Александр Кива: “Кредит в 300 млн долл. позволит ГП “Антонов” выпускать 24 самолета в год”
РБК-Украина: Давайте начнем наш разговор с ближайших планов компании.
Александр Кива: Если говорить о программе Ан-148, то в настоящее время эти самолеты серийно производятся в Киеве и в Воронеже в широкой международной кооперации. В соответствии с планом производства и получаемым финансированием, происходят и поставки самолетов.
На самом деле нас, в том числе по срокам поставки этого самолета, на котором мы с вами летим, в некотором плане сдерживала, так скажем, конфликтная ситуация, которая досталась нам в наследство от концерна «Авиация Украины» и от завода «Авиант».
В свое время через лизинговую компанию из бюджета было проплачено финансирование пяти самолетов, но, к сожалению, когда завод присоединили к «Антонову» (АНТК им. О.К.Антонова), оказалось, что самолеты не построены и денег нет. Плюс - большая задолженность по зарплате. Как следствие, люди начали уходить с «Авианта».
Приняв завод в таком тяжелом состоянии, мы не просто вынуждены были физически вкладывать свои ресурсы в оздоровление ситуации на заводе, но и юридически урегулировать ситуацию с лизинговой компанией. Найти компромиссы, которые удовлетворяют обе стороны, удалось только два месяца назад, при содействии вице-премьера Бориса Колесникова.
РБК-Украина: Борис Викторович заявил, что «Лизингтехтранс» отныне будет называться «Антонов-финанс». Что изменится?
Александр Кива: Для нас самих это также стало неожиданностью. Лишь потом, пообщавшись с руководителем «Лизингтехтранса», я понял, что изначально, когда создавалась эта компания, планировалось, что она будет обеспечивать лизинг не только в интересах авиакомпаний, но и в интересах железной дороги - покупая и передавая в лизинг определенную технику. Сейчас, видимо, правительство приняло решение ориентировать компанию именно на работу с авиационными программами.
РБК-Украина: Каково финансовое состояние компании «Антонов», есть ли задолженности?
Александр Кива: Компания «Антонов» и не имела задолженностей. Они появились после присоединения завода «Авиант», но в течение года мы рассчитались со всеми кредиторами. На сегодняшний день финансовое состояние стабильное, завод показывает хорошие результаты.
Сейчас самая сложная задача для нас - выйти на темпы производства, которые требуют от нас рынок и правительство. То есть, на выпуск 24 самолетов в год или двух самолетов в месяц. Я имею в виду линейку самолетов Ан-158 и Ан-148. Исходя из изучения потребности рынка, скорее всего, основной акцент, будет сделан на производство Ан-158.
РБК-Украина: В чем его преимущество?
Александр Кива: Ан-148 создавался раньше, он рассчитан на перевозку 80-85 пассажиров в одноклассной компоновке.
Ан-158 - удлиненная версия Ан-148. Мы удлинили фюзеляж - и пассажировместимость в одноклассной компоновке увеличилась до 99 человек. Но при этом дальность уменьшилась примерно на 1 тыс. км - до 3,5 тыс. км. Таким образом, этот самолет выгоден для авиакомпаний, которые перевозят большое количество пассажиров на короткие расстояния.
В целом же, выгодно эксплуатировать семейство самолетов, потому что в этом случае в распоряжении авиаперевозчика самолеты с разной пассажировместимостью, но созданные фактически на одной базе, с использованием одинаковых комплектующих, в одной системе выполнения полетов. Есть сезоны пика пассажироперевозок, есть сезоны спадов. Имея в парке оба типа самолетов, авиакомпании имеют возможность маневрировать и ставить на рейс тот или иной самолет.
РБК-Украина: Вы говорили о хороших финансовых показателях. Можете озвучить цифры?
Александр Кива: Не готов сейчас говорить о конкретных цифрах, но знаю, что отчетность по первому полугодию этого года была хорошей - и с точки зрения прибыли, и с точки зрения платежей в бюджет.
РБК-Украина: Что это за слухи о конфликте вокруг двигателей «Мотор Сич»? Вячеслав Богуслаев говорил, что его вытесняют. Ан-148 не будет комплектоваться двигателями «Мотор Сич»?
Александр Кива: У нас есть обязательства перед «Мотор Сич» - они наши партнеры по программе. И мы эти обязательства выполним. Но, будучи ориентированными на рынок, мы вынуждены прислушиваться к мнению заказчиков, которые требуют от нас альтернативных предложений.
РБК-Украина: Почему? Репутация двигателей «Мотор Сич» так сильно упала?
Александр Кива: Не скажу, что упала. Самолеты сегодня выходят на хорошие показатели по налету - до 400 часов в месяц. Фактически превышен порог безубыточности. Таким образом, сегодня эксплуатация Ан-148 уже приносит доход.
Но есть заказчики, которые требуют, чтобы самолет был сертифицирован по западным требованиям. Поэтому мы должны использовать в самолете агрегаты, которые имеют сертификат к установке по западным требованиям. Двигатели «Мотор Сич» по состоянию на сегодня таких сертификатов не имеют.
Среди наших заказчиков есть те, которые используют парк самолетов Boeing и работают с двигателями General Electric. У них уже сложилась определенная политика взаимоотношений с этой компанией, потому они просят нас установить двигатель General Electric. И готовы платить за эти самолеты.
РБК-Украина: Сколько готовы платить за один такой самолет и сколько самолетов готовы купить?
Александр Кива: Альянсом авиакомпаний в составе «Аэросвита» «Донбассаэро», «Днепраэро» озвучено, что уже в ближайшие три года они готовы взять до 15 самолетов Ан-158. Именно их пожеланием было установить на этот самолет двигатели General Electric. Вовсе не потому, что они плохо отзываются о двигателях «Мотор Сич». Они хотят уменьшить свои расходы путем единой системы поддержки двигателей от одного производителя.
РБК-Украина: Как вы планируете выходить из этой ситуации?
Александр Кива: Мы провели серьезный раунд переговоров, выяснили пожелания компаний. Не все так критично: при определенных доработках запорожских двигателей, авиакомпании готовы работать и с ними. Поэтому мы улучшаем систему нашей послепродажной поддержки самолетов, двигателей и обеспечения комплексного сервиса для заказчиков, гарантии надежности. Но, в то же время, мы понимаем, что рынок все равно будет требовать альтернативный двигатель. Поэтому мы ведем соответствующие проработки.
РБК-Украина: Через какой промежуток времени вы сможете выйти на выпуск 24 самолетов в год?
Александр Кива: На данный момент мы обеспечиваем выпуск 12 самолетов в год. Чтобы увеличить его вдвое, нам нужно обновить производственные мощности, закупить новое оборудование, увеличить персонал основных производственных рабочих. Технически мы к этому готовы, выполнены соответствующие расчеты. Мы готовы делать это за собственные и кредитные деньги, но, к сожалению, в силу разных обстоятельств, сегодня не можем взять даже коммерческие кредиты. Для этого нужно пройти целый ряд разрешительных процедур. Коммерческие предприятия берут их без ограничений, а мы, как госпредприятие, работаем с ограничением.
РБК-Украина: Сколько нужно денег?
Александр Кива: Мы хотим взять 300 млн долл. под обновление производства. Эти средства позволят нам выйти на выпуск 24 самолетов в год.
РБК-Украина: А государство?
Александр Кива: Государство и так много сделает, если действительно профинансирует лизинговую компанию.
А переоснащение предприятия мы готовы провести за свои или заемные средства, как делаем это и сейчас. Только в прошлому году «Антонов» вложил около 100 млн долл. в бывший завод «Авиант» - в обновление установочного фонда, улучшение финансового состояния.
РБК-Украина: Как можно сделать так, чтобы вы были избавлены от тендеров, но государство сохранило свой контроль над финансовыми потоками?
Александр Кива: Мы сейчас проходим тендеры по различным направлениям, в том числе, чтобы получить кредиты. Это длительная процедура.
С одной стороны, нас упрекают в том, что мы медленно развиваемся. С другой - условия, которые созданы для нас как госпредприятия очень тяжелые. Например, есть закон о госзакупках. И, чтобы закупить у того же «Мотор Сич» двигатель, при том, что они единственные, у кого мы можем эти агрегаты закупить, мы должны пройти процедуру тендера. На это уходит от четырех до шести месяцев, тратятся финансовые ресурсы. Специально создан отдел по госзакупкам, который формирует эти документы, проходит процедуры согласования, направляет их на согласование в Министерство экономики и торговли, отслеживает прохождение всех процедур. И так на каждом этапе - и на участие в международных выставках, и на организацию маркетинговых акций.
РБК-Украина: Что вы предпринимаете?
Александр Кива: Мы по-прежнему пытаемся объяснять на различных уровнях, в министерствах и ведомствах, Верховной Раде, что есть реальные возможности, не вкладывая финансы, а лишь поменяв определенные законодательные акты, существенно улучшить возможности работы авиапрома.
РБК-Украина: А ваши конкуренты?
Александр Кива: Наши конкуренты сегодня ничем не ограничены. Более того, на условиях временного ввоза, они ввозят в Украину самолет иностранного производства без НДС. То есть, фактически продают самолет на 20% дешевле. А мы подписываем договор с лизинговой компанией и продаем самолеты с учетом НДС. Получается, лизинговая компания, покупая у национального производителя, сразу ставится в неравные условия с импортным производителем.
РБК-Украина: Из-за этого самолет стоит 25 млн долл., как сказал Колесников. Сколько бы мог стоить?
Александр Кива: Думаю, несколько миллионов можно было бы сократить за счет отмены этих платежей.
РБК-Украина: Сколько самолетов максимум, если смотреть в перспективе, может производить ГП «Антонов» при самых благоприятных условиях?
Александр Кива: В планах наших партнеров из Воронежа - выход на производство 36 самолетов в год. Тот же «Сухой» - планируют выпускать 60 самолетов в год. Я считаю, что и мы можем выйти на такие темпы.
Беседовал Алексей Беловол