ua en ru

А.Омельченко: "Ущерб от деятельности нынешней столичной власти составляет около 20 млрд долл.".

Автор: RBC.UA
Интервью с кандидатом в мэры Киева Александром Омельченко.

Менее чем за неделю до выборов в Киеве немногие из экспертов возьмутся прогнозировать их результаты. Но, учитывая провал попытки представителей демократического лагеря выдвинуть единственного кандидата, у действующего мэра остаются шансы сохранить свою должность. О деятельности нынешней киевской власти, о ходе предвыборных гонок, а также о своем виденье текущей политической ситуации РБК-Украина рассказал народный депутат от "Нашей Украины – Народной самообороны", лидер Блока Омельченко на выборах в Киевсовет Александр Омельченко. РБК-Украина: На прошлых выборах мэра Киева соревновались между собой два кандидата, Кличко и Омельченко, а победителем вышел третий – Черновецкий. Может ли повториться такая же ситуация и на этих выборах? Александр Омельченко: На прошлых выборах я не соревновался ни с Кличко, ни с Черновецким. Все кандидаты соревновались со мной, стремясь получить власть, и используя при этом довольно таки грязные технологии. И что мы получили в результате: Черновецкий – 32%, Кличко – 24%, Омельченко – 21%. Из трех ни один не был избран народным киевским главой. Поэтому я убежден, что председатель должен иметь доверие свыше 50% от тех хотя бы, что пришли на выборы, а их приходит не больше 70%. В связи с этим, учитывая, что Президент отказался от закона о выборах председателей областных центров Украины и городов областного и государственного подчинения, а их свыше ста, в два тура – это его большая политическая ошибка. Прогнозировать, чем завершатся выборы 25 мая, я бы не стал, потому что прогнозы в политике такие же ненадежные, как и прогнозы погоды. Но независимо от того, как пройдут выборы, стабильности и порядка в столице не будет. Для Секретариата президента достаточно и мэра, избранного 30% избирателей не зависимо от его фамилии. Создается впечатление, что нестабильная, неавторитетная столица, которая не имеет развития европейского уровня, и не является сегодня примером для других регионов Украины, устраивает и Президента, и председателя его Секретариата. РБК-Украина: Кличко недавно в интервью нам сказал, что проводит активную кампанию для объединения вокруг себя всех представителей демократического лагеря, в том числе и Вас. Как Вы оцениваете такие его действия? А.О.: На прошлых выборах Кличко не вел никаких консультаций и переговоров со мной на предмет объединения усилий. В этом году также никаких переговоров между нами на объединение усилий не было, ни по инициативе Кличко или его штаба, ни по моей инициативе. Возможно, он вел переговоры с Катеринчуком, Пилипишиным, Горбалем, Черновецким, Турчиновым – мне об этом, честно говоря, ничего не известно. РБК-Украина: Может ли еще состояться объединение демократических сил вокруг одного кандидата до 25 мая? А.О.: Думаю, что уже поздно. Это нужно было делать два месяца назад. А спрогнозировать результат такого объединения буквально за неделю до выборов невозможно. РБК-Украина: Сегодня от всех звучит критика действующего мэра, и от Вас в том числе. Что делает он такого, чего не делал мэр Омельченко? Ведь и Вас в свое время также много критиковали. А.О.: Те, кто критиковал власть Омельченко три года тому назад, и во сне не могли себе представить масштабы злоупотреблений, которые происходят при власти Черновецкого и его клана. Последний год, когда я был при власти, в 2005 в Киеве был утвержден решениями сессии порядок проведения аукционов, и на рынке земли 99% соглашений проходили через аукционы. Но это все было захоронено решениями сессии новой власти. Мало того, они внесли изменения к генеральному плану развития Киева, изъяли заповедные зоны и по-раздавали их своим структурам. Они просто занимаются экономической преступностью, это криминал чистой воды. И я еще раз подчеркиваю, без покровительства высших эшелонов власти этого не могло бы происходить в столице. По моим оценкам, общие убытки от деятельности нынешней столичной власти составляют свыше 20 млрд долл. или 100 млрд грн. РБК-Украина: Есть ли риск срыва плана подготовки к Евро-2012 в Киеве? А.О.: Сегодняшняя столичная власть непредсказуема. Они все врут, как седой мерин. Вы посмотрите, обман, лицемерие на всех их плакатах в Киеве. За последние два с половиной года провалено все – строительство мостов, тоннелей, метрополитена, развязок, стадионов, и объектов культуры и искусства, социальной сферы. Все провалено и сроки лишь переносятся с 2007 на 2008, с 2008 на 2009, с 2009 на 2010, скоро окажется, что все будет сделано до 2012 года. Они безнаказанно врут со страниц газет и с экрана телевизора. Месяц назад я узнал, что нынешняя власть открыла Парк Победы – так он был открыт еще в 2005 г. со всеми памятниками. Три дня тому назад я услышал, что нынешняя власть открыла парк КПИ – это же моя администрация завершила его и открыла в первом квартале 2006 г. Эта власть открыла и сдала под ключ десятки объектов и раздала квартиры в домах, которые наша власть построила. Команда Черновецкого пообещала вынести все игральные автоматы за пределы города – а их наоборот стало больше на 17%. Они врут, и ничего не делают. И в рамках подготовки к Евро уже потеряно очень много времени. РБК-Украина: Какой ваш прогноз по ценам на жилье в Киеве? А.О.: Не известно еще сейчас, как решится вопрос вокруг "Киевгорстроя". Попытка Черновецкого в прошлом году захватить его провалилась через противостояние киевских мэров прошлых лет – Гусева, Згурского и меня. Сейчас председателем наблюдательного совета "Киевгорстроя" является господин Чуб, соратник Черновецкого, и мне известно, что на июнь готовится новая попытка захватить этот самый большой в Украине строительный комплекс. Что касается цен, то они точно падать не будут. Есть спрос, а предложение недостаточно. Очень мало было построено объектов на протяжении последнего времени. И опять же, не без вмешательства действующей власти, какие-то земли раздают, ценные земли, дорогие земли, но строить на них пока ничего не собираются. На ближайшие два-три года цена падать не будет, таков мой прогноз. РБК-Украина: Как Вы считаете, последние события в парламенте, имеется в виду блокирование трибуны депутатами БЮТ, можно считать фактически началом раскола коалиции? А.О.: Начало раскола коалиции состоялось в конце января этого года, когда Секретариат президента в лице Виктора Балоги систематически начал оценивать по своему собственному усмотрению работу правительства. Не критиковать, потому что правительство нужно критиковать. А по-своему оценивать, в рамках своих собственных интересов. Я считаю, что правительство имеет право на ошибки, если они не стратегические, а подлежат исправлению. А Секретариату президента нужно помогать правительству, не допускать этих погрешностей, предугадывать их. И не посредством прессы, а совместной работой, общими встречами, совместными заседаниями. Почему за последние четыре месяца Президент Украины, который фактически является лидером коалиции, в такие сложные времена ни единого раза не провел заседания Кабинета министров? А не помешало бы хотя бы один раз в месяц проводить. И высказать свой взгляд на те или другие аспекты именно там, и повернуть работу правительства в правильном направлении. Поэтому, еще раз скажу, по моему мнению, начало раскола было положено еще во второй половине января месяца. И этот негатив на протяжении всего времени накапливался. РБК-Украина: Чем вызваны эти недоразумения? А.О.: В первую очередь, я считаю, это кадровые вопросы. На сегодня не завершено формирование руководства Верховной рады – у господина Яценюка отсутствует первый заместитель и заместитель. А это нарушение Конституции. Какой же пример дает парламент, высший законодательный орган, нарушая Конституцию?! На сегодня также не укомплектовано правительство – вице-премьер Гайдук не утвержден, а этот вопрос есть в повестке дня работы Верховной Рады. Не назначены новые руководители Антимонопольного комитета и Фонда госимущества. Кроме того очень сложные взаимоотношения Секретариата президента и Кабмина с главами областных государственных администраций. В Конституции четко прописано, что головы областных государственных администраций как ветвь исполнительной власти подчинены Президенту и подотчетны Кабинету министров. А у нас выдается распоряжение Секретариата президента, которое запрещает главам областных администраций без разрешения Секретариата отлучаться из области в столицу. Это что у нас, клоунада? Это шуты в цирке? Одно дело выезд за границу – здесь без сомнения нужно разрешение сверху. А для того, чтобы губернатор приехал в столицу, достаточно позвонить по телефону или написать у себя собственное распоряжение. Губернаторы сейчас просто боятся ехать на заседания Кабмина. А они должны присутствовать на этих заседаниях, чтобы правительство могло заслушать их отчеты, посоветовать им что-то, помочь. РБК-Украина: Почему до сих пор не приняты изменения в бюджет? А.О.: Всем известно, что действующий в настоящее время бюджет принимали очень спешно. Это был немного видоизмененный, немного доработанный проект бюджета, разработанный еще правительством Януковича. И было записано, что по этому бюджету Украина работает январь-март. А по результатам первого квартала бюджет пересматривается в лучшую сторону и утверждается в апреле месяце на весь год. Но в постановлении Верховной Рады есть один пункт, согласно которому Верховная Рада должна принять поправки к около 100 законам, которые бы дали возможность и право правительству улучшить действующий бюджет. В том числе речь идет и о наполнении бюджета за счет приватизации. А что мы имеем сегодня? С учетом кадровой политики в Фонде госимущества, этот пункт наполнения бюджета не реализуется. Статьи бюджета должны выполняться, в том числе и за счет акционирования, приватизации государственного имущества, изменения формы собственности, просто это нужно делать прозрачно, в рамках действующего законодательства. Но то, что сегодня происходит с Фондом госимущества – никому не понятно. РБК-Украина: За этим всем стоит Балога или это все-таки решения и позиция Президента? А.О.: Многие ошибаются, если думает, что Балога сам принимает кардинальные стратегические решения. Конечно же их принимает Президент. А Балога просто как рупор озвучивает. Но он не пресс-секретарь Президента. Его задание – готовить, контролировать все распоряжения Президента, указы, командировки, встречи на высоком уровне, прием официальных делегаций и т.д. Это его работа. А Президент сам лично является единственным человеком, который имеет право и обязанность контролировать деятельность правительства и тщательным образом работать с премьер-министром. Впервые в истории Украины мы имеем ситуацию, когда треугольник власти – Президент, председатель ВР и глава правительства принадлежат к одному политическому лагерю, к большинству, к коалиции. И как такое может быть, что отец и мать, по любви обручились, родили ребенка, а между ними тремя идет война?! Это абсурд. В природе ничего подобного нет. Это противоречит и законам природы, и законам общественной морали. РБК-Украина: Есть ли еще какая-то возможность спасти коалицию? А.О.: Когда я слышу разговоры политиков о сохранении или спасении коалиции, мне хочется сказать им одно. Нет необходимости спасать коалицию, нет необходимости сохранять ее таком виде как она есть. Мы имеем почти семнадцать лет независимости Украины, трех президентов. И ни один из них не мирился с правительствами. Не состоялся стык команд президентов и премьер-министров. При Кравчуке сменились три правительства, при Кучме – 12 правительств. И при Ющенко уже имеем четвертое правительство. А причина этого одна – в Украине конституционная модель власти, какой нигде больше в мире нет. У нас Конституцией фактически утверждено существование двух центров – Президент, наивысшая ветвь власти исполнительной, и глава правительства - также наивысшая ветвь исполнительной власти. Такого нигде в мире нет. Принятые поправки к Конституции сформировали парламентско-президентскую модель республики. Повысилась роль парламента, усилилась исполнительная власть премьера. И не нужно говорить, что роль Президента ослабилась, правильно сказать, что эти изменения частично отстранили президентскую ветвь власти от внутренней политики. Ведь внутренними делами, экономикой, социальным направлением должно заниматься правительство. А Президент – гарант Конституции, главнокомандующий войсками, он контролирует все силовые структуры и внешнюю политику. Также у него и контрольные функции, но не над каждым министром, не над каждым вице-премьером, не над каждой отраслью и направлением, а только лично над премьером, и не ниже. И упаси бог, чтобы Президент нажал кому-то кнопку кроме премьера. Это может только унизить его. Если и в таком формате нет понимания, то выход один – внесение изменений в Конституцию. Нужно или продолжать конституционную реформу четко парламентско-президентскую, или чисто парламентскую. В европейском сообществе больше половины государств имеет чисто парламентскую или парламентско-президентскую форму правления, и живут-процветают. РБК-Украина: Но для чего нам парламентская модель, если у нас не работает парламент? А.О.: Парламент работает. Каждый депутат в отдельности работает, каждый комитет работает. И в секретариате парламента наработаны проекты новых законов и поправки к действующим на полгода вперед законодательной работы. А отношения между Президентом, премьером и председателем Верховной рады дестабилизировал эту работу. То блокировали коммунисты, и была причина. То блокировали регионы, и у них была причина, объективная причина. И блокирование БЮТ тоже имеет объективные причины. Осталось еще только определить объективные причины и заблокировать трибуну НУ-НС. И на этом будет поставлена точка. Условия, которые созданы для работы в парламенте, они не случайны. В этом заинтересованы наивысшие политические силы в Украине. РБК-Украина: Кто эти силы? Какая их цель? А.О.: Первое. Секретариату президента выгодно показать паралич парламента, чтобы в обществе сформировать мысль, что только сильный президент и узурпация власти в единственном лице для Украины является "щитом и мечом". Правительству тоже на руку нестабильность и бездеятельность парламента. Бюджет не переутвержден, программа правительства не утверждена. То есть у правительства тоже есть свои причины. Но непонятна мне позиция Арсения Петровича Яценюка. Неужели он не устал самостоятельно быть спикером? Почему не предлагает для избрания себе первого заместителя и заместителя, для того чтоб втроем представлять разные политические силы? В парламенте политизации быть не может. Председатель парламента и его заместители всегда представляют разные политические силы, но они - государственные мужи, они избраны всенародно, всегда должны прийти к консенсусу, к единственной позиции, и проводить эту позицию в стенах парламента. А теперь мы что имеем? Выходит, что Арсению Петровичу самому так удобно. Блокируют трибуну – нет сессии, не блокируют – есть сессия. Председатель Верховной Рады у нас не руководствуется чувством ответственности перед депутатами в зале, и перед теми, кто их избирал. Кто-то имеет очень сильное влияние на господина Яценюка. И единственное лицо, которое имеет это влияние – это Президент Украины. Парламент не работает не по вине народных депутатов, независимо от коалиции они, или от оппозиции. Все депутаты без исключения желают работать и по возможности работают, даже в тех условиях, которые есть. РБК-Украина: Как Вы считаете, есть ли угроза, что опять будет распущен парламент и назначены новые досрочные парламентские выборы? А.О.: Когда был распущен парламент 5-го созыва и состоялись внеочередные выборы парламента 6-го созыва, все надеялись, что в обществе состоится важнейший и наиболее необходимый процесс – процесс объединения, единства целей, намерений, единства национального, конфессионального, социального, территориального. Но, к сожалению это не состоялось, наоборот мы имеем усиление конфронтации и усиление разногласий целей по всем направлениям. В Крыму – нет стабильности. Разделение на Восток, Запад, Центр, как было, так и осталось. Нет единого видения внешней политики. И я думаю, что новые выборы не дадут ответов на эти вопросы. Нечего уже делать эксперименты на собственном народе. Это же стыд перед всеми соседями - перед Беларусью, Польшей, Россией, ближайшими соседями, которые с нами и мы с ними в общем понятии европейского сообщества. Но стыдно не за народ Украины, стыдно за власть. РБК-Украина: Какой может быть логический конец этого уже перманентного политического кризиса? А.О.: Я вижу выход из положения только в одном – завершить конституционную реформу. И завершить ее в интересах Украины и ее народа, но не в интересах команды Президента, команды главы правительства или команды лидера оппозиции. Если не выйдет это сделать до июля, к каникулам, то нужно Ющенко, Яценюку, Тимошенко войти в историю Украины, которая будет изучаться многими поколениями, и отказаться добровольно от власти. Этим они выполнят свой гражданский долг. Но для этого нужно иметь мужество. Недоразумения и раздор у нас идет не между сумчанами, днепропетровчанами, черновчанами или донетчанами, а всего лишь между теми лидерами, которых дали Украине эти регионы. Потому что сегодня Секретариат Президента вместе с Народным союзом "Наша Украина" готовит свой проект Конституции с усилением роли президента. БЮТ, политическая сила, которую возглавляет Тимошенко, хочет двигаться в направлении парламентской модели. Партия регионов, возглавляемая Януковичем, – за парламентско-президентскую форму правления. Но три конституции не может быть. На сегодня нужно однозначно всем понять, что в Украине действует несовершенная парламентско-президентская модель, потому что есть две ветви исполнительной власти. А две ветви исполнительной власти в государстве быть не может. И это подтверждают 17 лет украинской государственности. РБК-Украина: Сейчас очевидно, что не только в коалиции, но и в самом НУ-НС вырисовывается четкий раскол. Например, представители группы, в которую и Вы входите, "Народной самообороны", начинают выражаться очень лояльно к премьер-министру, в отличие от представителей "Нашей Украины"… А.О.: Я понял ваш вопрос. Вы по существу правы на сто процентов, но по форме не совсем. "Самооборонцы", 18 депутатов которые входят в НУ-НС не находятся в каком-то недоразумении или в стадии раскола, не близки ни к Кабинету министров, ни к фамилии Тимошенко. Мы просто более искренние, открытые и объективные давая оценку ситуации, которая сложилась. Мы не являемся кнопкой нажатия зависимости от Секретариата президента, а тем более от правительства. У нас больше самостоятельного мышления и свободы, как у народных депутатов. Но и у других политических сил, которые входят в НУ-НС, если вы поинтересуетесь мнением их лидеров, также разные позиции по тем или иным вопросам. Я не могу оценить статистически, но практически из 72 депутатов НУ-НС свыше 50 убеждены, что роль главы Секретариата президента негативно влияет на отношения Президента с главой правительства. Ну и я ничего нового вам не скажу, выучите ситуацию в Киеве, в Украине, какое доверие есть к Балоге, каким уважением и авторитетом он пользуется. Если он наберет 2% симпатиков в Украине – это его вершина. РБК-Украина: Какой Ваш прогноз на президентские выборы? Кого будет поддерживать ваша политическая сила? А.О.: Если Президент, спикер, глава правительства и лидер оппозиции не поладят на базе интересов Украины как государства и украинского сообщества как нации, то может появиться новое лицо. Время еще есть. Найдется кто-то из политиков среднего возраста, от 40 до 60 лет, который анализирует уже сегодня, оценивает объективно 17 лет государственности Украины и который поставит цель и выполнит ее. И объединит нацию в единую большую семью. Это единственное условие для главы государства. К сожалению, за 17 лет этого не состоялось. РБК-Украина: Как Вы оцениваете деятельность действующего Президента в этом направлении? А.О.: Он может и пытается что-то сделать, но где результаты? Результат должен был быть уже в первые два года его президентства. Если он еще не состоялся, то сейчас может начаться только обратный процесс. Когда Ющенко пришел к власти, после принятия присяги в январе в 2005 г., у него было доверие населения по Украине 70%. Это был его год. Уже в 2006 г. уровень доверия к Президенту упал до 50%, а в 2007 – до 20%. Время уже потеряно. Беседовал Владимир Драбчук