Андрей Пивоварский: "Техническое состояние железной дороги ужасающее"
В первой части интервью РБК-Украина министр инфраструктуры Андрей Пивоварский рассказал о будущем автодорожного хозяйства и портов. Во второй части интервью акценты сделаны на развитии авиаотрасли и будущем "Укрзализныци".
"В ближайшие годы УЗ должна заменить более 1200 электровозов и более 1000 тепловозов. Это объемы, которые интересны всем глобальным игрокам на рынке производства тягового подвижного состава", - сказал, в частности, министр инфраструктуры Украины Андрей Пивоварский.
О железной дороге
РБК-Украина: Как сейчас "Укрзализныця" живет без полноценного руководителя?
Андрей Пивоварский: Там есть руководитель - Максим Бланк. Для меня не имеет значения - и.о., врио. Есть руководитель, есть руководители региональных железных дорог, есть заместители. Все они - уважаемые железнодорожники. А в среду, 8 апреля, Кабмин поддержал кандидатуру Федорко на должность заместителя Бланка.
РБК-Украина: Какова судьба конкурса по назначению руководителя "Укрзализныци" и аэропортов?
Андрей Пивоварский: Как известно, мы подали апелляцию на решение первой инстанции, которым проведение этих конкурсов было заблокировано. Заседание суда назначено на 23 апреля. Посмотрим, что будет.
Есть постановление Кабмина №777, которое говорит, что на все должности должны проводиться конкурсы.
РБК-Украина: Какую-то конкретику можете сказать, когда можно ожидать окончания конкурса?
Андрей Пивоварский: Сейчас не могу ничего сказать. Железная дорога на данном этапе функционирует нормально. Есть человеческий фактор на местах, когда некоторые люди не справляются со своими обязанностями. И время от времени есть саботаж, с которым активно боремся, в том числе меняя людей.
У железной дроги сейчас много других проблем. Техническое состояние просто ужасающее, проблема с ликвидностью.
РБК-Украина: Можете рассказать о планах по инвестициям в "Укрзализныцю"?
Андрей Пивоварский: Сегодня основная задача, которая поставлена перед железной дорогой - более тесное сотрудничество с предприятиями Мининфраструктуры, которые имеют возможности по ремонту, по созданию необходимых механизмов. Эти предприятия недозагружены. То есть, несмотря на неудовлетворительное техническое состояние основных средств железной дороги, она не дает заказы на ремонтные предприятия.
Получается, с одной стороны, дороге необходимо обновляться. С другой стороны, на предприятиях люди без работы. Почему не создать синергию? Почему не дать людям работу? Почему не уплотнить кооперацию железной дороги с государственными же предприятиями? Мне говорят, что нет денег.
Я попросил поменять подход. Давайте мы загрузим заказам предприятия, найдем оборотный капитал, а в конце года, если будут какие-то проблемы с ликвидностью, вот тогда уже, в том числе и я, будем решать, как закрыть эти проблемы. Это лучше, чем сейчас будем думать, чем занять людей, которые по три дня в неделю ходят на работу и убирают мусор, стригут траву. За последний месяц ситуация улучшилась, пошли заказы.
Следующий момент. Примерно такая же ситуация с частными предприятиями, которые производят вагоны, локомотивы, колесные пары, прочие элементы. Они на сегодня тоже недозагружены. Тысячи людей недозагружены.
РБК-Украина: К какому итогу это приведет через год-два-три с подвижным составом?
Андрей Пивоварский: Сегодня больше 90% тяги в неудовлетворительном состоянии. Около 80% вагонов в неудовлетворительном состоянии. А по полотну говорить даже не буду.
Из-за технического состояния полотна мы вынуждены притормаживать поезда "Интерсити+" на некоторых участках, к сожалению. У нас скоростной поезд "Интерсити+" становится не скоростным, а просто междугородним. Это неверно.
Задача, поставленная Мининфраструктуры, - благодаря кооперации с государственными и частными предприятиями находить возможности по улучшению полотна, по модернизации локомотивов, тяги, проводить электрификацию. На сегодня разница в стоимости одного тонно-километра на тепловой тяге и на электротяге - в семь раз, потому что топливо сильно подорожало.
РБК-Украина: Здесь преградой, наверное, стоят большие сроки по электрификации или недостаток инвестиций?
Андрей Пивоварский: Уже все просчитано. Период возврата от двух до пяти лет.
РБК-Украина: Сколько необходимо времени на подобное строительство?
Андрей Пивоварский: Смотря какие участки. Есть участки, которые можно электрифицировать за месяц, некоторые за год. Этим надо заниматься системно, расставлять приоритеты.
РБК-Украина: О каких участках идет речь, каким из них будете заниматься в первую очередь?
Андрей Пивоварский: Это западное направление: линия Ковель - Изов - государственная граница, которая обеспечивает выход на польскую ширококолейную линию PKP LHS. Направление на порты Николаевской области и порты Большой Одессы: линия Долинская - Николаев - Колосовка. Также два перспективных коридора для связки портов Черного и Балтийского морей: Чернигов - Горностаевка - Гомель и Бердичев - Житомир - Коростень - Словечно - Мозырь.
Эти коридоры позволят не только привлечь дополнительные объемы грузов, но также будут стимулировать развитие ускоренного пассажирского сообщения: например, электрификация линии Чернигов - Гомель позволит запустить скоростные электропоезда Киев - Гомель, Киев - Минск, Чернигов - Минск, а также ускоренный ночной поезд Киев - Вильнюс.
Есть также другие небольшие участки для электрификации, способные дать почти молниеносный эффект экономии. К примеру, есть такое горно-обогатительное предприятие как Ferrexpo. Там, чтобы вывозить железорудное сырье надо сначала составы на тепловой тяге тянуть километров четырнадцать от ГОКа до Кременчуга. И только потом переходить на электротягу. На этом теряется время на смену локомотива и, соответственно, снижается скорость доставки грузов.
Спрашиваю: "А почему сразу на электротягу не перейти?" Отвечают: "Ну, не интересно". Спрашиваю: "В смысле не интересно?". Отвечают: "Не смотрели". Говорю: "А давайте посмотрим". Там проект окупится за один год, а электрифицировать эту линию можно за несколько месяцев.
Один год - период возврата инвестиций - это космического масштаба суперпривлекательный проект. Этим надо заниматься. Я уверен, что Ferrexpo готова будет поддержать проект, потому что для них это тоже вопрос себестоимости и повышения эффективности логистической цепочки.
РБК-Украина: На каком этапе развития находится проект с чешской Skoda и Запорожским электровозоремонтным заводом по производству локомотивов?
Андрей Пивоварский: Я встречался с чехами, подтвердил нашу заинтересованность. Единственное, проект исторически был сделан таким образом, что государству Украина необходимо было вложить 20 млн долл., чтобы он запустился.
Я чехам объяснил свое видение. Мы готовы через "Укрзализныцю" гарантировать объем закупки по 35-40 локомотивов в год. Но они должны сами проинвестировать деньги в производство. Потому что смешная ситуация - мы даем площадку, мы инвестируем значительные средства, они же дают только технологии, создают тягу, продают, получают прибыль.
В таком случае мы можем хоть сегодня у них сделать заказ и плюс-минус будет та же ситуация - через полтора-два года пойдет тяга. Но мы видим сотрудничество по-другому: "Укрзализныця" сделает гарантированный заказ, а они пускай заходят на предприятие, инвестируют, нанимают украинский персонал, платят налоги. Государство Украина ничего не дает, ничего не инвестирует, только "Укрзалізниця" делает гарантированный заказ.
Мы не ограничиваемся сотрудничеством со Skoda. В ближайшие годы УЗ должна заменить более 1200 электровозов и более 1000 тепловозов. Это объемы, которые интересны всем глобальным игрокам на рынке производства тягового подвижного состава. При таком уровне покупки, мы принципиальны в вопросе создания производства тягового подвижного состава у нас в стране.
РБК-Украина: И как они отреагировали?
Андрей Пивоварский: Поехали думать. Мой подход такой: хотите работать с украинскими предприятиями - приходите, сделаем все возможные условия, чтобы вам комфортно работалось, но создавайте новые предприятия, нанимайте работников, платите налоги.
РБК-Украина: Какая ситуация на одном из крупнейших предприятий отрасли - "Лугансктепловозе", которое сейчас находится на территории самопровозглашенной ЛНР? Работает ли "Укрзализныця" с ним?
Андрей Пивоварский: Сейчас "Укрзализныця" не работает с этим предприятием и последние несколько лет ничего там не заказывала.
РБК-Украина: Можете оценить убытки транспортной инфраструктуры от военных действий на Донбассе?
Андрей Пивоварский: Когда закончатся военные действия и оккупационные войска уйдут, мы сможем оценить размер ущерба на оккупированных территориях, а потом заниматься ремонтом и реконструкцией. Сейчас это невозможно. На территории Донбасса, неподконтрольной Украине, ущерб перевалил далеко за миллиард долларов.
Об авиации
РБК-Украина: Как поменяются условия для полетов иностранных авиакомпаний в аэропорт "Львов", где начал действовать принцип "Отрытого неба"?
Андрей Пивоварский: Мы в одностороннем порядке убираем получение от Украины разрешений для полетов иностранных авиакомпаний в аэропорт Львова. Сейчас, чтобы летать в этот аэропорт, иностранная авиакомпания должна получить разрешение у своей авиационной службы. Если она получает такое разрешение, то вперед, летите.
РБК-Украина: Сейчас идет судебный процесс, в ходе которого оспаривается законность приказа Мининфраструктуры №245 от 2013 г., в соответствии с которым права на эксплуатацию авианаправлений выдает совместная комиссия Мининфраструктуры и Госавиаслужбы. Скоро состоится заседание апелляционного суда по этому спору. Первая инстанция признала приказ незаконным, но до решения апелляционного суда документ остается правомочным. Если апелляционный суд встанет на сторону Мининфраструктуры и признает законным приказ, каким образом вы заставите сотрудников Госавиаслужбы посещать заседания этой комиссии? Ранее из-за непосещения заседаний чиновниками службы, не было кворума на заседаниях, как следствие, комиссия не могла принимать решения...
Андрей Пивоварский: Будем заседать. Иначе будут кадровые изменения.
РБК-Украина: Если мы говорим о законе, то почему сейчас по ныне действующему приказу №245 не проходят заседания комиссии?
Андрей Пивоварский: На сегодня идут суды. Мы ожидаем, что в конце апреля вопрос будет снят.
Беседовал Дмитрий Уляницкий, специально для РБК-Украина