В прошлом году в СМИ разразился скандал относительно вакцины от полиомиелита, которую Украине предоставили западные партнеры в виде гуманитарной помощи. Полученные в мае препараты были заморожены, чтобы осенью, после того как дети пойдут в школы и детсады, провести массовую вакцинацию. Позже в прессе прозвучали обвинения в том, что якобы Украина не имела права повторно замораживать вакцину. В результате Минздраву пришлось начать вакцинацию препаратами из второй партии, к которой ни у кого на фармрынке не было претензий. Параллельно Минздрав начал проводить лабораторные исследования вакцины, которая была заморожена. О том, к каким результатам пришли специалисты, когда заработает объединенная Госслужба по лексредствам и контролю за наркотиками и начнутся закупки лекарств за средства госбюджета-2016 во второй части интервью РБК-Украина рассказал министр здравоохранения Александр Квиташвили.
В прошлом году в СМИ разразился скандал относительно вакцины от полиомиелита, которую Украине предоставили западные партнеры в виде гуманитарной помощи. Полученные в мае препараты были заморожены, чтобы осенью, после того как дети пойдут в школы и детсады, провести массовую вакцинацию. Позже в прессе прозвучали обвинения в том, что якобы Украина не имела права повторно замораживать вакцину. В результате Минздраву пришлось начать вакцинацию препаратами из второй партии, к которой ни у кого на фармрынке не было претензий. Параллельно Минздрав начал проводить лабораторные исследования вакцины, которая была заморожена. О том, к каким результатам пришли специалисты, когда заработает объединенная Госслужба по лексредствам и контролю за наркотиками и начнутся закупки лекарств за средства госбюджета-2016 во второй части интервью РБК-Украина рассказал министр здравоохранения Александр Квиташвили.
РБК-Украина: Правильно я понимаю, что в Минздраве до сих пор не занята вакансия заместителя министра по евроинтеграции?
Александр Квиташвили: Честно говоря, мы подавали кандидатуру на утверждение в Кабмин очень давно. Но, с другой стороны, у нас есть очень сильный департамент по международным отношениям. В результате все задачи, которые ставились перед Минздравом по принятию нормативных актов для введения безвизового режима с ЕС нами выполнены. Сейчас у нас нет необходимости в отдельном заместителе министра по евроинтеграции. Советующие вопросы успешно выполняет другой заместитель министра - Игорь Перегинец. Среди прочего он занимается реформой здравоохранения и международными отношениями. У нас до марта 2015 года был заместитель министра по евроинтеграции Юрий Савко. Потом он сам ушел на другую работу.
РБК-Украина: Задам другой более актуальный кадровый вопрос. Полтора года назад в Украине стартовала реформа государственных органов. В частности, постановлением правительства были ликвидированы Государственная служба по лекарственным средствам и Государственная служба по контролю за наркотиками. Вместо них должна была быть создана объединенная Госслужба по лексредствам и контролю за наркотиками. Однако сейчас органы и не ликвидированы и не созданы. Когда будет закончен этот процесс и назначен руководитель объединенного органа?
Александр Квиташвили: Недавно я подал в Кабмин представление, чтобы назначить руководителем нового органа Ирину Суворову. Она до этого работала заместителем председателя Гослекслужбы, а потом исполняющим обязанности. Она - хороший специалист.
В Украине в принципе необходимо менять процедуру ликвидации госорганов. Когда существующему председателю госоргана дается поручение ликвидировать собственную службу, то это нелогично, это затягивает процесс ликвидации. Можно было бы пойти по другому пути. К примеру, в случае с ликвидацией Государственной службой по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям и частично Государственной санитарной-эпидемиологической службы их функции были переложены на Минздрав. Мы эти ликвидируемые органы просто ввели в структуру министерства.
В случае же с Гослекслужбой и Госслужбой по контролю за наркотиками мы столкнулись с несколькими проблемами. К примеру, с различием их функциональности, что затрудняло процедуру объединения этих ведомств. Один орган занимается лекарствами, субстанциями, а другой - контролем за наркотиками. Кроме того, не было совершенно нового человека, который бы пришел и занимался ликвидацией этих органов. Я думаю, что подход при ликвидации должен был быть проще.
Например, в Грузии мы ликвидировали какую-то службу просто - ликвидировалась служба, а ее функции передавались в различные министерства. При этом определялся какой-то срок, до которого все это должно было произойти, допустим, 1 марта. После этого все нормативные акты касательно работы старого органа отменялись.
РБК-Украина: Так до когда службы будут ликвидированы и взамен их создана новая?
Александр Квиташвили: До 1 апреля.
РБК-Украина: А когда Ирину Суворову Кабмин назначит на должность объединенной службы?
Александр Квиташвили: Не знаю. Последние три недели все были заняты отчетом правительства. Сейчас она проходит процедуру назначения - проверки и тому подобное.
РБК-Украина: Конкурс не устраивали на эту должность?
Александр Квиташвили: Нет. Когда мы в предыдущий раз устроили кадровый конкурс, то разразился скандал.
РБК-Украина: Поговорим о сотрудниках, которые уже работают в Минздраве. Как вы можете прокомментировать недавний допрос заместителя министра здравоохранения Игоря Перегинца в Генеральной прокуратуре?
Александр Квиташвили: Для этого необходимо рассказать немного истории. Как всем известно, полиомиелит является одним из самых опасных заболеваний. Его можно предотвратить только вакцинированием. До недавнего времени в Украине уровень вакцинации от полиомиелита составлял примерно 30%, что соответствует уровню африканских стран.
Таким низким показателем было сильно испугано международное сообщество. Поэтому в 2014 году еще до моего прихода на должность министра здравоохранения Украина обратилась к международному сообществу с просьбой о помощи. В ответ на это правительство Канады с помощью ЮНИСЕФ закупило 4,5-4,7 миллиона доз вакцины от полиомиелита французского производства компании Sanofi Pasteur.
Первая партия приехала в мае. Но начинать вакцинацию летом было неправильно, поскольку дети не ходят в школу и детсады, где наиболее эффективно проводить вакцинацию. Летом их очень трудно собрать в одном месте, они в постоянных разъездах. Поэтому приняли решение начать вакцинацию с сентября. Для этого вакцины были помещены на хранения на склад госпредприятия "Укрвакцина", где она была заморожена. Документация, которая пришла с вакцинами, не содержала запрет на заморозку. Но буквально через две недели на сайте "Медконтроль" появилась статья о том, что замороженная вакцина при ее использовании может убить. Эта статья послужила поводом для расследования МВД.
После этого расследования мы обратились к производителю Sanofi с просьбой разъяснить ситуацию. Они ответили нам, что замораживать можно хоть сто раз.
РБК-Украина: Но в украинской инструкции были ограничения на заморозку. Почему?
Александр Квиташвили: Никто не может разобраться, почему в инструкции указан запрет на заморозку. Увидев, какой оборот принимает ситуация, мы решили не использовать эту вакцину, а использовать для вакцинации ту, которая к нам должна была прийти второй партией в октябре. После того как она пришла, препарат сразу был разослан по областям и началась кампания по вакцинации. К этой партии вакцин ни у кого не было вопросов.
Вместе с тем буквально 10 дней назад "Государственный экспертный центр Минздрава", который занимается проверкой документов для регистрации лекарств, предоставил нам документ о том, что они сделали лабораторные исследования вакцины. А именно: получили материалы из главного офиса Sanofi, сравнили их с имеющимися вакцинами из первой партии и пришли к выводу, что замороженная вакцина нормальная и хорошая. То есть, то, что мы утверждали еще прошлым летом.
РБК-Украина: Какова судьба вакцины из первой партии?
Александр Квиташвили: Мы ее будем использовать при плановой вакцинации. Сейчас мы заканчиваем третий раунд внепланового вакцинирования от полиомиелита. Для этого хватит вакцины, которая к нам пришла осенью.
РБК-Украина: Что можете сказать про допрос?
Александр Квиташвили: В сентябре МВД проводило свое расследование. Почему сейчас Генпрокуратура начала новое расследование по вакцинам - я не знаю. Думаю, что мы покажем им выводы "Государственного экспертного центра" и они поймут, что мы не использовали вакцины до проведения лабораторного исследования.
РБК-Украина: Минздрав сейчас работает над двумя стратегическими документами -"Национальной лекарственной политикой" и "Концепцией реформирования финансирования здравоохранения". Если вы и дальше будет оставаться в должности министра, то какой документ для вас будет самым важным?
Александр Квиташвили: Сейчас для нас самое важное уйти от концепции финансирования больниц, исходя из количества коек. Это, конечно же, не умаляет и другие направление, ту же "Национальную лекарственную политику". Но если мы не будет менять принципы финансирования системы, то все остальное будет буксовать многие годы. Сейчас самое главное убрать государственную монополию в здравоохранении. По сути, сейчас государство само и продает эту услугу, и само оплачивает.
Мы хотим ввести два новых принципа. Во-первых, уйти от коечного принципа финансирования к принципу "деньги ходят за пациентом". Сейчас Минздрав получает на здравоохранение около 40 миллиардов гривен. То есть, государство тратит в год в среднем на здравоохранение одного украинца примерно 1000 гривен. Это мизерная цифра. Но ситуация ухудшается еще и тем, что украинцы не могут управлять расходованием этих цифр. По сути, чиновники, когда сами решают какую поликлинику или больницу финансировать, говорят, куда идти пациенту лечится.
Но если бы пациент сам мог управлять этой тысячью гривен, то они были бы потрачены с большей эффективностью. Другими словами, если медучреждение будет получать средства, исходя не из количества коек, а от числа оказанных услуг, уровень оказания помощи улучшится. Больницы и поликлиники, чтобы увеличить число оказанных медуслуг, будут стараться привлечь новых пациентов именно к себе, а не в соседнее медучреждение. Это можно сделать только повышением качества медуслуг.
Второй важный момент - государство не может гарантировать стопроцентную оплату всех медуслуг. В мире нет страны, которая может себе это позволить. Государство должно взять на себя нестраховые случаи - лечение СПИДа, туберкулеза, гепатита С, неотложную медпомощь, первичную медпомощь. Такие вещи должны быть гарантированы всем людям, несмотря на уровень дохода и статус пациента. Остальное все должно покрываться страховыми компаниями для чего люди должны покупать страховые полисы.
Люди, которые не могут себе позволить купить страховку, к примеру, те, кто живет на социальную помощь от государства, должны получать оплату страховки также от государства. Для них государство будет оплачивать весь пакет услуг через страховую компанию. Но по мере роста уровня дохода человека, государство может ограничивать размер своего участия в финансировании медуслуг, которые ему государство может гарантировать бесплатно. Чем больше ты зарабатываешь, тем государство меньше гарантирует человеку бесплатных медуслуг. Это называется социально ориентированное государство.
Как происходит сейчас - все деньги идут в копилку, всем все бесплатно, непонятно чего и кому не хватает. В результате мы убиваем тех людей, у которых нет денег, ведь фактически они не могут воспользоваться бесплатными медуслугами, поскольку кругом все равно надо доплачивают. И открываем дорогу для тех, у кого есть достаток. Таким образом, 49-ая статья Конституции не гарантирует доступ к бесплатной и качественной медицине для всех. Она гарантирует доступ к медицине для богатых и отстраняет бедных. А надо наоборот.
РБК-Украина: Скоро Украину посетит ваш коллега - бывший министр здравоохранения Грузии Сандро Урушадзе. Наверное, он не просто так приехал в Украину. Его прочат вместо вас на должность министра здравоохранения?
Александр Квиташвили: Нет. Он приехал в Украину еще в прошлом году по моему приглашению. Он работал консультантом от Всемирного банка. Он мне помогал разрабатывать пакет законопроектов об автономизации больниц. Сандро и я вместе работали в Грузии. Я был министром здравоохранения и социальной политики, а он был тогда директором фонда социальных программ. Мы вместе разрабатывали социальные программы, государственное медстрахование. Когда я ушел с поста министра, он пришел вместо меня. То есть, он продолжил то, что было начато до меня и мною продолжено. Он продолжил до победного конца. Так что он много чего знает.
Вместе с ним мы придумали интересную вещь. Из-за того, что нам не удалось пролоббировать законопроект об автономизации медучреждений через парламент на уровне всей страны, мы решили поддержать те области, которые заинтересованы начинать реформу здравоохранения у себя. В частности, этим заинтересовалась Кировоградская область. Недавно группа медиков и чиновников из этой области поехала в Грузию, встретилась там с Сандро Урушадзе, с другими экспертами, посмотрела, как работает страховая система, как государство финансирует здравоохранение. После этого было принято решение провести круглый стол в Кировограде с руководством области, туда приедет и Сандро, и я. Будем показывать, что можно сделать там.
РБК-Украина: Как же вы что-то сделаете в Кировоградской области без принятых законов?
Александр Квиташвили: Будем проводить реформу, используя финансовые ресурсы облсовета.
РБК-Украина: Но Сандро Урушадзе претендует на должность министра здравоохранения?
Александр Квиташвили: Это было бы интересно. В Грузии он пришел после меня.
РБК-Украина: Вы так и не ответили на вопрос...
Александр Квиташвили: Нет, не думаю, что он придет на должность министра здравоохранения Украины.
РБК-Украина: Правильно я понимаю, что 2016 год будет последним годом, когда Украина закупает лекарства через международные организации? Якобы, в следующем году будет создано агентство, которое будет само проводить закупки лекарств.
Александр Квиташвили: Нет. После того как в этом году 100% закупок лекарств будет отдано международным организациям я бы лично рекомендовал, чтобы закупки и в следующие три-пять лет проводились только через них. Даже если это будет только британское закупочное агентство Crown Agents, который закупает лекарства для многих стран, в том числе для Японии.
РБК-Украина: Почему вы говорите "только Crown Agents "? Две другие организации - ПРООН и ЮНИСЕФ, которые принимают участие по закупкам по программам 2015 года, отказались от сотрудничества с Украиной?
Александр Квиташвили: Нет. Но они не закупочные организации как Crown Agents. Они просто нам помогают с закупками.
РБК-Украина: Когда будут объявлены закупки на 2016 год?
Александр Квиташвили: На этой неделе я подпишу приказ о создании рабочей группы, которая начнет заниматься их подготовкой. В прошлом году мы прошли тернистый путь подготовки таких закупок. Теперь мы все знаем. Сейчас все будет проходить намного быстрее. В принципе в дальнейшем мы хотим передать функцию определения номенклатуры закупок от Минздрава специализированному агентству, которое будет закупать не только лекарства, но и услуги. Сейчас формируется такое агентство, хотим, чтобы агентство начало работать уже во втором половине этого года.
РБК-Украина: Мы говорим об агентстве, которое упоминается в проекте концепции финансирования здравоохранения?
Александр Квиташвили: Да. Но пока что это все в зародыше.
Беседовал Дмитрий Уляницкий