховское водохранилище станет неотъемлемой составляющей альтернативной магистрали транспортного коридора Европа - Азия и, одновременно с этим, позволит исключить транзитное движение через Запорожье.
Но в последнее время возможности государственного и местного бюджетов позволяли финансировать только текущие ремонты автопутей общего пользования. Мосты в Запорожье строятся недостаточными темпами ввиду ограниченного финансирования.
РБК-Украина: Как скажется на нашем городе и выполнении программы природоохранных предприятий перспектива продажи «Запорожстали»? Как Вы относитесь к идее выдачи госкредита новым собственникам на завершение модернизации производства и переход от мартеновского способа выплавки стали к конвекторному?
Б.П.: ОАО «ЗМК «Запорожсталь» остается бюджетонаполняющим предприятием и одним из основных работодателей области. Удельный вес комбината в промышленном производстве региона составляет больше 17%. Но также предприятие занимает первое место по выбросам загрязняющих веществ в атмосферу Запорожья. От новых владельцев нам нужны соблюдение норм природоохранного законодательства и сохранение рабочих мест.
Модернизация предприятия необходима. Между «Запорожсталью», Siemens FAI и Европейским банком реконструкции и развития в ближайшее время планируется проведение переговоров по финансированию приобретения оборудования и строительства конверторного цеха комбината.
РБК-Украина: Строящийся сейчас завод полупроводников после запуска может испытать нужду в каких-либо послаблениях на период становления производства и налаживанию отношений с поставщиками и покупателями. Готова ли областная власть содействовать предоставлению преференций заводу полупроводников, как новорожденному производству? Если да, то в какой сфере, на Ваш взгляд, лучше предоставить преференции - в плате за землю, налогообложении, расчетам за энергоносители?
Б.П.: В настоящее время на ОАО «Завод полупроводников» реализуется проект по реконструкции производства, основные цели которого: организация высокорентабельного производства кремниевой продукции солнечного качества; расширение производства, использование собственного сырья и обеспечение более полной переработки кремния; создание полного цикла производства кремниевой продукции. В III квартале с.г. планируется запуск производства трихлорсилана и кремния.
Наиболее реальными преференциями на сегодня является предоставление льгот по плате за землю. В случае необходимости облгосадминистрация готова вынести этот вопрос на рассмотрение облсовета. В то же время надо понимать, что 75% платы за землю уходит в городской бюджет, поэтому принятие такого решения должно быть согласовано с горсоветом.
РБК-Украина: В ходе своего визита на Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) министр промполитики Дмитрий Колесников заявил о необходимости найти инвестора под модернизацию производства. Есть ли сейчас наметки относительно возможных инвесторов? Какая сумма необходима для замены устаревших однотонных аппаратов на трехтонные?
Б.П.: Интерес к ЗТМК представляют разные бизнес-группы. По словам руководителей предприятия, для замены устаревших однотонных аппаратов на более мощные трехтонные необходимы 16 млн долл. Предприятием разработан поэтапный план стратегического развития ЗТМК, который направлен Минпромполитики на согласование.
РБК-Украина: Вы неоднократно заявляли о необходимости выведения Запорожского алюминиевого комбината из стагнации. Не так давно, по вашим словам, первый вице-премьер Андрей Клюев встречался в Киеве с владельцем «Базэла» Олегом Дерипаской, чтобы обсудить возможные способы реанимации предприятия. Вы не могли бы назвать более конкретно, какие шаги предусматриваются на этом пути?
Б.П.: Андрей Клюев и Олег Дерипаска провели переговоры относительно выведения Запорожского алюминиевого комбината из состояния стагнации. Минпромполитики подготовлен проект порядка расчета розничных цен на электроэнергию для производства первичного алюминия и законопроект о внесении изменений в закон «Про электроэнергетику». Ускорение принятия порядка и законопроекта даст возможность возобновить нормальную производственную деятельность предприятия. От собственников ждем модернизации производства, выполнения плана экологических мероприятий в полном объеме, обеспечения социальных гарантий работникам и ветеранам предприятия.
РБК-Украина: На юге области компания Euro Cape планирует строительство ветряной электростанции. Насколько перспективным Вы считаете развитие отрасли альтернативной энергетики в нашем регионе? И насколько рациональны землеотводы в сухих приморских районах под реализацию подобных проектов?
Б.П.: Доля выработки электроэнергии от ветровых электростанций в общей генерации европейских стран достигает 20%. Последние исследования показали, что достаточным ветровым потенциалом в Запорожской области обладают территории Приазовского, Приморского, Бердянского и Акимовского районов.
Начата реализация проектов по строительству парков ветровых электростанций на территориях Приазовского, Приморского и Бердянского районов области, общей мощностью свыше 1000 МВт, при ожидаемом объеме инвестиций более 700 млн евро. Реализация проектов осуществляется при поддержке облгосадминистрации исключительно за счет средств инвесторов. Основные инвесторы - компания Euro Cape New Energy и ООО «Винд Пауер» Донбасской топливно-энергетической компании. В данное время компании-инвесторы находятся на этапе выполнения предпроектной документации, проведения общественных слушаний и завершения землеустроительных работ.
Размещение ВЭС планируется на землях не сельскохозяйственного назначения, которые не являются рекреационной зоной.
РБК-Украина: На данный момент компания «Нибулон» строит в Каменко-Днепровке крупный терминал для отгрузки зерна. Какие инфраструктурные объекты подобного уровня необходимы для развития АПК в нашей области?
Б.П.:Учитывая то, что последний элеватор в Запорожской области был построен еще в 1981 г., а из 39 существующих элеваторов 20 нуждаются в переоснащении и реконструкции, строительство современных автоматизированных перевалочных комплексов очень актуально.
Компания «Нибулон» 30 апреля 2010 г. ввела в эксплуатацию терминал для отгрузки зерновых и технических культур мощностью 75,2 тыс. т. ОГА и облсовет подписали с ООО СП «Нибулон» меморандум о строительстве еще нескольких зерновых терминалов в разных районах нашей области.
Актуальным вопросом в области является создание оптового рынка сельскохозяйственной продукции. Облгосадминистрация внесла предложение в МинАП о включении строительства коммунального предприятия «Фермерский рынок» Запорожской области в государственную целевую программу создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции на 2010 г., которая утверждена постановлением Кабмина №562 от 3 июня 2009 г.
РБК-Украина: Намереваетесь ли Вы проводить спецревизию в земельной сфере, посвященную расследованию законности землеотводов прошлых лет? Готовы ли Вы приостановить процедуру землеотводов?
Б.П.: Буквально на днях я подпишу распоряжение по мониторингу райадминистраций в части выделения земель в области. Согласно этому мониторингу, будет проведена оценка как прошлых землеотводов, так и будущих.
РБК-Украина: На прошлой неделе принят бюджет Запорожской обл., который глава облсовета Павел Матвиенко охарактеризовал как напряженный. Нарекания со стороны главы бюджетной комиссии Виктора Холодного вызвала норма, позволяющая ОГА корректировать суммы поступлений и затрат - фактически, это ручной режим на местном уровне. Чем обусловлена необходимость такого решения?
Б.П.: Я полностью согласен с председателем облсовета в том, что областной бюджет напряженный. Рост доходной части бюджета в 2010 г. против фактического выполнения 2009 г. предусмотрен на уровне 110,5 %. Однако за 4 месяца бюджет выполнен на 102,5%. Сверх плана получено 4,8 млн грн. Как видим, бюджет реальный, но для его выполнения нужно будет много потрудиться. Предусмотренные в бюджете программы и мероприятия будут профинансированы в полном объеме.
Что касается возражений Виктора Холодного против нормы позволяющей облгосадминистрации корректировать суммы поступлений и затрат. Суть вопроса заключается в праве облгосадминистрации в межсессионный период распределять и перераспределять объемы субвенций, которые областной бюджет получает из госбюджета. Это право возникло не сегодня и существует уже четыре года. Ежегодно решение о бюджете проходит проверку в Минфине и замечаний к нашему решению не было. Такое право на перераспределение субвенций между территориями и видами субвенций в законе о госбюджете предоставлено Министерству финансов.
Необходимость распределения и перераспределения объемов субвенций, которые облбюджет получает из госбюджета, вызвана тем, что, согласно действующему порядку, на перечисление средств с областного бюджета до распорядителя этих средств дается всего три дня. Таких изменений, особенно в конце года, очень много. А собирать по каждому случаю внеочередные сессии не представляется возможным. Поэтому, с целью оперативного распределения и использования выделенных средств, и принято такое решение.
Кстати, все распоряжения облгосадминистрации по распределению и перераспределению субвенций согласовываются с бюджетной комиссией облсовета и выносятся на рассмотрение очередной сессии облсовета.
Беседовал Сергей Сидоров