Кабмин Арсения Яценюка предпринял очередную попытку либерализировать нормы тендерного законодательства. Помимо увеличения порогов закупки товаров, работ и услуг, предложено упрощение процедуры планирования госзакупок, обнародования информации, подачи документации и госконтроля в сфере торгов.
Кабмин Арсения Яценюка предпринял очередную попытку либерализировать нормы тендерного законодательства. Помимо увеличения порогов закупки товаров, работ и услуг, предложено упрощение процедуры планирования госзакупок, обнародования информации, подачи документации и госконтроля в сфере торгов. Проигравшей стороне будет открыт доступ к информации победителя. По оценкам МЭРТ, это позволит сэкономить до 50 млрд грн бюджетных средств. Но в законопроекте отсутствуют нормы по введению процедуры электронных закупок.
Правительство Арсения Яценюка решило кардинально пересмотреть законодательство в сфере госзакупок. В среду на заседании Кабмина был утвержден законопроект, максимально упрощающий правила регулирующие сферу конкурсных торгов за бюджетные средства.
Это не первая попытка правительства пересмотреть подходы к управлению процедурой госзакупок. Так, в начале 2014 года законодательным путем была исключена процедура электронных торгов.
"Мы в прошлом году приняли закон о госзакупках, но у нас получается так: хотели по-европейски, а получилось по-украински. А я хочу так: хотели по-европейски - и получили украинский по европейским стандартам", - заявлял Арсений Яценюк, при этом признав, что та версия законодательства была полностью одобрена западными партнерами.
В декабре прошлого года Министерство экономического развития и торговли одним из первых своих законопроектов предложило именно пересмотр правил проведения госзакупок. Позже документ был отозван.
"На тот момент было два закона в одном. Это было неправильное решение. Мы отозвали этот законопроект, разделили его", - заявил министр Айварас Абромавичус. В июне, уточнил он, будет подан уже документ по электронным торгам.
Утвержденный законопроект должен принести прозрачность в сферу госзакупок, полагает Арсений Яценюк. Пока что Антимонопольный комитет является не инструментом расследований, а органом, приостанавливающим торги, чтобы продвинуть фирму, которая занесет взятку и в комитет, и в МЭРТ, и непосредственно заказчику, добавил премьер.
Поправки к законопроекту предусматривают пересмотр порога для проведения закупок:
- для товаров и услуг - со 100 тыс. грн до 200 тыс. грн;
- работ - с 1 млн грн до 1,2 млн грн.
Стоимость предмета закупки может пересматриваться каждые 12 месяцев с учетом инфляции и цен производителей (сейчас - каждые два года).
"Из-за инфляции и девальвации рабочая группа предложила пересмотреть порог. Сильно увеличивать нельзя было, так как не на все товары значительно возрасла цена", - пояснил координатор реформы госзакупок в Transperency International Виктор Нестуля.
Может быть упрощена и процедура планирования закупок. Тендера, как и сейчас, будут проводиться на основании годового плана, который бесплатно будет размещаться на сайте МЭРТ (уполномоченного органа по вопросам госзакупок). Но его уже не нужно будет пересылать органам Госказначейства или обслуживающего банка.
Казначейству для осуществления оплаты по заключенным договорам не нужно будет проверять правильность оформления документации - наличие объявлений о проведении торгов, акцептов предложений, результатов закупок. Достаточно будет годового тендерного плана и отчета о результатах проведения процедуры.
МЭРТ отчасти пересмотрел и свои полномочия. Министерство предлагает исключить свое право на проведение мониторинга закупок. Эксперты отмечают, что это была субъективная процедура, при проведении мониторинга могли быть манипуляции, в перспективе влияющие на ход торгов. Министерство, мониторя соблюдение законодательства, могло давать рекомендации по ликвидации нарушений, сообщать о фактах несоблюдения норм в Госфининспекцию.
По словам Нестули, отдел мониторинга в МЭРТ уже полностью расформирован. Но в планах министерства оставить за собой не процедурный мониторинг, а глобальный.
"Это был оперативный элемент контроля. Мы же сейчас предлагаем усилить эффективность оценки госзакупок", - добавил эксперт по вопросам госзакупок проекта ЕС "Гармонизация систем конкуренции и госзакупок в Украине со стандартами ЕС" Олександр Шатковский.
В то же время, законопроект предусматривает право МЭРТ по предоставлению бесплатных разъяснений в вопросах применения законодательства в сфере закупок. Они будут иметь и общее применение для участников рынка, проходить госрегистрацию. Разъяснения должны будут обязательно учитываться субъектами госзакупок, органами оспаривания, контролирующими и правоохранительными службами, а также судами. Участник или заказчик, действовавший в рамках разъяснений, не может быть привлечен к ответственности. Подобных правил добиваются и налогоплательщики, но пока безрезультатно.
В какой-то степени прогрессивной для украинского тендерного законодательства стоит отметить предложенную норму о раскрытии информации для проигравших сторон. Участник, чье предложение торгов было отклонено, сможет обращаться к заказчику с требованием предоставить информацию о причинах несоответствия его предложений, или получить данные по участникам, условия которым были признаны наиболее экономически выгодными. Заказчики обязаны отреагировать на требования в течение пяти дней.
Шатковский сказал, что это прямое требование к Украине в рамках выполнения Соглашения об Ассоциации с ЕС. Первые этапы требований Украина выполнила. Помимо усиления прав участников, Европа требовала передать полномочия по оспариванию в АМКУ (выполнено в 2010 году) и разработать "дорожную карту" реформы госзакупок. Проект документа уже подготовлен, но пока не обнародован.
Также правительство хочет упростить доступ бизнеса к торгам за счет пересмотра условий к документации. Предложена процедура постквалификации. Ее суть в том, что участники готовят минимальный пакет документов. Полный пакет уже предъявит тот, чьи предложения были акцептованы - на это дается 10 дней.
Кроме того, заказчик торгов сам обязан будет проверять информацию об участнике, если есть для этого соответствующий реестр. В частности, речь может идти:
- о Госреестре юридических и физических лиц-предпринимателей с данными о конечном бенефециаре;
- о Госреестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения.
Наличие огромного количества документации сейчас отпугивает бизнес, считает Виктор Нестуля. Сбор большого количества справок несет в себе коррупционную составляющую. Например, получение справки в МВД занимает 30 дней. Но для ускорения процесса, бизнесу зачастую приходится платить 100-200 грн.
Процедура постквалификации - это, скорее, грузинский опыт, пояснил Александр Шатковский. "Нужно пробовать, как пойдет у нас. Уровень конкуренции в Украине не самый высокий из-за коррупции и технических барьеров, да и государство иногда вовремя не платит по тендерам, но чтобы оживить процесс, то можно попробовать", - сказал эксперт.
Хотя здесь есть риски недобросовестности участников - по цене и предложениям может выиграть, а документов всех не предоставит. "Но позитив, думаю, здесь перевесит риски", - резюмировал Шатковский.
Абромавичус полагает, что предложенная реформа позволит сделать процесс закупок прозрачным. При правильной реализации норм, бюджет сможет сэкономить до 50 млрд грн в год. Напомним, объем госзакупок в 2014 году оценивается в 250 млрд грн.
Но анализ европейского опыта показывает, что переход на электронные торги - один из лучших инструментов борьбы с коррупцией, считает соинвестор электронной платформы Newtend, участник движения Prozorro Алексей Стародубов.
"Основное пожелание - перевести госзакупки в электронный формат. Нужно было бы сюда в законопроект это и вносить. В on-line все видно: кто участник, что предложил и объяснять, почему выиграл тот или иной участник будет не нужно", - уточнил Стародубов.
Напомним, что в рамках проекта Prozorro запущен пилот по реализации электронных торгов. По словам Виктора Нестули, он в таком формате будет работать до октября, после чего участники смогут проанализировать плюсы и минусы и доработать систему. Затем будут наработаны нормы соответствующего законопроекта по проведению торгов в режиме on-line. По оптимистическому плану МЭРТ, эта система будет запущена с 1 января 2016 года - на отдельные группы товаров и центральные органы власти.
Сейчас, сказал Нестуля, на электронных площадках завершено 67 торгов. Экономия составила 15%. Наиболее активным участником оказалось Минобороны.