Сотрудничество с МВФ - это не про слабость Украины, а про стремление к успеху
Президент Украины Владимир Зеленский и глава МВФ Каисталина Георгиева
О том, почему для Украины важно сотрудничество с МВФ и как Фонд помог другим странам достичь экономических успехов, в колонке члена совета НБУ Василия Фурмана для РБК-Украина.
Дискуссии вокруг необходимости сотрудничества Украины с МВФ продолжаются уже более двадцати лет. Во время первых лет большой войны таких дискуссий было мало, но сейчас они снова появляются в экспертной среде. Это связано с тем, что Украина планирует начать новую четырехлетнюю программу с МВФ на 8,2 млрд долларов.
Некоторые эксперты считают, что МВФ якобы сдерживает развитие страны из-за требований повышать налоги или проводить болезненные реформы. Хотя подавляющее большинство экспертной среды считает сотрудничество с МВФ якорем стабильности.
Давайте разберемся с этим вопросом ... Несмотря на эмоции, в этом вопросе есть только одна правильная плоскость - профессиональный экономический анализ. И в этом анализе роль МВФ для Украины - критически важна.
Ниже - аргументы, основанные на мировом опыте, экономической теории и практике стран, которые стали успешными.
1. МВФ - это "страховая компания" для государства во время глобальных кризисов.
Любая страна, даже самая успешная, может оказаться в ситуации, когда внешние шоки становятся больше, чем ее внутренние ресурсы. Пандемия, война, энергетические или финансовые кризисы - примеры последних лет.
В таких ситуациях МВФ выполняет роль страхового механизма, который:
- предоставляет быструю ликвидность;
- предотвращает дефолты;
- стабилизирует валютный курс;
- восстанавливает доверие инвесторов.
Показательны 2008-2009 годы: почти 50 стран одновременно обратились в МВФ. Никто не считал это "слабостью" - это была нормальная реакция ответственных правительств, которые выбирают стабильность вместо экономического хаоса.
2. Сравнение с "успешными" странами, которые якобы не работали с МВФ - миф
Южная Корея?
Она не просто сотрудничала с МВФ - в 1997 году получила 58 млрд долларов, самый большой объем помощи на тот момент. Именно реформы, проведенные при поддержке МВФ, стали фундаментом ее дальнейшего экономического чуда:
- реформа банковской системы;
- корпоративного управления;
- открытие рынков;
- модернизация регуляторных подходов.
Без программы МВФ Южная Корея могла повторить траекторию Аргентины, а не стать лидером Азии.
Польша?
В 1990-х Польша имела активную программу сотрудничества с МВФ, которая стала частью так называемого "Плана Бальцеровича". Она получила финансовую поддержку от фонда и прошла структурные реформы, результатом которых стало:
- стабилизация гиперинфляции,
- фискальная дисциплина,
- формирование доверия инвесторов,
- самый большой экономический рывок в Центральной Европе
Турция?
Она чуть ли не каждый год работала с МВФ с 1960-х до 2008 года.
Именно благодаря программам МВФ Турция смогла:
- преодолеть кризис 2001 года;
- восстановить банковскую систему;
- стабилизировать лиру;
- существенно снизить инфляцию.
Факт: все страны, упомянутые как "успешные без МВФ" и многие другие, стали успешными именно после программ МВФ.
3. Сотрудничество с МВФ - это не о налогах, это о фискальной устойчивости
Распространенный миф: МВФ требует "поднять налоги" или уменьшить расходы.
На самом деле Фонд требует финансовой сбалансированности, а не конкретного пути ее достижения.
Все рекомендации МВФ базируются на трех принципах:
1. Дефицит бюджета должен быть управляемым.
2. Долг - стабильным.
3. Расходы - эффективными.
Каким путем правительство достигает этого - МВФ, как правило, не диктует. Во многих странах дефицит уменьшался не благодаря повышению налогов, а благодаря:
- детенизации,
- приватизации,
- оптимизации расходов,
- реформам субсидий,
- росту экономики.
Поэтому обвинения в адрес МВФ в том, что он "требует повышения налогов", часто являются политическим манипулированием.
4. Каждая программа МВФ открывает двери к десяткам миллиардов других ресурсов
Каждый доллар МВФ создает эффект мультипликатора: когда страна начинает программу Фонда, другие партнеры и инвесторы более охотно предоставляют финансирование.
Для Украины это означает:
- макрофинансовая помощь ЕС,
- кредиты Всемирного банка;
- средства от правительств стран G7,
- повышение доверия частных инвесторов.
Это все работает только тогда, когда есть "якорь" МВФ, который сигнализирует:
"экономика под контролем, правительство проводит реформы, риски управляемые".
Без МВФ у нас бы не было ни макрофина ЕС, ни гарантий США, ни большой коалиции доноров.
5. Во время войны МВФ - это вопрос выживания экономики
Украина сегодня имеет беспрецедентную нагрузку на бюджет:
- более 50% расходов - оборона,
- потери экономики - сотни миллиардов долларов,
- миллионы внутренне перемещенных лиц,
- разрушенная энергетическая инфраструктура.
В таких условиях МВФ вместе с партнерами и самой Украиной обеспечивает:
- Макроэкономическую стабильность и стабильность валютного рынка,
- управляемую инфляцию,
- возможность правительства финансировать ключевые функции без эмиссии,
- доверие международных партнеров.
Страна в состоянии большой войны просто физически не может обойтись без такой поддержки.
6. Успешность страны определяет не МВФ, а качество ее реформ и политик
Есть страны, которые после программ МВФ стали успешными - Польша, Южная Корея, Ирландия, Исландия.
Есть страны, которые не стали успешными - Аргентина, Египет или некоторые страны Африки.
Разница одна: качество внутренней экономической политики и реформы, а не сам факт участия в программе.
Если страна:
- проедает ресурсы,
- не борется с коррупцией,
- не модернизирует экономику,
- не развивает экспорт,
- не улучшает институты.
То ни один партнер не поможет ей стать успешной.
7. Для Украины МВФ - это институт, который ускоряет реформы, необходимые для роста
Программа МВФ сегодня "прошивает" ключевые изменения, которые нужны Украине для экономического прорыва:
- реформа налоговой системы,
- укрепление независимости НБУ,
- антикоррупционные институты,
- реформа управления госпредприятиями,
- реформа энергетики,
- уменьшение фискального дефицита,
- прогнозируемость макрополитики.
Это не требования "извне", а базовые условия для экономического роста, которые и так нужны Украине.
8. МВФ - это стратегический партнер, а не кредитор последней надежды
Украина уже давно перешла в формат партнерства, а не "спасательных программ".
Большинство наших программ - это программы реформ, а не "пожарные" программы.
В современном мире ни одна страна не развивается в вакууме. Все успешные экономики - интегрированы в глобальную финансовую систему. МВФ является ее важной частью.
Вывод: сотрудничество с МВФ - это инвестиция в доверие, стабильность и будущее
Украина не может позволить себе игнорировать инструменты, которые позволяют:
- стабилизировать макроэкономику,
- обеспечить прогнозируемость,
- удержать инфляцию и курс,
- финансировать ключевые расходы,
- проводить структурные реформы,
- восстанавливать экономику во время крупнейшей войны в Европе за 80 лет.
Сотрудничество с МВФ - это не признак слабости, а наоборот - ответственная стратегия государства, которое стремится к макрофинансовой стабильности и долгосрочному экономическому развитию.
Мы точно станем страной, которая со временем перейдет от сотрудничества с МВФ как заемщик - к сотрудничеству как партнер и донор. Но до этого момента нам важно мудро использовать возможности, которые дает МВФ, и превращать их в экономический рост, рабочие места и инвестиции.