ua en ru

Busfor, BlaBlaCar, Amadeus: какие маркетплейсы продолжают работать в РФ

Busfor, BlaBlaCar, Amadeus: какие маркетплейсы продолжают работать в РФ Busfor, BlaBlaCar, Amadeus: какие маркетплейсы продолжают работать в РФ (фото: pixabay)

На второй год полномасштабной войны в Украине продолжают пользоваться работающими в России брендами, которые не останавливают свою деятельность на территории страны-агрессора.

Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) включило в перечень международных спонсоров войны 44 компании, среди которых такие гиганты как Yves Rocher, METRO, Auchan, Leroy Merlin и другие.

Кроме них есть ряд компаний, еще не попавших в "спонсорские" списки НАПК и получивших статус в рейтинге KSE "выжидают". Несмотря на санкции и войну они продолжают обслуживать российский рынок.

Страна-агрессор тратит на армию около 15% госбюджета и еще больше – на поддержку диктаторского режима. Итак, когда эти компании платят налоги в российский бюджет, они финансируют вооруженные силы и обстрелы украинских городов.

Стоит отметить, что так называемым "выжидающим" онлайн-бизнесам за более чем полтора года ничто не мешало остановить предоставление сервисов россиянам, но они до они сих пор продолжают работать в РФ.

"Выжидающие" маркетплейсы

РБК-Украина проанализировало, какие международные маркетплейсы из стран санкционной коалиции в рейтинге KSE получили статус "Выжидают", но по факту продолжают зарабатывать в РФ. Ряд экспертов также выразил вероятность слияния этими компаниями персональных данных, в том числе украинцев.

Busfor, BlaBlaCar, Amadeus: какие маркетплейсы продолжают работать в РФ

*Рейтинг составлен по сумме факторов: степень присутствия на российском рынке, доходы и налоги в России и Украине (фактические данные и оценки по опосредованным признакам), и отношение к персональным данным.

Финансирование войны

По оценке экспертов, всего эти три компании уплатили в 2022 году примерно 306 млн рублей ($5,1 млн) налогов в бюджет государства-спонсора терроризма. Это около 150 иранских дронов, ежедневно разрушающих города Украины.

BlaBlaCar / Busfor

Лидером рейтинга стала французская Comuto SA. В частности, ее российские офисы ООО "Комьюто Рус" (руководит на россии сервисом BlaBlaCar.ru) и ООО "Басфор" (руководит сервисом по продаже автобусных билетов Busfor.ru и частью BlaBlaCar.ru) в 2021 году уплатили в бюджет России почти 50 млн рублей.

В 2022 году они увеличили эти отчисления в 2,6 раза – и заплатили в российский бюджет в виде налогов и сборов до 118,3 млн рублей.

В 2022 году BlaBlaCar в России получил прибыль почти в 340 млн рублей (в 2021 году – минус 128,5 млн рублей). А также увеличил доход в 1,7 раза по сравнению с 2021 годом – до 744,8 млн рублей.

Российский Busfor тоже увеличил доход в 2022 году в 1,6 раза – до 149,1 млн рублей. Но по прибыли показал убыток, уменьшив его с –130,5 млн рублей в 2021 году до –70,9 млн рублей в 2022 году.

То есть суммарная прибыль обеих российских структур Comuto SA, в которых единственный директор Алексей Скоробогатов (в ряде источников указывается еще и вице-президентом BlaBlaCar), составила почти 270 млн рублей.

Французские журналисты в своем расследовании напрямую обвинили основателя BlaBlaCar в тесных связях с российским бизнесом и властями.

В частности, в статье французского издания La Lettre A сказано, что "многие российские инвесторы имеют доли в капитале Blablacar, который продолжил свою деятельность в России, несмотря на вооруженный конфликт с Украиной". В нем проводится тесная связь между Comuto SA и Россией как ключевым рынком для маркетплейсов Busfor и BlaBlaCar.

Также указывается, что среди акционеров/инвесторов Blablacar и Busfor присутствует несколько российских фондов прямых инвестиций Baring Vostok Capital Partners и Vostok New Ventures (переименованная в VNV Global). Vostok New Ventures известен тем, что в прошлом увеличил инвестиции в Россию, например у гиганта объявлений Avito, который сейчас находится под санкциями.

Журналисты также акцентируют внимание на тесной завязке с Россией основателя BlaBlaCar Фредерика Мазеллы, который активно участвовал в экономических контактах между Францией и Россией в рамках совместных инициатив Макрона и Путина – так называемого Трианонского диалога.

Исходя из вышесказанного, не исключено, что венчурные фонды типа Baring Vostok и Vostok New Ventures полностью продолжают инвестировать в деятельность российских подразделений Busfor и BlaBlaCar.

Во-вторых, возникает вопрос происхождения средств этих фондов, их бенефициаров и не принадлежит ли реальный контроль за сервисами российским структурам?

В-третьих, в таком случае, насколько безопасным можно считать эти сервисы с точки зрения доступа спецслужб России к данным о перемещении украинцев совместными поездками и автобусными турами?

Согласно публичной информации, услугами сервиса BlaBlaCar в разных странах пользуется около 100 млн. человек, из них 25 млн. россиян и 8 млн. украинцев. Автобусные поездки по онлайн-системе GDS продаются как через отдельный сайт Busfor, так и через BlaBlaCar как интегрирующую платформу. По состоянию на 2019 год автобусный сервис объединял рейсы более 7000 перевозчиков, ежемесячно им пользовалось 7 млн пассажиров.

Amadeus IT Group

Международная система бронирования в сфере туризма (GDS; отели, авиа, авто и т.д.) Amadeus IT Group со штаб-квартирой в Испании.

Продолжает работать в РФ (за исключением возможности бронирования авиабилетов российских компаний) через ООО "Амадеус – Информационные технологии".

В 2022 году, по сравнению с 2021 годом, компания снизила выручку на россии на 10% – с 381,1 млн рублей до 345,8 млн рублей. При этом увеличив прибыль в 4,5 раза – с 15,7 млн рублей до 71,3 млн рублей. Как уже было указано, уплата налогов и сборов в российский бюджет выросла со 105 4, млн рублей до 110,8 млн рублей.

На сайте Amadeus указаны сервис поддержки и актуальные расписания учебных курсов и вебинаров Amadeus Россия.

Shutterstock

Маркетплейс по продажам изображений Shutterstock (США) продолжает получать доход в России и позволяет зарабатывать россиянам. Кроме того, есть вероятность, что Shutterstock тоже может передавать персональные данные как украинских и иностранных фотографов, которые оставляют данные своих карт при покупке изображений на сайте.

Сервис работает на РФ через эксклюзивного представителя – агентство Fotodom. В 2022 году выручка ООО "Фотодом" составила 347,4 млн рублей, что на 7% больше, чем в 2021 году (325,3 млн рублей). Прибыль за этот период выросла на 42% – с 70 млн рублей до 98,8 млн рублей. Как было сказано выше, "Фотодом" заплатил в бюджет России в 2022 году около 77,2 млн рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2021 году (47,4 млн рублей).

Так как весь цивилизованный мир и в частности ПА ОБСЕ уже давно признала Российскую Федерацию государством спонсором-терроризмом, то очевидно можно назвать и эти компании финансирующими РФ. Кроме того, указанные компании продолжают работать и на украинском рынке.

Примером подражания украинцам может стать недавняя инициатива известного украинского маркетплейса в сфере поиска работы Work.ua. Компания приняла решение прекратить сотрудничество с брендами, продолжающими работать на российском рынке.

Как отметил соучредитель и CEO Work.ua Артур Михно, налоги этих компаний идут на финансирование ракет, уничтожающих украинские города и убивающих мирных жителей.

"Мы долго проявляли терпение. Сначала верили, что все они скоро тоже выйдут из россии. Потом, что просто не поняли, и наши топменеджеры смогут убедить, показать им Бучу, показать Мариуполь, показать уничтоженные дома и смерти... что несет сотрудничество этих компаний" с врагом на нашу землю. Но нет. Не смогли. Выбор этих компаний — быть с нашим врагом. Так пусть будут! Только с ним. Пора проявить смелость", — сказали в компании.

Work.ua также расторгла контракты с такими компаниями на сумму более 5 млн. грн. Компания призывает все бизнесы и граждан отказаться от сотрудничества с брендами, которые продолжают работать в России, ведь сознательный выбор украинцев не менее важен в победе Украины в войне, которую развязала Россия.

Последовать примеру можно и с иностранных компаний, которые на десятки лет работы в РФ вышли с российского рынка навсегда. Речь идет о McDonald's, IKEA и Nike Inc.

Президент Владимир Зеленский неоднократно благодарил этих компаний, которые приняли решение о выходе из России. По словам президента, это пример того, как бизнес может играть значительную роль в защите человечности и свободы.

Зеленский добавил, что в случае, если государство избирает путь террора, обязанность каждой уважающей себя компании дистанцироваться от такого государства. Ведь компании, которые пополняют российский бюджет миллиардами долларов, они мешают быстро и правильно завершить войну развязанной войной Россией в Украине.