ua en ru

А.Омельчук: "Объем рынка ІРО и частных размещений в этом году может достичь 4-4,5 млрд долл.".

Автор: RBC.UA
Интервью с управляющим директором группы рынков капитала инвестиционной компании Concorde Capital Александром Омельчуком.

Рынок ІРО и частных размещений украинских компаний на протяжении последних лет показывает очень значительную динамику роста – не меньше чем в три раза ежегодно. И это с учетом того, что совсем мало отечественных предприятий активно работают в направлении привлечения капиталов на внешних рынках путем размещения своих акций. О перспективах этого рынка, об основных его тенденциях и закономерностях РБК-Украина рассказал управляющий директор группы рынков капитала инвестиционной компании Concorde Capital Александр Омельчук. РБК-Украина: Какой общий объем внешних размещений украинских компаний в 2007 р.? Александр Омельчук: По нашим подсчетам, в 2007 г. рынок ІРО и частных размещений украинских компаний составил приблизительно 1,85 млрд долл. Есть и другие расчеты, которые колеблются между 1,6-1,7 млрд долл. В данном случае вопрос в том, засчитывать определенные транзакции к частному размещению, которое, напомню, требует дополнительной эмиссии, или правильнее их считать блок-трейдом, то есть продажей уже существующих акций. Так или иначе, для сравнения, в 2006 г. этот рынок составил где-то 580 млн долл., в 2005 г. – 200 млн долл. То есть, как мы видим, он ежегодно демонстрирует рост в три раза, что является очень высоким показателем даже для стран с развивающимися рынками. РБК-Украина: Сколько составили ІРО, а сколько частные размещения? А.О.: Частные размещения составили около 800-850 млн долл., ІРО – около миллиарда. Кстати, в 2006 г. доля ІРО была меньше. Но пара-тройка крупных транзакций в прошлом году склонили чашу весов на их сторону. РБК-Украина: Какие отрасли были наиболее активными на этом рынке в прошлом году? А.О.: Фактически шестую часть рынка заняла металлургия – ІРО Ferrexpo AG, основным активом которой является Полтавский ГОК, принесло 420 млн долл. Приблизительно треть рынка заняли транзакции компаний из рынка недвижимости – это и ТММ, и Киев-Донбасс Девелопмент, вместе уже 225 млн долл. Размещались в прошлом году также ТКС, "Клаб-хауз", "Старспейс" и др. Таким образом, вторым "живым" сектором, а реально - первым, если считать по объему, был Real Estate, то есть недвижимость и девелопмент. Ну и третьим сектором, который показал существенную активность на рынке внешних размещений в прошлом году, был сектор сельского хозяйства и пищевой промышленности, представленный такими компаниями как "Кернел", "Дакор", "Укррос", "Виннифрут". Мы делаем такое сочетание "два в одном" в отличие от официального статистического разреза, потому что иногда тяжело определить, к которому из этих секторов отнести ту или иную вертикально-интегрированную аграрную компанию. Поэтому, данный комбинированный сектор занимает также где-то третью часть рынка - 400-450 млн долл. Остальные секторы были гораздо меньше представлены, это и фармацевтика ("Дарница"), и банковский сектор (IMB Group Public и "Факториал-Банк"), и машиностроение ("Мотор Сич" и Полтавский тепловозоремонтный завод). РБК-Украина: А такой сектор как ритэйл? О.О.: Единственная ритэйловая компания, которая вышла на рынок в 2007 г., - это была корпорация "ПАККО". Компания работает в формате эконом-супермаркетов, или т.н. "мягких дискаунтов", преимущественно в Западной Украине. Фокусируется в основном на городах с населением до 100 тыс. человек, то есть на городах, где у нее еще не будет конкуренции в ближайшие 10-15 лет. С такой прагматичной стратегией, я думаю, у компании будут очень высокими темпами расти объемы продаж. Они, кстати, недавно приобрели у корпорации "Базис" сеть магазинов, которые ранее работали под франшизой российской сети "Пятерочка". РБК-Украина: Почему столь низкая активность среди компаний этого сектора? А.О.: Ритейлеры немного разбалованы вниманием со стороны финансовых институтов, они сейчас могут быстро расти за счет кредитных средств, получения больших отсрочек платежа у поставщиков. Поэтому компании из сферы ритэйла, скорее всего, массово пойдут на рынок в этом году, возможно также в следующем. Насколько я понимаю, стратегия основных игроков – дорасти до максимального размера. Есть большая вероятность, что крупные украинские ритэйлеры, я имею в виду, прежде всего, продовольственных, никогда на размещение не пойдут, а будут полностью продаваться стратегическому инвестору. РБК-Украина: С чем связана высокая активность одних компаний, и, напротив, – низкая у других? А.О.: Если говорить о закономерностях, то, например, Полтавский ГОК Константина Жеваго - это гранд еще советской индустрии, серьезный экспортер железорудного сырья. И ему, как, кстати, и всему металлургическому комплексу, нужен капитал для модернизации. В действительности, Ferrexpo – это только первая ласточка. Уже скоро на привлечение капитала на международных рынках пойдут и другие компании из ГМК, потому что тот запас прочности, который они унаследовали еще с советских времен, уже на исходе. И для того, чтобы быть в наше время конкурентными, нужна серьезная модернизация. А мобилизовать необходимый для этого капитал лишь за счет реинвестирования прибыли нереально. Если говорить о рынке недвижимости – также все понятно. В Украине, включая Киев, практически нет качественных объектов коммерческой недвижимости, построенных по западным стандартам. В секторе недвижимости, начиная с нормального комфортабельного жилья, торговых и офисных центров, профессиональной складской недвижимости, индустриальной недвижимости, просто огромные возможности для развития. Из-за того, что Украина является капиталодефицитной страной, абсолютно закономерно, что девелоперы пошли на западные рынки за деньгами. И они будут продолжать это делать. РБК-Украина: А что с агропромышленным сектором? А.О.: Это третья отрасль, которая была очень активной на рынке, что абсолютно закономерно. Повторюсь, я бы классифицировал ее как сельское хозяйство и пищевая переработка. Украина гордится своими черноземами. У нас треть мировых черноземов. Позитивный имидж Украины хотя бы в этом аспекте живет. То есть, условно говоря, российским аграриям, которые работают в Белгородской или Ростовской обл., где почва в принципе такая же, как и в соседних Харьковской или Луганской обл., очень тяжело повлиять на восприятие потенциального инвестора. В то время как имидж Украины как житницы Европы – это один из немногих позитивных мифов, которые о нашей стране существуют. Мы являемся ведущим мировым сельскохозяйственным производителем. Если говорить о существующей ситуации в секторе, то обычно, технологии, которые использовались мелкими хозяйствами еще в советское время, настолько ресурсоемкие и неэффективные, что просто диву даешься. Поэтому, даже бизнесмены, которые состоялись в абсолютно других секторах, скажем в недвижимости или в торговле нефтепродуктами, не имея абсолютно никакого опыта в сельском хозяйстве, приходят в этот сектор с нормальной бизнес-моделью, инвестируют в качественную технику, создают систему контроля и добиваются колоссальных результатов. Сельское хозяйство сейчас фактически свободно от любого налогообложения. Туда сейчас ринулись украинские капиталы. Но опять же, Украина – капиталодефицитная страна, в связи с этим прогрессивные компании идут и будут идти на западные рынки. Активность размещений в этом секторе началась еще в прошлом году, и сейчас только нарастает. Инвесторы заинтересованы перспективами этого рынка, и готовы в него инвестировать. Как пример, первое размещение в этом году - MCB Agricole, владельца одной из самых крупных сельскохозяйственных отечественных компании "Укрзернопром Агро", прошло с переподпиской в пять раз. РБК-Украина: Насколько эффективным для компании является выход на ІРО перед продажей стратегическому инвестору? А.О.: Возьмем для примера размещение "Факториал-Банка". Это была довольно сложная транзакция – сначала мы провели частное размещение, и после этого организовали продажу банка. Данная стратегия была предложена владельцам с самого начала. Средства, привлеченные в ходе размещения, были реинвестированы в развитие банка, и только после этого начался процесс продажи. Благодаря такой стратегии цена банка увеличилась приблизительно в два раза - он был продан за 120 млн долл., а это четыре с половиной уставных капитала. Для небольшого банка это очень много. Это практически равняется объему его чистых активов. То есть, любая более-менее качественная компания, которая ставит перед собой цель продаться как можно дороже, может значительно поднять свою стоимость. РБК-Украина: Какие торговые площадки, по Вашему мнению, наибольше подходят для украинских компаний? А.О.: Я просто приведу примеры наиболее масштабных транзакций в прошлом году. Ferrexpo размещалась на основной площадке Лондонской фондовой биржи. Классная площадка, ликвидный, эффективный рынок. Вопрос в том, что на данный момент компании, которые там могут провести ІРО, можно перечислить на пальцах одной руки. Видимо, это "Метинвест", ДТЭК, трубно-колесный бизнес корпорации "Интерпайп", ИСД, ну и группа "Финансы и Кредит". Все другие бизнес-группы имеют проблемы или с размером, или с прозрачностью. Поэтому я бы рекомендовал компаниям подходить к выбору площадки исключительно прагматично. Возьмем, для примера, транзакцию ТММ. Лондонская биржа имеет очень хороший маркетинг, очень качественный пиар. Был сформирован стереотип, что ІРО – это обязательно Лондон. ІРО ТММ показало, что эффективное размещение можно делать не только в Лондоне. ТММ разместилась на Франкфуртской бирже - и потратила на юристов, аудиторов, оценщиков, пиарщиков и т.д. приблизительно в три раза меньше, чем при аналогичном объеме размещения она потратила бы в Лондоне. Еще одна интересна транзакция в прошлом году – это размещение компании "Кернел" на Варшавской фондовой бирже. Компания получила там очень высокую капитализацию, и это во многом зависело от самой биржи. На польском фондовом рынке существует проблема сверхликвидности, их пенсионным фондам просто не хватает активов для инвестирования. Согласно законодательству, они могут инвестировать 95% своих активов только в акции, с листингом на Варшавской фондовой бирже, а приобрести там акции с потенциалом роста сложно. Поэтому и оценки наши компании там получают колоссальные. Но с начала 2009 г. польским фондам будет разрешено инвестировать за границу, по крайней мере, в Европе, и ликвидность эта сократится. При этом есть серьезный риск, что котировки украинских компаний "просядут". В целом, главный совет компаниям, которые планируют размещение, смотреть не только на пиар, но и на общую эффективность. Интересное решение – Скандинавская фондовая биржа – ОМХ, интересное решение Франкфурт, интересное решение - Euronext. Не обязательно та биржа, которая вкладывает больше всего в маркетинг, является лучшей по условиям. Это закон, который действует на любом рынке, в том числе и на потребительском. РБК-Украина: Может ли заинтересовать наши компании Нью-Йорк? А.О.: Нью-Йорк - это абсолютно неинтересная на данный момент торговая площадка. После скандала с компанией Enron в США принят пакет законодательства, который сделал жизнь публичных компании настолько тяжелой и дорогой, что у них сейчас происходит такой процесс как делистинг. То есть публичные компании изымают свои акции из котировок биржи. Также наблюдается процесс перетекания американских эмитентов на листинг в Лондон, предварительно осуществив делистинг в Нью-Йорке. В прошлом году это было просто повальное явление. Особенно среди небольших американских компаний, которые котировались на NASDAQ, ранее слабо регулируемому. Они перемещались на АІМ десятками. Вероятно, этот процесс будет продолжаться. Потому, условно говоря, нет особого смысла идти на рынок, где только на юристов нужно будет потратить 5-7 млн долл. При этом раскрыть информацию, в том числе очень семейного и частного характера, обо всех компаниях, которые имеют отношение к акционерам практически до седьмого колена. Повторюсь, Нью-Йорк - неинтересная площадка. РБК-Украина: В какой период года, как правило, компании наиболее выгодно выходить с размещением на западные рынки? А.О.: Тяжело предусмотреть, когда в текущем году будет наиболее удачная конъюнктура для выхода на рынок с размещением. Как правило, самые благоприятные периоды - это февраль-апрель и сентябрь-ноябрь. Но 2008 год – это будет год очень волатильный, он уже является таким. Вот сейчас, казалось бы, очень плохая конъюнктура, рынок падает и т.д., а мы успешно разместили компанию сельскохозяйственного сектора. И это при падающем рынке и достаточно пессимистических настроениях. В 2008 году выходят несколько крупных компаний. Судя по всему, хитом года станет ІРО трубно-колесного бизнеса "Интерпайпа". Выйдет ли Мироновский хлебопродукт или не выйдет – сложно предугадать. "Интерпайп", по моим оценкам, должен выйти на IPO в конце весны этого года. Хотя, вполне вероятно, что размещение перенесут на вторую половину года из-за конъюнктуру и общей ситуации на рынке. Но то, что он выйдет в текущем году - не вызывает никаких сомнений. На мой взгляд, бум в этом году опять придется на последний квартал. Но, учитывая общую неуравновешенность мировых рынков, это очень интуитивный прогноз. РБК-Украина: Какой Ваш прогноз по рынку ІРО и частных размещений на текущий год? А.О.: Весь рынок, по очень осторожными прикидкам, составит около 3 млрд долл. Это прирост меньше чем в два раза, по сравнению с прошлым годом. Мы осторожны с прогнозами, принимая во внимание мировой финансовый кризис, общую неготовность компаний, разного рода проблемы в Украине и т.д. Если же говорить оптимистично, то объем рынка ІРО и частных размещений в этом году может достичь отметки 4-4,5 млрд долл. Если "Интерпайп" и еще несколько крупных эмитентов успешно выйдут с размещениями, то рынок может опять вырасти в три раза. РБК-Украина: Как вы в целом оцениваете интерес заграничных инвесторов к Украине? А.О.: Несмотря на все проблемы на мировом финансовом рынке, интерес инвесторов к Украине можно определить по объему денег, направленных для инвестиций конкретно в нашу страну. Так вот, в прошлом году он прирос еще на 15 млрд долл. Сейчас в Украине действуют фонды прямых инвестиций, которые оперируют приблизительно 300 млн долл. Насколько мне известно, объявлено еще о пяти фондах, планирующих деятельность в Украине, каждый из которых насчитывает от 500 млн до 1 млрд долл. Рост объемов прямых инвестиций в страну будет и дальше набирать обороты, что можно считать определенным признаком интереса. Беседовал Владимир Драбчук