ua en ru

Аграрной сфере нужна развитая инфраструктура

Аграрной сфере нужна развитая инфраструктура Развитие портовой инфраструктуры, в том числе, позволит Украине нарастить свой экспортный потенциал (источник фото - Odessa crisis media center)
Владислава Рутицька
Владислава Рутицька
Заступник міністра аграрної політики та продовольства України, спеціально для РБК-Україна
"Дороги не будут нужны", - говорили персонажи из кинофильма "Назад в будущее" Марти МакФлай и доктор Браун. Тогда они оказались, благодаря машине времени, в 21 ноября 2015 года.

"Дороги не будут нужны", - говорили персонажи из кинофильма "Назад в будущее" Марти МакФлай и доктор Браун. Тогда они оказались, благодаря машине времени, в 21 ноября 2015 года.

Но мы, находясь в 2015 году, прекрасно понимаем, что дороги нужны. Особенно хорошо развита, и не только дорожная, инфраструктура необходима аграрной сфере.

Украина - один из крупнейших экспортеров зерна. В 2014 году наша страна стала лидером по экспорту подсолнечного масла, третьей в мире по объемам экспортируемой кукурузы и ячменя, и является шестым крупнейшим поставщиком пшеницы на мировые рынки.

В перспективе отечественная агросфера способна увеличить производство зерновых, и тогда встанет проблема: есть качественный товар, который ценится во всем мире, но не хватает мощностей для его транспортировки.

Аграриев, как и любого товаропроизводителя, всегда привлекает возможность уменьшения транспортных расходов, расширения рынков реализации и, как следствие, максимизации прибыли.

А для трейдеров важно, чтобы поставка была быстрой, качественной и с минимальным расходованием ресурсов.

Портовая логистика

Приведу пример. В украинских портах стоимость логистических затрат примерно на 40% больше, чем на такие же услуги в Германии, и на 30% больше, чем затраты в США. Высокие расходы уменьшают конкурентоспособность украинского зерна в разы.

Аграрной сфере нужна развитая инфраструктура

Логистическое обеспечение в Украине сталкивается с двойным вызовом: высокие затраты и недостаточная вместимость и пропускная способность - в случае будущего использования экспортного потенциала. Мощность зерновых терминалов в морских портах позволяет переваливать до 33 млн тонн зерна, по условиям утилизации мощностей на уровне 85%.

Этого достаточно для тех объемов экспорта зерновых, которые сегодня производит Украина. Но мощностей нужно больше - для дальнейшего увеличения экспорта.

Сегодня три компании анонсируют начало эксплуатации новых терминалов в 2015 и 2016 годах.

Зерновой терминал компании "Нобель Групп" в Николаевском порту примет первое судно под погрузку уже 15 декабря этого года. Зернотермінал рассчитан на 120 тыс. тонн единовременного хранения и обеспечит создание 400 рабочих мест. Мощность комплекса по перевалке зерновых грузов компании "Нобель Групп" на первом и втором причалах Николаевского порта составит 2,5 млн тонн в год, стоимость проекта - 75 млн долл.

Компания "Бруклин-Киев" планирует закончить строительство зернового терминала в Одесском морском торговом порту в 2016 году. Первый этап терминала - 78 тыс. тонн, второй - около 70 тыс. тонн.

Этот проект - единственный в Украине. Проектная мощность зернового терминала составит около 4,5 млн тонн в год. С 60 млн долл., которые выделил на строительство ЕБРР, компания получила 27 млн.

"Нибулон" начал строительство перевалочного терминала на реке Южный Буг. Завершить проект планируется в июне.

Запуск новых терминалов позволит увеличить грузопоток, поступления в государственный и местные бюджеты, а также создать новые рабочие места.

Аграрной сфере нужна развитая инфраструктура

Железнодорожная логистика

За последние пять лет доля железнодорожного транспорта в экспортных отправках зерна составляет около 65%.

Количество зерновозов составляет 13,6 тыс. единиц. Вагоны старые, их средний возраст - 26 лет. А у 30% зерновозов вышел срок эксплуатации (нормативный срок - 30 лет).

Формирование нового частного транспортного парка началось в 2013-2014 годах. За эти два года компании приобрели более 1300 грузовых вагонов для перевозки зерна.

Речная логистика

Речной транспорт в Украине имеет большой потенциал. В 1990 году 66 млн тонн грузов было перевезено именно речным транспортом. А в 2013 году эта цифра составила всего 4 млн тонн.

На сегодня существует несколько ключевых мер со стороны государства, которые бы могли стимулировать конкуренцию и привлечь инвестиции в речную инфраструктуру:

1. Дноуглубительные работы на Днепре. Так, "Нибулон" в октябре начал дноуглубительные работы на Южном Буге. Это позволит транспоровать рекой около 1 млн. тонн зерна из Николаевской и Кировоградской областей.

2. Корректировки периода закрытой речной навигации с реальными погодными условиями.

3. Реформирование системы лоцманского проведения, прохождения шлюзов и разведение мостов.

В условиях постоянного стремительного наращивания урожаев из года в год, необходимо развивать речной транспорт, поскольку он является самым экономичным. Именно речной транспорт позволит уменьшить затраты на поставку сельскохозяйственной продукции в порты, за счет дополнительных сбережений на внутренних перевозках.

Дорожная логистика

Грузовые перевозки в Украине имеют ряд серьезных проблем, но обеспечивают гибкую логистику для производителей. Среди основных проблем - перегруженность транспорта.

С одной стороны, это имеет свои преимущества, поскольку позволяет использовать меньшее количество грузовиков. Это делает поставки зерна мобильными и уменьшает транспортные расходы.

Собственно, это способствует повышению спроса именно на такой вид перевозок, особенно если речь идет о дальних расстояниях. Более строгий контроль за тоннажем перевозок приведет к определенному дефициту грузовых автомобилей и повышению спроса на железнодорожные перевозки.

Итак, еще раз об экспортным потенциале. В 2014 году Украина экспортировала 33 млн тонн зерна. В 2030 году надеемся на рост урожая и увеличение экспорта почти вдвое - до 61 млн тонн.

Учитывая немалый потенциал, о котором я уже отмечала выше, государство сегодня должно иметь эффективную логистику. Только в таком случае Украина будет иметь все шансы закрепиться в качестве мирового аграрного лидера.

Со своей стороны, Министерство аграрной политики и продовольствия взяло курс на дерегуляцию. Благодаря совместной работе МинАП и Мининфраструктуры отменена необходимость предоставления оригинала международного ветеринарного сертификата во время захода судов в морские порты.

Отныне выгрузки товаров с судов, перемещаемых в контейнерах, происходит при условии предъявления международного ветеринарного сертификата в электронном виде. Кроме того, за отдельными условиями копия сертификата может подаваться в электронном виде.

Ситуация раньше выглядела так: в морских портах инспекторы Госветфитослужбы проверяли оригиналы международных ветеринарных сертификатов на момент выгрузки товаров в контейнерах с борта судна.

Документ направлялся грузополучателю почтой. Сертификат мог прибыть с опозданием. Такие требования приводили к существенной задержке судов и дополнительных потерь со стороны перевозчиков, операторов терминалов и администрации порта.