3G в большом городе: как мобильная связь сделает Киев "умнее"
Абоненты в Украине уже смогли ощутить некоторые преимущества связи третьего поколения. Высокая скорость передачи данных гарантирует лучшую работу приложений, так необходимых в городе: карты и навигация, туристические сервисы, рекомендации и афиши мероприятий. Но 3G может сделать жизнь в городе еще более комфортной.
Новый уровень
К 2050 г. более 70% населения в мире будет жить в городах. Сейчас это около 50%. Футурологи давно нарисовали в нашем воображении картину, какими должны быть эти города: чистые до блеска улицы, пунктуальный транспорт, никаких пробок, грязи или преступлений.
Начать строительство таких городов можно уже сегодня. Для этого совсем не обязательно сносить старые и возводить новые здания. Используя машинную связь (Machine-to-Machine, М2М), можно объединить существующие элементы в систему, которая заработает по-новому.
M2M - это, по сути, обмен данными между двумя системами без участия человека. Один из примеров ежедневного применения М2М - это когда в банкомате заканчиваются деньги и он сам по мобильной сети отправляет сообщение об этом в банк.
С помощью M2M в умном городе можно в режиме реального времени перенаправить трафик в обход пробок, или вообще разгрузить улицы. И здесь интересен опыт компании Vodafone. Специалисты посчитали, что 40% городского трафика в Германии создается водителями, которые ищут парковку. Vodafone придумал, как решить эту проблему с помощью M2M.
Данные о количестве свободных мест на парковках по машинной связи передаются в специальную систему на удаленном сервере (в "облаке"). Водителю эти данные доступны через приложение MyPark Space, оно выдает ближайшие от него свободные места для паркинга. Приложение также позволяет продлить время парковки дистанционно.
Конечно же, чем лучше скорость передачи данных и шире канал, тем эффективнее работают подобные системы. Поэтому внедрение связи третьего поколения в Украине открывает новые возможности для украинских городов. В теории она может стать полезной при внедрении любых городских проектов, где необходима хорошая скорость передачи данных.
Планы Киева
Говоря о Киеве, координатор проекта Kyiv Smart City Юрий Назаров выделяет два основных направления применения 3G, которые быстро окупятся и начнут приносить прибыль.
Первое - это видеонаблюдение придомовых территорий. Эта услуга могла бы предоставляться жильцам по аналогии с установкой и обслуживанием домофонов. Можно установить во дворах киевских домов видеокамеры, изображение с которых будет передаваться диспетчеру или же напрямую на устройства пользователей (смартфоны). Благодаря 3G пользователи могли бы наблюдать за происходящим вокруг своего дома в режиме реального времени. Если возле дома произойдет преступление или же появятся предпосылки для правонарушений, конфликты, информацию об этом можно сразу передать правоохранителям.
"Мне кажется, такая услуга могла бы быть востребована у родителей, которые хотят быть уверены, что их дети в безопасности, когда играют на улице", - рассказал Назаров.
Если видеонаблюдение пока только в планах, то реализация второго проекта в рамках Kyiv Smart City, о котором говорит Назаров, уже началась. Это навигация городского общественного транспорта. И здесь 3G выпадет важная роль.
Весь общественный транспорт планируется оснастить GPS-навигаторами - соответствующий пункт вносится в лицензионное соглашение, которое заключают перевозчики. Данные о движении и маршрутах транспорта будут передаваться в единый диспетчерский центр, а также на информационные табло остановок. Если водитель поехал куда-то не туда, или слишком долго "набирал" пассажиров, диспетчерский центр вправе зафиксировать это как нарушение, что впоследствии может привести к отзыву лицензии. При передаче данных в качестве канала связи будет использоваться 3G.
Владельцы фирм-перевозчиков ежемесячно будут платить за пользование этой системой, что позволит довольно быстро окупить затраты. Размер платы еще предстоит установить Киевсовету.
Первый заместитель главы КГГА Игорь Никонов рассказал, что изначально диспетчерский центр был инвестиционным проектом, то есть для его реализации планировали привлечь инвестора. Но потом город посчитал, что у проекта небольшой период окупаемости, всего пару лет, поэтому решили поискать денег в бюджете.
"Мы подумали: зачем отдавать эту возможность инвестору, если здесь заработать может город", - пояснил Никонов. - Деньги в бюджете уже предусмотрены, это 30 млн грн. Кроме того, есть договоренности с кредиторами".
В течение четырех месяцев перевозчики пытались блокировать внедрение этой системы через Антимонопольный комитет. Но сейчас, по словам Никонова, распоряжение принято, и до конца 2016 г. система должна заработать.
По оценкам чиновников, внедрение системы контроля транспорта уже в первый год даст 30% экономии топлива. Кроме того, удастся разгрузить улицы города, на которых ежедневно передвигается 300 млн автомобилей. Для этого, помимо внедрения навигационной системы, придется убрать четыре автостанции в центре города и перенести их на окраины. Всего вокруг Киева будет семь автовокзалов. Также планируется оставить автостанцию возле Центрального железнодорожного вокзала, так как это наиболее удобный вариант для пассажиров, прибывающих на поезде.
Кстати, абоненты 3G уже сейчас могут наблюдать за движением городского транспорта через сервис Easyway. По словам Никонова, часть автопарка киевских перевозчиков оснащена GPS-маячками.