Александр Мазурчак был уволенс поста первого заместителя председателя Киевской городской государственной администрации (КГГА) после мартовского снегопада. Впрочем, через очень короткий отрезок времени глава КГГА Александр Попов назначил Мазурчака руководителем группы своих советников. Подобное назначение было вполне прогнозируемо, учитывая дружеские отношения между Поповым и Мазурчак - источники в КГГА утверждают, что фактически новое назначение Мазурчака состоялось уже на второй день после его освобождения. Сегодня Мазурчак находится в достаточно комфортном положении - имея влияние на ситуацию в городе, он не отвечает за результаты работы. И это позволяет ему более свободно высказываться по многим вопросам. В первой части интервью РБК-Украина руководитель группы советников главы КГГА рассказал, как идет подготовка Киева к празднованию 1025 годовщины крещения Руси, принципах работы советников, отсутствии средств из госбюджета на ремонт Бортнической станции аэрации (БСА) и проблемах с созданием объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД).
Вторую часть интервью читайте здесь
РБК-Украина: Вы сейчас курируете работу советников главы КГГА. Что именно входит в Ваши непосредственные обязанности и кто советниками главы КГГА?
Александр Мазурчак: У главы КГГА есть всего два штатных советников, все другие советники - внештатные. Внештатные советники не получают зарплаты.
У нас есть 6-7 советников, занимающихся вопросами Стратегии развития Киева. Например, один советник занимается вопросами сопровождения «Карточки киевлянина». Он знает, где, каким образом строится схема выдачи карточки, которые наполнения она будет, и, в случае необходимости, Александр Павлович (Попов, - ред.) имеет возможность всегда вызвать этого советника, и расспросить его, на какой стадии находится работа.
Кто-то занимается вопросами реформы медицины. Это, как правило, люди, которые уже имеют соответствующий опыт в той или иной области. Кто-то занимается вопросами энергосбережения, кто-то - вопросами, связанными с обращением с твердыми бытовыми отходами или с привлечением инвестиций.
Я координирую работу советников, чтобы от их работы был больший эффект. Кроме того, в какой-то степени занимаюсь и теми вопросами, которые вел раньше, но с точки зрения будущего Киева. Если сегодня я рассматриваю вопросы ЖКХ, то работаю над разработкой соответствующих изменений в законодательные документы, которые можно пролоббировать на уровне государства. Буквально на этой неделе я занимался проработкой пяти законопроектов, касающихся столицы. Один касался бюджета столицы, другой - прилегающих территорий, еще один касался разграничения полномочий между районными администрациями и городскими и т. д.
Например, сегодня я был на встрече Украинского Библейского Общества, в которое входят представители различных конфессий. Сегодня было 16 представителей различных церквей. Главная функция этого общества - это издание и распространение Библии. Они делают, на мой взгляд, очень важную миссию. У них тоже свои проблемы в работе с властью: кому-то не оформили землю, кому-то не дали разрешения на строительство, у кого-то где-то не построена дорога и другие проблемы. Например, они хотят сделать отдельный пляж для инвалидов с церебральным параличом.
РБК-Украина: Кстати, о проблемах религиозных общин. Одной из самых больших проблем, которые имеют религиозные общины в Киеве - это проблемы отвода земельных участков под строительство культовых сооружений. Часто выделяют земельные участки УПЦ, иногда УПЦ КП, а остальным конфессиям земельных участков почти не выделяют. В частности, греко-католикам за последние 10 лет не выделили ни одного земельного участка. Есть ли какой-то механизм, чтобы вопросы отвода земельных участков под строительство культовых сооружений как-то упорядочить?
Александр Мазурчак: Сегодня нет механизма выделения земли без конкурентных принципов. Было прописано, что земля должна выделяться только через аукционы, конкурсы - и не прописано, как должна выделяться земля церковной общине. В основном - это те земли, которые были выделены ранее. Или, например, протестанты пошли таким путем - они покупают какое-то здание, за ними закрепляется земля и там строят церковь или молитвенный дом. Сейчас в Киеве есть достаточно большое количество церквей, зданий, хотя и не скажу, что все церкви такими зданиями уже обеспечены.
Безусловно, к этому вопросу мы еще будем возвращаться, и порядок выделения земли под культовые сооружения должен быть принят Кабмином для всего государства, но сегодня уже приятно то, что государство сделало первый шаг и определило, что за землю, которая закреплена за культовыми сооружениями, они не платят аренду.
Я сегодня занимаюсь межконфессиональных вопросами, потому что скоро празднование 1025 г. крещения Киевской Руси. И мы хотели бы понять, что в данном случае беспокоит конфессии, чем власть конкретно может помочь.
РБК-Украина: Многие христианских конфессии обеспокоены тем, что празднование 1025 г. сосредоточено вокруг одной конфессии.
Александр Мазурчак: Будут праздновать все, кто хочет, и мы всем готовы оказать помощь в этом праздновании. Мне приятно в сотрудничестве с протестантами, что они не ставят такого вопроса. Одна из протестантских церквей хочет сделать массовое крещение в Днепре - и мы им поможем это сделать. Кто-то хочет сделать какой-то круглый стол, адвентисты Седьмого дня открывают медицинский центр, мы готовы с ними сотрудничать.
РБК-Украина: А какая церковь сегодня наиболее активна в подготовке мероприятий, посвященных этой дате?
Алексадр Мазурчак: В праздновании крещения Киевской Руси активное участие принимает КГГА. У нас издано соответствующее распоряжение - и целый ряд мероприятий проводится под эгидой КГГА.
Так, 8 июля открывается выставка, где все лавры представят свои экспонаты. У нас будут проводиться тематические круглые столы, концерты духовной музыки и многое другое. Это праздник не является праздником какой-то общины - это государственный праздник. Наше государство является христианским (ст. 35 Конституции гласит: «Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная», - ред.). Одна из протестантских церквей снимает фильм о влиянии христианства на развитие цивилизации и украинского народа.
РБК-Украина: Так отношениями с церквями теперь в КГГА занимаетесь Вы?
Александр Мазурчак: Мне поручено заниматься этим направлением - я занимаюсь. Завтра Александр Павлович поручит мне чем-то другим заниматься - я буду заниматься другим направлением.
РБК-Украина: Давайте вернемся к разговору о советниках главы КГГА. Вы упомянули, что у Александра Попова есть два штатных советников. Кто его второй штатным советником?
Александр Мазурчак: Вторым является Николай Дружко. Он занимается внешней экономической деятельностью. Все советники подчиняются только главе КГГА, а я лишь координирую их работу.
РБК-Украина: Вы сказали, что большинство советников работают на общественных началах. Что является их мотивацией, и что они с этого имеют, ибо время серьезных людей стоит сегодня недешево?
Александр Мазурчак: У меня работал советником Алексей Кашурин - доктор наук, у него есть гранитный карьер. У меня он занимался вопросами, связанными с переработкой мусора, очисткой канализационных стоков. Многие приходят и говорят, что они инвестора. Но среди таких - много шарлатанов. Я направляю этого инвестора к Кашурину, и он изучает и проверяет его информацию.
Есть люди, которые делают это не только за деньги, а по призванию. Кроме того, есть вопрос престижа.
Например, у нас есть советник Дмитрий Чубенко. Он возглавляет организацию МАТЭК (Международная ассоциация термоэнергетических компаний), куда входит целый ряд организаций. И он может абсолютно четко сделать вывод о технологии, инвесторе или предлагаемом решении.
РБК-Украина: Но как в таком случае избежать лоббизма советниками тех или иных интересов?
Александр Мазурчак: Мы не поручаем советнику вопрос, по которому у него есть противоречия или конфликт интересов. Если у Кашурина в бизнесе есть предприятие по добыче гранита, то ему не поручаем вопросы, где надо применять гранит. Если у Чубенко есть МАТЭК, который занимается вопросом энергосбережения, то он не будет нам предлагать свою продукцию.
РБК-Украина: Какой сегодня главный вопрос в Вашей повестке дня, как главного советника Попова?
Александр Мазурчак: На мой взгляд, самый важный вопрос - принести деньги в город. Ситуация с бюджетом в государстве очень напряженная, поскольку мировой кризис продолжается, поэтому неотложных является вопрос привлечения дополнительных инвестиций. Так, у меня есть 259 проектов, связанных с энергоэффективными мероприятиями.
РБК-Украина: Но когда эти инвестиции придут? Ибо глава КГГА обещал, что до конца июня начнется строительство метро на Троещину.
Александр Мазурчак: Да, строительство уже началось.
РБК-Украина: Ничего там ни началось, там просто завезли технику.
Александр Мазурчак: Уже принято решение о привлечении средств. Государство дает нам государственные гарантии по привлечению средств.
РБК-Украина: Государство дает гарантии для привлечения средств от Внешэкономбанка РФ?
Александр Мазурчак: Да. Они готовы прогарантировать нам взятие кредитов на долгий срок.
РБК-Украина: О какой сумме идет речь?
Александр Мазурчак: Сколько мы захотим (в сентябре 2012 г. в КГГА сообщили, что с Внешэкономбанком подписано соглашение о финансировании строительства четвертой ветки столичного метрополитена на сумму 12 млрд грн, - ред.). Речь идет о том, что можно взять для начала не менее 2-3 млрд грн. Поэтому мы можем начинать, и уже идти по графику выполнения работ.
РБК-Украина: То есть, все же не удалось привлечь средства из государственной программы на 50 млрд грн, которая должна гарантировать взятия кредитов под капитальное строитель?
Александр Мазурчак: Этими деньгами государство гарантирует наш кредит, который мы можем взять в любом банке - государственном или частном, отечественном или иностранном. Русские предоставили наиболее привлекательные условия. Самое главное: есть возможность сегодня привлечь средства на строительство линии метро на Троещину.
РБК-Украина: А ресурсы, которые нужны на проект реконструкции Бортнической станции аэрации (БСА), примерно 5 млрд грн, уже нашлись?
Александр Мазурчак: У нас очень хорошо проведены положительные переговоры с японской стороной. Мы ждем их решения по вопросу кредитования реконструкции БСА, которое должно быть принято в этом году, возможно, даже через месяц-два. Ранее, согласно ТЭО, которое нам делали в Berlinwasser, стоял вопрос о 4 млрд грн.
Французы у нас выступают, как консультанты по данному проекту (реконструкции БСА, - ред.) по выбору технологий и оборудования.
РБК-Украина: Кабмин уже выделил 80 млн грн на укрепление дамбы третьего поля БСА?
Александр Мазурчак: Выделенных денег из госбюджета у нас нет. Здесь мы вынуждены только ждать.
РБК-Украина: Но это довольно острый вопрос.
Александр Мазурчак: Он не настолько острый, поскольку был подан несколько гипертрофировано. Зима была очень снежная, накопилась влага. Третьи поля не используются - и там не было прорыва самих фекалий. Это шла вода из растопленного снега, которая промыла дамбу, так как эти поля много лет не используются. Я считаю, что просто было ненадлежащее их содержание со стороны тех, кто должен был это делать (будучи первым замглавы КГГА, Александр Мазурчак курировал сферу ЖКХ и, в том числе, БСА, - ред.). Если бы они вовремя это заметили, то подсыпали - и не было бы вопросов. Поэтому вопрос является актуальным, но, в первую очередь, надо решать вопрос по первому и второму полям.
По-первому полю работы завершены, сейчас должны быть завершены работы по второму полю. Когда работы будут завершены - это зависит от того, как будет выделено финансирование. Деньги заложены в бюджет, они идут из экологического фонда, но есть проблемы с прохождением через казначейство. Но эти вопросы решаются.
Обращение к правительству о выделении дополнительных средств есть, но пока денег мы еще не получили. Надеемся на то, что деньги будут.
РБК-Украина: Но Вы также не получили деньги на Почтовую и на завершение строительства станции метро Теремки, которую не успеют достроить к Дню Независимости.
Александр Мазурчак: На много чего еще не получили. Потому что в предыдущем году на выполнение функций столицы мы получили, правда с учетом чемпионата Евро-2012, 8 млрд грн.
Мы рассчитываем на то, что в этом году у нас будет целый ряд средств, которые пойдут на функции столицы. И когда они будут, то мы об этом расскажем.
РБК-Украина: Возвращаясь к разговору об инвесторах. В последнее время очень много жалоб на инвесторов, которым по результатам конкурса отдали подземные переходы (под торговлю, - ред.). Заместитель главы КГГА Руслан Крамаренко даже сообщил о расторжении инвестиционных договоров.
Александр Мазурчак: Я поддерживаю тех киевлян, которые имеют право и правильно говорят. Есть недобросовестные чиновники, которые не пускают инвесторов и тормозят вхождение инвестиций, а есть недобросовестные инвесторы, которые не выполняют обязательств.
Если говорить о подземные переходах, то действительно был проведен инвестиционный конкурс. Были взяты на себя обязательства инвесторами по содержанию, ремонту и эксплуатации подземных переходов. Подземные переходы - это десятки миллионов гривен, которые город тратит на их содержание. Это связано с ремонтом, с поддержанием инфраструктуры, с обслуживанием, уборкой и т.д. Эти инвесторы взяли все это на себя - и они должны были отремонтировать эти переходы.
РБК-Украина: А какой процент добросовестных и недобросовестных инвесторов?
Александр Мазурчак: Это было около четырех фирм, которые взяли на себя эти обязательства. Кто-то начал делать, кто-то - нет.
Вопрос в том, что каждый инвестор хочет быстро вернуть себе деньги. Деньги на уборку и ремонт надо тратить сразу. Вернуть их он может только через торговлю в этих подземных переходах. Что они начали делать? Они начали увеличивать количество рабочих мест, чтобы получить больше.
Была мое предложение, поддержанное нашим управлением архитектуры, что необходимо разработать схему размещения торговли в подземных переходах и согласовать ее с управлениями торговли, МЧС и благоустройства. В таком случае будут учтены проходы, не суженные до критического состояния с точки зрения возможности чрезвычайных ситуаций; ДПНы, касающихся возможности уборки, обслуживания; точка зрения управления торговли по ассортименту товаров.
Наше управление должно разработать такие дополнения к инвестиционным соглашениям, которые должны уже быть подписаны инвесторами, взяли на себя создание схем размещения. Мы сейчас находимся на стадии выполнения этого вопроса.
РБК-Украина: Так, если конкурс выиграли всего несколько фирм, а договор с одной уже разорвали и на очереди еще одна, то не нужно ли будет проводить новый инвестиционный конкурс?
Александр Мазурчак: Да, если инвестор не выполняет условия конкурса в соответствии с договором, то будет проводиться новый конкурс. В условиях договора будет обязательство никаких дополнительных условий туда не добавлять, а сразу формировать схему размещения, которая согласовывается с соответствующими управлениями, о которых я сказал.
РБК-Украина: Какая сейчас ситуация с генеральным планом Киева?
Александр Мазурчак: Сегодня ситуация по генплану следующая: генплан утверждает парламент. Для того, чтобы вынести его на рассмотрение Верховной Рады, генеральный план должен быть согласован городским советом. У нас прошел процесс согласования генерального плана городским советом, он был отправлен в Верховную Раду. Для того, чтобы Верховная Рада приняла однозначное решение нужно было согласования с областным советом. Областной совет не дала нам согласования нашего генерального плана в связи с тем, что у нас есть несколько спорных вопросов, которые они не поддерживают (Прим. ред.: Киевсовет 28 февраля 2013 г. утвердил проект землеустройства, которому границы Киева увеличиваются почти на 1,5 тыс. га. Работа над генпланом еще продолжается).
Например, по Вышгороду у нас есть вопросы по строительству нового водозабора. Остров Большой - единственное место, где есть чистая вода. Но там мы можем не забирать территорию в черте города, а можем, и такая была договоренность с мэром, просто взять землю под водозабор. Это будет территория Вышгородского горсовета, но в пользовании Киева - мы будем платить им аренду. Водоканалу все равно, куда платить арендную плату. Таким образом, этот вопрос может быть решен.
Единственный спорный вопрос, который не решается - это вопрос поселка Коцюбинское. Коцюбинское приняло свой генплан, по которому они видят расширение своей территории на 4,5 тыс. га. Чтобы с островка, на котором оно находится, как анклав в Киеве и не имеет границ с Киевской областью, а подчинено именно области, выйти из этого окружения, прорезать себе сектор Беличанская леса.
На сегодняшний день мы отдали этот вопрос в Верховную Раду. Он может быть принят, в соответствии с решением профильного комитета ВР. Ждем, что где-то в сентябре этот вопрос начнет рассматриваться в Верховной Раде.
РБК-Украина: Есть еще один вопрос, который никак решить не удается. Почему в Киеве так медленно идет процесс создания ОСМД?
Александр Мазурчак: ОСМД - не панацея и не альтернатива ЖЭКам. Потому что, преимущественно, рассматривают ОСМД, как альтернативу ЖЭКам. Это форма управления своим имуществом, общим совместным имущество, а ЖЭК - это обслуживающая организация. Создав ОСМД, вы все равно не сможете обойтись без обслуживающей организации. Это может быть тот же ЖЭК или управляющая компания, частное предприятие.
ЖЭК, рано или поздно, перейдет просто в управляющую компанию. Для этого надо в государстве отменить понятие балансоудержания домов, потому что, нелогично, если приватизировано 99% в доме квартир, а дом находится на балансе ЖЭКа. Если там уже нет государственной собственности, там есть две квартиры, которые еще не приватизированы, то фактически юрисдикция ЖЭКа должна только на эти две квартиры распространяться. Во всем прочем - он является компанией, которая выполняет услугу.
Почему сегодня мало создается ОСМД? Люди боятся брать на себя ответственность. Они понимают, что, если мы создадим ОСМД, то завтра ЖЭК откажется ремонтировать кровлю, не будет смотреть за моим лифтом, не уберет, не вывезет мусор - зачем эти проблемы?
Люди не понимают, что, создав ОСМД, они получают право заказа и контроля за выполнением работ. В Киеве очень много ОСМД, которые не забрали на свой баланс дом, он остался на балансе ЖЭКа, но ОСМД получило право установить свой тариф на обслуживание дома, так называемые взносы, которые идут от членов ОСМД на содержание дома (по мнению специалистов, ЖЭК вообще не может быть балансодержателем дома, - ред.).
В других городах люди понимают, что их дома ремонтироваться не будут и ничего положительного их в принципе ждать не может. В Киеве одни из самых низких тарифов на воду и тепло, дотации ЖЭКов. И люди думают: зачем это брать на себя?
Те ОСМД, которые хотят, чтобы был нормальный дом, устанавливают тариф выше ЖЭКовского (согласно текущему анализу, высокие тарифы устанавливаются в новых домах, где застройщики искусственно создают ОСМД, навязывая жителям услуги подконтрольных застройщику ЖЭКов, - ред.). Но это содержание их дома, их имущества. И они, вложив деньги в ремонт или содержание своего имущества, улучшают его и сохраняют для своих детей.
На мой взгляд, есть несколько причин, почему в Киеве плохо создаются ОСМД. Причина первая - это инертность людей, которые не хотят брать на себя ответственность.
Вторая причина - это проблемы в законодательстве. И есть целый ряд вопросов, начиная от создания ОСМД и сложной процедуры его регистрации.
Третья причина - создав ОСМД, люди не получат, как бы хотелось, средств от государства на проведение первого капитального ремонта, замену лифтов и прочее. Если бы у нас было четко привязано, что, создав ОСМД, люди сразу получают средства на капремонт этого дома, то процесс пошел бы гораздо быстрее. К сожалению, сегодня такого нет (по мнению специалистов, норма о ремонте домов при создании в них ОСМД невозможна для выполнения и является тормозом процесса создания ОСМД, - ред.).
Люди боятся, что, создав ОСМД, они возьмут на себя ответственность за проведение капремонта в доме. Это не так. Но поскольку государство денег не выделяет, у города таких денег нет, соответственно, у людей возникает вопрос: зачем мне создавать ОСМД?
РБК-Украина: И как этот вопрос можно решить?
Александр Мазурчак: Будет увеличиваться каждый год финансирование, как пособие по созданию ОСМД. Будет расширяться программа по замене лифтов, ремонту кровель, благоустройствуа придомовых территорий. Мы должны разрушить систему монополизма там, где это можно сделать.
Мы не можем заменить монополиста «Киевэнерго» или «Киевводоканал», но у нас сегодня есть десятки организаций, которые ремонтируют лифты. Мы имеем возможность получить услуги от того, кто хочет сделать нам дешевле и качественнее. Мы уже имеем десятки фирм, которые вывозят мусор. Мы можем заказать в любой организации уборку придомовой территории или лестничных клеток.
Мы должны разрушить монополизацию, чтобы человек имел выбор. Тогда это будет стимулировать развитие ОСМД.
Беседовала Татьяна Шпайхер, окончание интервью читайте завтра, 3 июля