ua en ru

Александр Ливик: "Интересы инвесторов в альтернативную энергетику не должны быть ущемлены"

Александр Ливик: "Интересы инвесторов в альтернативную энергетику не должны быть ущемлены" .
Автор:
На прошлой неделе Кабинет министров продлил чрезвычайное положение в электроэнергетике, чем подвел к зоне риска инвесторов в альтернативную энергетику. Ранее НКРЭКУ, в связи с чрезвычайным положением, снизила "зеленый тариф" на 50-55%. Сегодня тарифы вернули на прежний уровень, но гарантий что в связи с ЧП их снова не снизят, нет.

На прошлой неделе Кабинет министров продлил чрезвычайное положение в электроэнергетике, чем подвел к зоне риска инвесторов в альтернативную энергетику. Ранее НКРЭКУ, в связи с чрезвычайным положением, снизила "зеленый тариф" на 50-55%. Сегодня тарифы вернули на прежний уровень, но гарантий что в связи с ЧП их снова не снизят, нет. Для защиты инвесторов и сохранения жизнеспособности сектора альтернативной энергетики украинские парламентарии готовятся внести поправки в законодательство об электроэнергетике, тем самым, создав условия для укрепления энергетической независимости государства.

Соответствующий законопроект №2010 зарегистрирован в Верховной Раде. Среди нововведений, предлагаемых законопроектом: отмена льготы по присоединению объектов электроэнергетики, осуществляющих производство электроэнергии из альтернативных источников; требования относительно местной составляющей, как противоречащих требованиям международных договоров, ратифицированных Украиной; утверждение размеров вознаграждения в виде надбавки к "зеленому тарифу" за использование составляющих украинского производства при проектировании и строительстве объектов энергетики на альтернативных источниках энергии. Законопроект предлагает расширить спектр производителей энергии и решить проблему чрезмерного стимулирования развития производства электрической энергии из энергии солнечного излучения и недостаточного стимулирования биоэнергетики.

Чтобы не провалить голосование, депутаты несколько раз собирали все заинтересованные стороны на комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности. 2 апреля в законопроект вносились последние правки, для чего на заседание рабочей группы были приглашены все стороны.

Сразу по окончанию рабочей группы корреспондент РБК-Украина встретился с главой подкомитета по вопросам нетрадиционных и возобновляемых источников энергии комитета ВР по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности Александром Ливиком.

РБК-Украина: В последнее время было озвучено много инициатив по пересмотру правил функционирования рынка возобновляемой энергетики (ВИЭ), в частности, например, по снижению "зеленого тарифа". Что вы об этом думаете и как отреагирует на эти изменения рынок ВИЭ и инвесторы?

Александр Ливик: Буквально несколько минут назад закончилось заседание экспертной рабочей группы по "зеленой энергетике", достаточно представительной - были представители национального регулятора, бизнеса, инвесторы, депутаты, профильный министр Владимир Демчишин и около 40 экспертов. Есть общее понимание, что такое направление, как зеленая энергетика, необходимо Украине. И есть понимание, что надо вносить изменения в существующие законы, исходя из тех реалий, которые мы имеем сегодня, особенно - в контексте валютных рисков.

РБК-Украина: Что это было за снижение "зеленого тарифа" вдвое - стремление сэкономить бюджетные деньги, не просчитав риски, целенаправленное уничтожение альтернативной энергетики, передел рынка, глупость?

Александр Ливик: Это, скорее, было продиктовано действительно критической ситуацией, когда запасов газа оставалось буквально на две недели. Было непонятно, как пройдет зима, часть ТЭС вынуждены были остановиться и т.д. Начались веерные отключения по регионам, население стало выходить и перекрывать дороги, ситуация накалялась. Поэтому нужно было принимать жесткие решения.

Сейчас наше положение лучше - мы получили кредиты, есть некая "подушка безопасности", которой на тот момент не было.

Скажу больше - с этого месяца выросли тарифы для населения. И мы совсем не уверены, что оплата коммунальных услуг останется на том же уровне. Есть риски, что в регионах очень вырастет уровень долгов - как за отопление, так и за электроэнергию. И, если население будет платить 50-70% услуг ЖКХ, то финансировать в полном объеме альтернативную энергетику государство тоже не сможет - здесь я частично понимаю регулятора. Но все-таки, надеюсь, что это была единоразовая мера, и такой шоковой терапии для альтернативщиков больше не будет.

РБК-Украина: Относительно дискуссии о привязке тарифа к евро при установлении тарифов для объектов возобновляемой энергетики - как вы думаете, она нужна или нет? Если нужна, то почему?

Александр Ливик: Сейчас на рабочей группе этот вопрос обсуждался. НКРЭКУ согласилась на привязку в евро, единственное - сошлись на том, что индексация на курс евро будет происходить не каждый месяц, как это предусмотрено сейчас, а раз в три месяца. Если бы гривна была стабильной, таких проблем бы не возникало, но, с учетом курсовых рисков, нужно искать золотую середину между интересами инвесторов и интересами государства.

РБК-Украина: Но, несмотря на норму про пересмотр "зеленого тарифа" каждый месяц, он не пересматривался с августа прошлого года.

Александр Ливик: Да, с учетом резкой девальвации, тариф вырос бы в разы, это не было заложено в финансовых планах. Сейчас мы рассматриваем разные варианты, и хотим их также прописать в законопроекте №2010. Может это будут каникулы - то есть привязка к евро сохраняется, но вступает с января 2016 года, может что-то другое. Сегодня есть договоренность, что мы привязываемся к евро, но как это будет прописано в законе - окончательного понимания еще нет.

Хочу отметить, что законопроект №2010 - не идеальный, мы пытаемся найти компромисс между всеми - регулятором, Минэнергоуглепромом, участниками рынка и инвесторами. Это шаг вперед, но однозначно закон еще будет дорабатываться и после его принятия.

Для солнца, ветра, всех остальных источников энергии уже обсуждаются фиксированные ставки - и они привязаны к евро. Есть разные мнения по поводу величины ставки. Понятно, что хорошим для всех ты не будешь - инвесторы будут лоббировать высокие ставки и предоставлять экономическое обоснование. Но есть мировая и европейская практика, и, ссылаясь на нее, мы сегодня на рабочей группе уровень ставок согласовали - цифры пока называть не буду - на каких-то направлениях они вырастут, на каких-то, наоборот, снизятся.

Это будет касаться исключительно новых инвесторов. По старым - есть разные мнения. Сегодня мы встречались с китайской государственной компанией, которая инвестировала в украинскую солнечную энергетику - они получили гарантии, что будут работать по правилам, которые были на момент инвестирования.

Думаю, революционных движений не будет и парламент не станет задним числом отменять принятые ранее законы. Есть надежда на то, что все спорные моменты мы решим за столом переговоров.

РБК-Украина: То есть, с точки зрения тактики, нам сейчас дорого платить по действующему "зеленому тарифу", но стратегически - сохранение первоначальных договоренностей может привлечь гораздо большие объемы китайских инвестиций и в другие отрасли?

Александр Ливик: Да. Сегодня китайские инвесторы рассматривают возможность инвестирования 15 млрд долл. в строительство доступного жилья. Но катализатором в принятии их решения по Украине будет то, как разрешится ситуация с их предприятиями, которые работают в сфере солнечной энергетики.

Не хотел бы раскрывать подробностей переговоров, но принцип один - интересы инвесторов не должны быть ущемлены. Понятно, что когда принимался закон в 2009 году, 46 евроцентов в гривне - это были одни деньги. Сегодня - совершенно другие. Надо очень спокойно совместно с инвестором находить путь решения, который устроит всех.

РБК-Украина: У них сегодня конструктивная позиция или это больше непонимание и нервы?

Александр Ливик: Абсолютно конструктивная. Вначале переговорный процесс был более эмоциональным. Сейчас это уже четвертая рабочая встреча и диалог более позитивный и рабочий.

РБК-Украина: А позиция Европейского банка реконструкции и развития?

Александр Ливик: У них те же позиции, что и у любого инвестора. Они имеют ряд проинвестированных объектов на более чем 1,5 млрд долл. Понятно, что отсутствие привязки к евро ставило крест на всем этом.

Более того, с чем согласны все инвесторы - ни в коем случае нельзя привязываться и вводить понятие местной составляющей. В законе 2009 года есть норма, что при строительстве объекта должно использоваться 20-30% украинских комплектующих. Сейчас это ограничение снято.

Напротив, вводятся стимулирующие коэффициенты за использование местной составляющей. Теперь будет работать система бонусов - за использование украинских комплектующих добавляется 5-10% к тарифу. Это была принципиальная позиция и Американской торгово-промышленной палаты и ЕБРР и других инвесторов.

РБК-Украина: Украиной были заявлены достаточно амбициозные планы довести к 2020 году долю возобновляемой энергии до 11%. Какие изменения в законодательство нужны для этого, что нужно поменять в регуляторном поле?

Александр Ливик: В коалиционном договоре и в Третьем энергопакете записано, что к 2020 году мы должны иметь долю альтернативных источников 11% в энергетике. Но не написали, что это должно быть - киловатт, куб газа, тонна угля. Сегодня Украина выполнит и перевыполнит этот план, если пересмотрит свои акценты в энергетике на выработку газа-метана.

Немцы сегодня из возобновляемых источников производят 4 млрд куб. м газа и к 2020 году у них задача производить 10 млрд куб. м. И Украине тоже надо идти по этому пути - если мощностей для генерации в Украине хватает - атомные станции, ТЭСы, гидроэлектростанции, то стимулировать в "альернативке" надо то, чего в Украине нет.

Поэтому, прежде всего, инвесторам надо гарантировать, что у него произведенный газ купят по цене не ниже, нежели Украина покупает на границе - это 300-325 евро.

И второе - что инвестору, который построит эти станции, дадут льготный режим доступа к нашей газотранспортной системе.

РБК-Украина: Как законодательные инициативы комитета могут быть восприняты парламентом? Кто сторонники и противники?

Александр Ливик: Законопроект был внесен, прошел все согласования, но потом появились объективные моменты, которые нужно было срочно менять. Поэтому законопроект мы отзовем, внесем коррективы и снова внесем. Была позиция Кабмина и НКРЕ, которая в некоторых пунктах шла вразрез с законопроектом.

Мы понимаем, что есть "Народный фронт", который делегировал своего представителя в Кабмин и который входит в коалицию. И если мы хотим, чтобы закон все-таки был принят, не учитывать мнения профильного министерства и регулятора не можем. В противном случае, мы не наберем нужного количества голосов.

Думаю, в течение недели-двух будут идти согласования по старым инвесторам, которые ранее вложились в альтернативную энергетику. И, где-то через две недели, законопроект будет готов. А дальше главное - включить его в число первоочередных к принятию.

РБК-Украина: Как предлагаемые комитетом изменения повлияют на рынок отдельных видов ВИЭ, дадут ли они толчок, например, развитию биоэнергетики?

Александр Ливик: Мощных стимулов не будет. Будет поддержка тех правил и проектов, которые находятся на стадии реализации либо уже введены в эксплуатацию. Пока больше идет речь о поддержке и сохранении того, что уже есть.

РБК-Украина: Стоит вопрос о дальнейшей унификации отечественного законодательства под европейские стандарты. Какие законопроекты в этом направлении разрабатываются в комитете, какие согласованы?

Александр Ливик: Принят закон про рынок газа. В этом законе мы прописали, что газ, добытый из альтернативных источников и доведенный до требований ТЭО на газ природный, обязательно должен покупаться.

Второй шаг - это введение в лексикон юридический термина "биометан" и принятие закона по биометану. Как я уже говорил, немцы хотят к 2020 году вырабатывать 10 млрд куб. м биометана, китайцы уже сегодня вырабатывают 18 млрд куб. м - и Китай за счет этого закрывает обеспечение сельских населенных пунктов газом.

Беседовала Ирина Гладкова

Источник фото: inshe.tv