Лицензия без очереди: как "Днепровский институт медицины и общественного здоровья" организовал скоростную экспертизу
Частный медицинский вуз получил лицензию, несмотря на нарушения (иллюстративное фото: nmuofficial.com)
О том, как частный "Днепровский институт медицины и общественного здоровья" получил быстрое разрешение на лицензию образовательной программы "Фармация, несмотря на многочисленные нарушения, - в колонке политического аналитика Александра Кочеткова.
Так сложилось, что я долго жил в среде медиков, которые еще и активно занимаются преподавательской деятельностью. Поэтому точно знаю, что медицинское образование относится к наиболее ответственным направлениям в системе высшего образования, ведь уровень подготовки здесь очень важен. Поэтому к процессу лицензирования таких программ государственные органы должны относиться с максимальной внимательностью и соблюдением всех процедур проверки.
Однако бывают и исключения. Такие исключения, что невольно возникают недобрые мысли.
В частности, по информации ОО "Журналистский контроль", частный "Днепровский институт медицины и общественного здоровья" (ДИМОЗ) пользуется особой приверженностью должностных лиц МОН, которые за вознаграждение "решают вопросы" в высших кабинетах министерства.
Уже на следующий рабочий день после подачи лицензионного дела на образовательную программу "Фармация" (достаточно резонансная сейчас сфера!) МОН обратилось в Минздрав с просьбой провести выездную экспертизу в учебное заведение, которое является обязательным условием получения лицензии.
Но обычно такие дела месяцами лежат без движения, а тут - как обожженные побежали...
Конечно, такая спешка в рассмотрении лицензионного дела вызвала вопросы у сотрудников МОН, вовлеченных в процесс лицензирования программ в учреждениях высшего образования.
По их словам, рассмотрение лицензионного дела в соответствии с законодательством может занять до 35 рабочих дней, ведь процедура включает несколько этапов проверки.
В частности, эксперты должны оценить кадровый состав и квалификацию преподавателей, проверить учебные планы, провести анализ дисциплин и концепции образовательной программы, а также проанализировать материально-техническую базу заведения - лаборатории, учебные помещения, оборудование и соответствующие договоры.
То есть, срок рассмотрения дела обусловлен необходимостью предоставить специалистам достаточно времени для изучения пакета документов, который далее передают в профильное министерство.
Собеседники в Министерстве образования и науки уверены, что отдельные должностные лица ведомства по корыстным соображениям рассматривают определенные дела в первоочередном порядке, не проводя надлежащую проверку представленного пакета документов и фактически обеспечивая процесс получения лицензии "под ключ".
Во время проведения проверки уже на месте в частном "Днепровском институте медицины и общественного здоровья" эксперты Минздрава обнаружили многочисленные неточности в представленных материалах.
Значительная часть преподавателей не отвечает установленным требованиям, в образовательной концепции отсутствует раздел "Материально-техническое обеспечение", который является одним из ключевых для лицензирования медицинских образовательных программ, а участие преподавателей в "международных конференциях" оказалось просмотром записей образовательных вебинаров, размещенных в открытых источниках.
Поэтому вполне понятно и оправдано обращение ОО "Журналистский контроль" к руководству Офиса Президента и Правительства, в частности профильного замминистра в МОН, о потенциальных злоупотреблениях и махинациях с лицензированием ДИМОЗ.
Факты свидетельствуют, что подход Министерства образования и науки к рассмотрению дел далек от правил честной игры. Лицензионные материалы одних заведений могут рассматриваться очень медленно, в то же время ловкий частный "Днепровский институт медицины и общественного здоровья" получает молниеносное одобрение буквально за один рабочий день.
Речь идет не о мелкой формальности, поскольку специальность "Фармация" стратегическая для медицинской отрасли. Когда лицензии выдаются без надлежащей проверки, это открывает дверь формального, поверхностного образования.
Результатом такой "снисходительности" становятся некачественно подготовленные специалисты, от знаний и действий которых зависят жизнь и здоровье каждого из нас.


