ua en ru

Сотрудничество с МВФ - это не про слабость Украины, а про стремление к успеху

Сотрудничество с МВФ - это не про слабость Украины, а про стремление к успеху Президент Украины Владимир Зеленский и глава МВФ Каисталина Георгиева
Василий Фурман
Василий Фурман
Доктор экономических наук

О том, почему для Украины важно сотрудничество с МВФ и как Фонд помог другим странам достичь экономических успехов, в колонке члена совета НБУ Василия Фурмана для РБК-Украина.

 

Дискуссии вокруг необходимости сотрудничества Украины с МВФ продолжаются уже более двадцати лет. Во время первых лет большой войны таких дискуссий было мало, но сейчас они снова появляются в экспертной среде. Это связано с тем, что Украина планирует начать новую четырехлетнюю программу с МВФ на 8,2 млрд долларов.

Некоторые эксперты считают, что МВФ якобы сдерживает развитие страны из-за требований повышать налоги или проводить болезненные реформы. Хотя подавляющее большинство экспертной среды считает сотрудничество с МВФ якорем стабильности.

Давайте разберемся с этим вопросом ... Несмотря на эмоции, в этом вопросе есть только одна правильная плоскость - профессиональный экономический анализ. И в этом анализе роль МВФ для Украины - критически важна.

Ниже - аргументы, основанные на мировом опыте, экономической теории и практике стран, которые стали успешными.

1. МВФ - это "страховая компания" для государства во время глобальных кризисов.

Любая страна, даже самая успешная, может оказаться в ситуации, когда внешние шоки становятся больше, чем ее внутренние ресурсы. Пандемия, война, энергетические или финансовые кризисы - примеры последних лет.

В таких ситуациях МВФ выполняет роль страхового механизма, который:

- предоставляет быструю ликвидность;

- предотвращает дефолты;

- стабилизирует валютный курс;

- восстанавливает доверие инвесторов.

Показательны 2008-2009 годы: почти 50 стран одновременно обратились в МВФ. Никто не считал это "слабостью" - это была нормальная реакция ответственных правительств, которые выбирают стабильность вместо экономического хаоса.

2. Сравнение с "успешными" странами, которые якобы не работали с МВФ - миф

Южная Корея?

Она не просто сотрудничала с МВФ - в 1997 году получила 58 млрд долларов, самый большой объем помощи на тот момент. Именно реформы, проведенные при поддержке МВФ, стали фундаментом ее дальнейшего экономического чуда:

- реформа банковской системы;

- корпоративного управления;

- открытие рынков;

- модернизация регуляторных подходов.

Без программы МВФ Южная Корея могла повторить траекторию Аргентины, а не стать лидером Азии.

Польша?

В 1990-х Польша имела активную программу сотрудничества с МВФ, которая стала частью так называемого "Плана Бальцеровича". Она получила финансовую поддержку от фонда и прошла структурные реформы, результатом которых стало:

- стабилизация гиперинфляции,

- фискальная дисциплина,

- формирование доверия инвесторов,

- самый большой экономический рывок в Центральной Европе

Турция?

Она чуть ли не каждый год работала с МВФ с 1960-х до 2008 года.
Именно благодаря программам МВФ Турция смогла:

- преодолеть кризис 2001 года;

- восстановить банковскую систему;

- стабилизировать лиру;

- существенно снизить инфляцию.

Факт: все страны, упомянутые как "успешные без МВФ" и многие другие, стали успешными именно после программ МВФ.

3. Сотрудничество с МВФ - это не о налогах, это о фискальной устойчивости

Распространенный миф: МВФ требует "поднять налоги" или уменьшить расходы.
На самом деле Фонд требует финансовой сбалансированности, а не конкретного пути ее достижения.

Все рекомендации МВФ базируются на трех принципах:
1. Дефицит бюджета должен быть управляемым.

2. Долг - стабильным.

3. Расходы - эффективными.

Каким путем правительство достигает этого - МВФ, как правило, не диктует. Во многих странах дефицит уменьшался не благодаря повышению налогов, а благодаря:

- детенизации,

- приватизации,

- оптимизации расходов,

- реформам субсидий,

- росту экономики.

Поэтому обвинения в адрес МВФ в том, что он "требует повышения налогов", часто являются политическим манипулированием.

4. Каждая программа МВФ открывает двери к десяткам миллиардов других ресурсов

Каждый доллар МВФ создает эффект мультипликатора: когда страна начинает программу Фонда, другие партнеры и инвесторы более охотно предоставляют финансирование.
Для Украины это означает:

- макрофинансовая помощь ЕС,

- кредиты Всемирного банка;

- средства от правительств стран G7,

- повышение доверия частных инвесторов.

Это все работает только тогда, когда есть "якорь" МВФ, который сигнализирует:

"экономика под контролем, правительство проводит реформы, риски управляемые".

Без МВФ у нас бы не было ни макрофина ЕС, ни гарантий США, ни большой коалиции доноров.

5. Во время войны МВФ - это вопрос выживания экономики

Украина сегодня имеет беспрецедентную нагрузку на бюджет:
- более 50% расходов - оборона,

- потери экономики - сотни миллиардов долларов,

- миллионы внутренне перемещенных лиц,

- разрушенная энергетическая инфраструктура.

В таких условиях МВФ вместе с партнерами и самой Украиной обеспечивает:

- Макроэкономическую стабильность и стабильность валютного рынка,

- управляемую инфляцию,

- возможность правительства финансировать ключевые функции без эмиссии,

- доверие международных партнеров.

Страна в состоянии большой войны просто физически не может обойтись без такой поддержки.

6. Успешность страны определяет не МВФ, а качество ее реформ и политик

Есть страны, которые после программ МВФ стали успешными - Польша, Южная Корея, Ирландия, Исландия.
Есть страны, которые не стали успешными - Аргентина, Египет или некоторые страны Африки.

Разница одна: качество внутренней экономической политики и реформы, а не сам факт участия в программе.

Если страна:

- проедает ресурсы,

- не борется с коррупцией,

- не модернизирует экономику,

- не развивает экспорт,

- не улучшает институты.

То ни один партнер не поможет ей стать успешной.

7. Для Украины МВФ - это институт, который ускоряет реформы, необходимые для роста

Программа МВФ сегодня "прошивает" ключевые изменения, которые нужны Украине для экономического прорыва:

- реформа налоговой системы,

- укрепление независимости НБУ,

- антикоррупционные институты,

- реформа управления госпредприятиями,

- реформа энергетики,

- уменьшение фискального дефицита,

- прогнозируемость макрополитики.

Это не требования "извне", а базовые условия для экономического роста, которые и так нужны Украине.

8. МВФ - это стратегический партнер, а не кредитор последней надежды

Украина уже давно перешла в формат партнерства, а не "спасательных программ".
Большинство наших программ - это программы реформ, а не "пожарные" программы.
В современном мире ни одна страна не развивается в вакууме. Все успешные экономики - интегрированы в глобальную финансовую систему. МВФ является ее важной частью.

Вывод: сотрудничество с МВФ - это инвестиция в доверие, стабильность и будущее

Украина не может позволить себе игнорировать инструменты, которые позволяют:

- стабилизировать макроэкономику,

- обеспечить прогнозируемость,

- удержать инфляцию и курс,

- финансировать ключевые расходы,

- проводить структурные реформы,

- восстанавливать экономику во время крупнейшей войны в Европе за 80 лет.

Сотрудничество с МВФ - это не признак слабости, а наоборот - ответственная стратегия государства, которое стремится к макрофинансовой стабильности и долгосрочному экономическому развитию.

Мы точно станем страной, которая со временем перейдет от сотрудничества с МВФ как заемщик - к сотрудничеству как партнер и донор. Но до этого момента нам важно мудро использовать возможности, которые дает МВФ, и превращать их в экономический рост, рабочие места и инвестиции.