ua en ru

Александр Бородыня: “В Украине массово фальсифицируется информация по обуви”

Автор: RBC.UA
О перспективах развития отечественного легпрома после подписания соглашения о Зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евросоюзом, конкуренции с Китаем и необходимости повышения импортных пошлин на обувь в интервью РБК-Украина рассказал президент «Укршкірвзуттяпром», руководитель Ассоциации «Укршкірпром» Александр Бородыня.

РБК-Украина: Александр Григорьевич, с каждым днем вероятность подписания между Украиной и ЕС соглашения о ЗСТ приобретает более реальные очертания. Способны ли скажем украинские обувщики конкурировать с обувью из ЕС?
Александр Бородыня: Согласно статистике, в мире есть два региона, которые являются стабильными импортерами товаров легкой промышленности, - Северная Америка и ЕС. В ЕС проживает более полумиллиарда человек при среднем потреблении 4-5 пар обуви в год на душу населения. Это колоссальный и очень перспективный рынок для украинской легкой промышленности. Тем более, что мы продаем обуви и одежды на европейском рынке достаточно много.
А после ЗСТ мы получим доступ к высоким европейским технологиям. Ведь ни в Украине, ни в России практически нет машиностроения для легпрома.
РБК-Украина: Сколько продукции легпрома мы продаем в ЕС и кто у нас ее берет?
Александр Бородыня: На более, чем 1 млрд долл. в год. Покупают итальянцы, немцы, французы. Экспортируемая продукция - объективно конкурентоспособный товар.
За прошлый год из Украины только кожаной обуви экспортировано около 2 млн пар. Из них 969 тыс. - на рынки СНГ (в основном в Россию) и в 931 тыс. - в ЕС. Вы прекрасно понимаете, что обувь в ЕС стоит дороже.
РБК-Украина: Какие страны и в каком объеме импортируют произведенную украинскую обувь?
Александр Бородыня: Могу сказать за 4 месяца текущего года: Белоруссия - 41 тыс. пар, Россия - 800 тыс. пар, Европа - 930 тыс. пар, из которых Италия - 350 тыс. пар. Еще поляки - 260 тыс. пар, румыны - 190 тыс. пар, чехи-38 тыс. пар, венгры - 24 тыс. пар. Это обувь из натуральной кожи. Еще экспортируется обувь из синтетики более 2 млн пар в основном в ЕС и Россию.
РБК-Украина: В чем отличие рынков ЕС и СНГ?
Александр Бородыня: Российский рынок очень похож на украинский, схожи приоритеты покупателя. У нас акцент делается на стиль. В ЕС основной акцент идет на комфорт, там обувь с высоким каблуком - это редкость. Хотя это детали. Концептуально различие в принципах ведения бизнеса.
Я просил представителей ЕС организовать для украинских обувщиков семинар по изучению рынка обуви. Изучить рынок, для того чтобы сформировать портфель заказов с целью более эффективно конкурировать на рынке - логично? Они удивились: а зачем вам это нужно?! Это не ваше дело, а дело торговца. В ЕС работает нормальная рыночная схема, когда рынок изучает торговец. Он определяет для себя, что именно и по каким ценам он будет продавать.
А дело производителя заключается только в том, чтобы произвести качественно и в срок. Поэтому в Европе существует интересное перераспределение денежных потоков. Разница между ценой изготовителя и ценой на прилавке в магазине с НДС - это почти три, минимум 2,5. То есть, 250%. Если изделие у изготовителя стоит 50 долл., то в магазине оно будет стоит 125-150 долл.
РБК-Украина: В такой системе производитель практически ничем не рискует.
Александр Бородыня: Абсолютно правильно. Да, он получает небольшую рентабельность - 10-20%, но это гарантированные его деньги. Для производителя это очень важно, ведь что такое производственный цикл? Конвейер, который должен двигаться постоянно. Это сложная система обеспечения, смена моделей, ткани, кожи, фурнитуры, каблуков, колодок. А если сбыт будет хромать - это катастрофа для производства.
Причем в коэффициент 2,5 заложены все риски торговли: непроданное, уценки, зарплаты, кредиты, аренда. Не продал ты продукцию - она остается у тебя в магазине, ты не возвращаешь ее на предприятие. А 20% стабильной прибыли производственнику в Европе хватает.
При этом отмечу, что, несмотря на все сложности, отечественный обувной рынок уже перегнал одежный. Разместить заказ обувной сложнее. Швейник требует ткань, пуговицы, нитки и лекала по электронной почте - и можно работать. Обувщику же нужны колодки и комплектующие под конкретную модель, резаки, другая оснастка.
Это заставило наших обувщиков больше работать самим. Крупные предприятия прошли схему реструктуризации, банкротства, восстановления, но потенциал, интеллект, желание, рабочие и оборудование остались. Произошла трансформация отрасли с ее переходом в частный сектор.
Например, в Киеве два раза в год проходит крупная оптовая международная обувная выставка, на которой минимум две трети предприятий - украинские. На такой же одежной выставке «ЭкспоПлазе» (Киев) наших производителей - 30%.
РБК-Украина: Когда Вы говорите об экспортной продукции, речь идет о товаре элит-класса или товаре для среднеевропейского потребителя?
Александр Бородыня: И так, и так. У нас есть, пусть и не слишком раскрученные фирмы, которые продают достаточно дорогую продукцию. Учтите, что средний класс одежды и обуви в Европе для нас довольно дорогой. Так, в рядовом итальянском магазине вы вряд ли сможете купить обувь дешевле 70-80 долл. за пару, а в среднем - 100 долл.
РБК-Украина: Сколько всего за прошлый год в Украине произведено обуви?
Александр Бородыня: 24 млн пар, из которых 11 млн экспортированы. Как по т.н. давальческим схемам, так и прямой экспорт. Прочее реализовано в Украине.
При этом отмечу, что в Украине ежегодно продается не менее 30 млн пар обуви отечественного производства. Но многие из полутора тысяч предприятий работают по упрощенной системе налогообложения, где нет детальной отчетности по натуральным показателям. Поэтому часть не может быть учтена статистикой.
РБК-Украина: 24 млн - это какая часть от максимального объема рынка?
Александр Бородыня: Очень незначительная. Емкость украинского рынка обуви - около 160-170 млн пар в год, 3-4 пары ежегодно на человека. При этом основные доходы украинской обувной промышленности идут от продаж в осенне-зимний период.
РБК-Украина: Летний период - совсем без шансов?
Александр Бородыня: Наш главный конкурент на рынке - Юго-Восточная Азия (Китай, Вьетнам и т.д.). Не секрет, что китайская обувь практически полностью заняла у нас нишу дешевой обуви.
Самая дешевая - летняя ремешковая обувь. В ее производстве нам конкурировать с тем же Китаем очень сложно. Во-первых, там затраты на производство ниже наших затрат. Во-вторых, у Китая больше доступ к разнообразной фурнитуре - искусственной коже, синтетике и т.д. А нашим производителям это нужно в основном закупать по импорту.
Какова психология потребителя? Человек купил вьетнамки за 30-40 грн. Они порвались за две недели - он купил другие. Но если покупаются туфли за 500 грн или сапоги за 800 грн, то главное к ним требование, чтобы они отслужили минимум один сезон. А лучше два-три сезона. И в данном случае покупатель выбирает украинскую продукцию.
РБК-Украина: В каких регионах сосредоточены основные центры производства отечественной обуви?
Александр Бородыня: Харьков, Киев, Бровары (Киевская обл.), Днепропетровск, Хмельницкий и Львов. Есть также предприятия в Одессе и Луцке о других областях.
РБК-Украина: У них есть разделение по специализации?
Александр Бородыня: Харьков традиционно изготавливал массовую обувь: мужскую - средней и ниже средней ценовой категории, а также немного женской. Хотя сейчас в Харькове есть несколько фирм, которые производят классную, дорогую обувь. Кроме того Харьков - это большое количество мелких предприятий.
Днепропетровск и Львов специализируются на женской обуви среднего класса.
Львов - более стильная обувь. Днепропетровск - проще, но так тоже есть разные фирмы.
Бровары - это в основном мужская обувь. Хмельницкий производит немного кожаной обуви, но, в основном, массовую недорогую обувь из синтетики.
РБК-Украина: Насколько затратно обувное предприятие?
Александр Бородыня: Обувное производство капиталоемкое и зависит от оснащенности. Одна только машина для прибивки каблука стоит 25-30 тыс. долл. Затяжная машина - 100 и более тыс. дол.
РБК-Украина: Сколько такая машинка может за смену прибить каблуков?
Александр Бородыня: 300-400 пар. Вручную прибить женский каблук, чтобы он не сломался через два-три шага, невозможно. Поэтому предприятия, как правило, не экономят на технологии, оборудовании и качестве. Так, швейная обувная машина стоит 1 тыс. евро, а их нужно десятка полтора-два на одну небольшую фабрику.
Рабочий на обувной фабрике - это профи, его сложно на бирже труда найти по объявлению. Швея шьет заготовку - посмотрите на ботинки, там ни одной прямой строчки. Все должно быть выверено от края на 1,5 мм, красиво и четко.
В одежде проще, строчки длинные и прямые. Промахнулся в одежде - распорол, прошел еще раз. А такие дырки в обуви - это брак.
РБК-Украина: И сколько должен зарабатывать такой профессионал?
Александр Бородыня: Лучшие специалисты, например модельеры - до 1 тыс. долл. В среднем по отрасли, конечно же, меньше, но это уже зависит от возможности предприятия - заложил в цену слишком высокую зарплату - обувь дорожает - не продашь.
РБК-Украина: А насколько это меньше по сравнению с европейцами?
Александр Бородыня: В Италии на обувной фабрике зарплата работника 800-1000 евро.
РБК-Украина: Что же тогда мешает украинской обуви завоевать доверие хотя бы внутреннего потребителя: отсутствие протекционистской поддержки государства, низкое качество продукции, слабость имиджа всей обуви «Made in Ukraine»?
Александр Бородыня: У нас полторы сотни стандартов качества, но, скажу по секрету, никто их полностью не соблюдает, потому что это нереально и не нужно потребителю. Когда я курировал в Минэкономики направление работы Госстандарта, убедился, что он не гарантирует качество товара. У итальянцев, которые превратили обувь в символ успеха и процветания, никогда не было стандартов качества обуви.
РБК-Украина: То есть, итальянская обувь не соответствует украинским стандартам?
Александр Бородыня: Да. Ни одна пара итальянской обуви им не соответствует. Ведь в принципе качество, как говорят итальянцы, категория философская - это проблема не государства, а отношения производителей к потребителям своей продукции, они должны быть довольны и следующий раз еще купить обувь этой же фирмы. Вот вам и вся стандартизация в условиях рынка. Здесь должна быть взвешенная, а не запретительная протекционистская политика, которая позволила бы немного уравнять экономическую рентабельность.
РБК-Украина: Увеличить пошлину на импорт? И на сколько?
Александр Бородыня: С нынешних 10% до 20-25%. Но тут есть еще такой момент есть. Торговец продает, скажем, китайскую обувь, купленную по демпинговой цене, разница на которой между оптом в Китае и на «Седьмом километре» (Одесский рынок) - 100%. А разница «Седьмым километром» и киевским магазином - еще 100%. То есть 400%. Продавая же украинскую обувь, торговец заработает намного меньше. Отпускная цена будет с коэффициентом 1,5-1,7, поскольку у нас дороже производство. И торговец заработает максимум 30-40%. Потому приоритет отдается китайской продукции.
Потому протекционистская политика должна уравнять рентабельность для торговли импортной и отечественной обувью. Это честная конкуренция.
РБК-Украина: Да, но еще остается имидж. Репутация украинской обуви в отличии от итальянской, немецкой, французской, польской и даже китайской весьма невысока.
Александр Бородыня: Престиж - это торговая марка, которой доверяет покупатель. В Италии 1 тыс. обувных фабрик, но их никто не знает, кроме двух-трех. Но в Италии есть общий бренд - «Made in Italy», если это не подделка. Итальянцы плохую обувь не производят.
В Украине много фирм, которые работают по такому же принципу, и за свою репутацию переживают. Обувщик контролирует то, что поставляет на рынок. Но, увы, далеко не все.
Покупатель может промахнуться, у него нет ориентира. Потому мы сейчас мы готовим программу, согласно которой на обуви и упаковке будет надпись «Виробник з високою репутацією». Этот знак мы будем давать только отобранным нами фирмам. Это не реклама, а подсказка потребителю.
Ведь в Украине массово фальсифицируется информация по обуви. Средняя цена пары китайской обуви, ввезенной в Украину - 109 млн пар из общих 122 млн пар импорта - составляет 3,5 долл. за пару. Очень смешная цена. Если бы это было так, то в магазине средняя пара обуви стоила бы 70-80 грн.
Причем, из 109 млн пар только 6 млн - из натуральной кожи. А китайская обувь составляет 70% всего рынка. Таким образом, не более трети обуви на рынке Украины из натуральной кожи. Когда же мы проводили опросы, то 75% покупателей считают, что покупают кожаную обувь.
Летом я побывал на Троещинском рынке (Киев), прошелся по обувным рядам. Спрашивал: сколько стоит, чье производство? Практически все - Китай. Но продавцы в подавляющем большинстве случаев говорили: СП - украинско-российское, украинско-белорусское. Они говорят покупателю то, что он хочет услышать.
Кстати, у меня хорошие новости для отечественных потребителей. Принят регламент, согласно которому обувь будет продаваться с пиктограммами на подошве (указан состав кожи, и т.д). Но почему-то наше правительство принимало этот регламент с условием его введения в силу через три года, как бы для подготовки. Мы будем выступать, чтобы внедрить этот регламент как можно быстрее.
РБК-Украина: Несмотря на такое нововведение, как конкурировать с Китаем при таких объемах и цене?
Александр Бородыня: Нужно конкурировать. Конкуренция заставляет думать и работать. Но она должна быть приблизительно равной.
У Китая есть колоссальное преимущество по всем товарам на мировом рынке. Рабочий день на обувной фабрике в Китае - 12-14 часов, выходной, в лучшем случае, один в месяц. Отпуска нет, пенсии нет. Каких-то других требований номинально тоже нет. Поэтому налогов почти нет и затраты минимальные. При том, что зарплата там немножко выросла - до 150-200 долл.
Как конкурировать в таких условиях? Но, тем не менее, конкурируем. В данный момент я как раз занимаюсь проблемой регулирования импорта. Но это тема для отдельной беседы.
Хотя сегодня в мире выросли резко цены на сырье - на кожи, шкуру, мех, химию, хлопок, в полтора-два раза. Обувь и одежда здорово дорожают. Дефицит на шкуры может привести к тому, что обувь из натуральной кожи может скоро стать обувью для небедных людей.
Кстати, одна синтетическая кожа не может ее заменить, хотя есть и качественная. Но природных свойств натуральной кожи она не дает.

Беседовал Алексей Беловол