Владимир Омелян: В УЗ должны подписаться кровью, что деньги от повышения тарифов на перевозки пойдут на модернизацию
Между премьер-министром Владимиром Гройсманом и министром инфраструктуры Владимиром Омеляном заметно потеплели взаимоотношения. Благодарности другу другу и фото улыбающихся чиновников стали чуть ли не традицией. Резкая перемена в поведении политиков особенно заметна, если вспомнить публичный конфликт между главой правительства и министром. В январе на заседании Кабмина Владимир Гройсман, встав на сторону бывшего руководителя "Укрзализныци" Войцеха Балчуна, отчитал Владимира Омеляна. Последний в карман за словом не полез, выступив в СМИ с резкой критикой как менеджмента УЗ, так и самого Гройсмана.
Заметив потепление в отношениях чиновников, РБК-Украина решило поинтересоваться у Владимира Омеляна чем обусловлена такая тенденция. В интервью изданию министр инфраструктуры рассказал, доволен ли он сменой руководства УЗ, когда в Украину полетит Ryanair, и сколько денег в следующем году будет направлено на дороги.
- Все мы помним, как вы в январе конфликтовали с премьер-министром Владимиром Гройсманом из-за передачи контроля над "Укрзализныцей" в ведение Минэкономразвития прямо в ходе заседания Кабмина. Но в последнее время, судя по доброжелательным высказываниям в адрес друг друга, ваши отношения с главой правительства, можно сказать, даже стали дружественными. Что произошло?
- У нас наладился хороший диалог и эффективная работа по восстановлению украинских автодорог. Это пошло на пользу всем. Мы видим, что правительство выполняет свои обещания относительно приоритетности ремонта дорог. В этом плане у нас в последний месяц произошел резкий прогресс.
Кроме того, у нас сформировалось общее видение развития морской отрасли. Недавно в Одессе Владимир Гройсман заявил о создании Государственной морской администрации с 1 августа 2018 года, о снижении отчислений в госбюджет чистой прибыли Администрации морских портов Украины с 75% до 50% по итогам 2018 года и об уменьшении с 1 января следующего года ставок портовых сборов на 20%. Кроме того, мы также предоставили скидку в 75% на транзит нефтепродуктов. Это только начало "волны скидок", поскольку мы должны сделать украинские порты конкурентоспособными. Все эти инициативы мы предлагали в течение этого года. Поэтому я счастлив, что премьер-министр проявил политическую волю, поддержав наши предложения.
У нас продолжается дискуссия по поводу "Укрзализныци", поскольку я считаю, что много вещей было сделано неправильно, и я не вижу пока что существенных исправлений. Но об этом рано говорить, поскольку новый исполняющий обязанности председателя правления УЗ Евгений Кравцов работает чуть больше месяца. Но, тем не менее, тренд - негативный.
- Не секрет, что вы являетесь одним из самых вероятных кандидатов "на вылет", если в будущем переформатирование состава Кабмина все же произойдет. Не является ли ваше желание выстроить дружественные отношения с Владимиром Гройсманом попыткой сохранить за собой должность министра инфраструктуры?
- Если бы я для себя поставил приоритет – просто быть министром, то конфликтов бы не было никаких в принципе. Я бы принял правила игры, был бы молчаливым участником, просто кивал бы на все головой. Но я занимаюсь работой, отстаиваю те позиции, которые считаю важными для отрасли. Этой же идеологии я буду придерживаться до последнего дня пребывания на должности министра инфраструктуры. Все всегда заканчивается и все всегда начинается. И я не вижу никаких проблем в том, что когда-нибудь я перестану быть министром инфраструктуры. Мне важно то, чтобы мои принципы воплощались в жизнь.
- На должность министра инфраструктуры вас делегировал "Народный фронт". Но во время конфликта с Владимиром Гройсманом вы искали поддержки на стороне президента Петра Порошенко. В каких вы сейчас отношениях с лидером НФ Арсением Яценюком? От каких парламентских фракций вы ощущаете большую поддержку - от родного НФ или БПП?
- Инфраструктурные инициативы аполитичны. Если ты договариваешься с самого начала о каких-то четких правилах игры, о том, что не может быть возращения старых или создания новых схем, что должны быть назначены адекватные люди, то надо это отстаивать. Сначала идет бешеное противодействие, но потом участники политического процесса смиряются с этим в той или иной мере. Это помогает, когда у тебя есть "хребет". Есть ли большая или меньшая поддержка...? Я никогда не забывал, что меня выдвинул НФ. Я благодарен и БПП за голосование за законы, за политическую поддержку, которую я тоже чувствую. Более того, во время голосования в парламенте голосуют и не коалиционные фракции. Это очень важно. Это сигнал обществу, что в инициативах министерства инфраструктуры нет политики, здесь есть работа.
- Недавно против вас столичная прокуратура возбудила уголовное дело. В связи с чем это произошло?
- Дело возбуждено прокуратурой города Киева не против меня лично, а по факту. Основанием стало заявление авиакомпании "Международные авиалинии Украины". В МАУ посчитали, что во время захода авиакомпаний Ryanair на украинский рынок были нарушения украинского законодательства. Я считаю это абсолютно заказным подходом. Я дал свои пояснения по этому делу, это все шито белыми нитками. Как мне показалось, следователь это тоже понимает. МАУ использует любой ресурс, который доступен им. Будь это правоохранительные органы, будь это судебная власть, будь это методы прямого давления или компрометации в прессе для того, чтобы достичь главного для них - постоянного монопольного положения в украинском небе, диктата цен и, следовательно, генерирования сверхприбылей для одной авиакомпании. В свою очередь, я подготовил иск о защите своей чести и достоинства. Он подан. Я надеюсь, он будет рассмотрен судом как можно быстрее. Я считаю, что те манипуляции, которые ведутся со стороны МАУ, являются грязными, средневековыми, и они не имеют никакого отношения к честной конкуренции. Они предпринимают любые попытки для того, чтобы сорвать заход лоукостов на украинский рынок, чтобы не дать украинцам возможность летать дешево.
- Кроме дела по заявлению МАУ против руководства министерства инфраструктуры, уголовное дело возбуждено главным следственным управлением Генеральной прокуратуры. В частности, расследуется информация о том, что некоторые руководители вашего ведомства, будучи членами набсовета УЗ и знакомые с перечнем предприятий, подлежащих приватизации в рамках реформы УЗ, предпринимали меры, направленные на доведение до банкротства этих активов УЗ. Это делалось с целью снижения рыночной стоимости этих предприятий и их последующего выкупа по заниженной цене. Как вы можете это прокомментировать?
- Я еще не знаю его подробностей. Я признателен Юрию Луценко, (генеральный прокурор, - ред.) потому что именно его принципиальная позиция много в чем преломила ход истории в случае с УЗ. Я надеюсь, что это будет не последнее дело. Их должны быть десятки, кроме тех девяноста, о которых ранее уже говорилось. Мы знаем о конкретных фигурантах и конкретных случаях злоупотреблений и хищений в УЗ. Об этом знает как руководство Генпрокуратуры, так СБУ и НАБУ.
- Это было дело именно против вас?
- Нет, это дело точно не против меня. У меня было нулевое влияние на УЗ. И таким оно останется и сейчас. Мы можем только догадываться, о ком именно идет речь. Я знаю этого человека, но давайте дождемся расследования этого дела.
- Это бывший первый заместитель министра инфраструктуры Евгений Кравцов, который ранее являлся председателем набсовета УЗ?
- Давайте подождем.
- К сожалению, наши правоохранительное органы довольно долго расследуют подобные дела, чтобы ждать...
- С одной стороны, вы правы. Я сам тоже долго так считал. Но сейчас расследования, которые продолжались год, переходят в конкретные аресты, абсолютно конкретные уголовные дела. Последний арест Вахтанга Джакели, который работал заместителем руководителя отдела внутреннего аудита и контроля УЗ, является очередным доказательством того, что на самом деле расследования идут. Если кто-то себе думает, что можно украсть и ему за это ничего не будет, то Генпрокуратура и СБУ доказывают, что наказание все-таки будет.
Владимир Омелян: "Я никогда не забывал, что меня выдвинул НФ". (фото Виталий Носач, РБК-Украина)
Про УЗ
- Вы довольны недавней сменой руководителя УЗ?
- Если бы при смене руководства УЗ было учтено мое мнение, то мы бы имели иной состав руководства УЗ. Но посмотрим, каким будет новое правление УЗ. Я слышал, что он почти согласован и должен в ближайшее время утверждаться Кабмином. У каждого есть свой шанс. Мы знаем, что когда-то и пираты становились сэрами и пэрами Великобритании. Если не ошибаюсь, таким примером может служить Фрэнсис Дрейк.
- Кто останется в новом составе правления из уже работающих менеджеров? В нем останутся только граждане Украины или иностранцы также будут работать?
- Я пока что не хочу комментировать, кто останется в правлении УЗ. Это будет выглядеть как догадки и предположения. Наверное, в нем будут и иностранцы. Я не исключаю, что отдельные потенциальные члены правления быстрее будут арестованы, чем утверждены в качестве членов нового правления УЗ.
- Евгений Кравцов уже начал кадровую чистку УЗ? Кто из одиозных руководителей УЗ уволен?
- Он ее начал. Это приятно видеть. То есть, отдельные позитивные изменения происходят. В частности, в августе со своего поста ушел Максим Кушнирчук. Кроме того, произошла замена руководителя департамента безопасности - освобожден от исполнения своих обязанностей Николай Немцов. Я надеюсь, что будет еще несколько увольнений одиозных людей, которые до сих пор работают в УЗ. Надеюсь на назначение профессионалов в "Укрзализныцю". Это будет наилучшим свидетельством того, что мы действительно искренне реформируем УЗ, а не снова хотим замылить людям глаза.
- Известно ли вам, кто именно пролоббировал назначение на должность и.о. главы правления УЗ Евгения Кравцова? По информации РБК-Украина, предприниматель Станислав Лесников лоббировал его утверждение в Администрации президента, а бывший нардеп от "Партии регионов", а сейчас близкий человек к министру внутренних дел Арсену Авакову Вилен Шатворян - в правительстве. Это соответствует действительности?
- Евгений Кравцов как-то мило сказал, что это я его познакомил со Станиславом Лесниковым. Я твердо убежден, что Станислав Лесников знал его намного раньше. Но опять-таки, это неважно. В украинской политике есть много людей, которые кого-то с кем-то знакомили. Главное то, на кого они работают. Я хочу это увидеть в случае с Евгением Кравцовым. С ним у меня был по этому поводу разговор: будут судить по его действиям, а не по его друзьям. Для него это важный личный KPI - как человек, который позитивно изменил УЗ, или как человек, который делал тоже самое, что и другие до него в УЗ.
- То есть, как я понимаю с ваших слов, лоббировал назначение Евгения Кравцова Станислав Лесников? И уточните, имел ли какое-либо отношение к его назначению Вилен Шатворян?
- Не готов сказать о влиянии Шатворяна. Я знаю, что Станислав Лесников раньше точно был в орбите Евгения Кравцова или Евгений Кравцов был в орбите Станислава Лесникова. Насколько эта ситуация продолжается сейчас, мне сложно комментировать, поскольку я не контактирую со Станиславом Лесниковым. Хотя я слышал отголоски разговоров темных личностей с бизнесом: "УЗ под полным контролем, давайте работать вместе". Надеюсь, это - блеф.
- Одним из неформальных кураторов УЗ в последние несколько месяцев называют предпринимателя Андрея Алешу. После смены руководства УЗ его влияние по-прежнему велико?
- Теперь говорят, что он якобы отстранен от всех процессов. Я бы хотел все-таки, чтобы его деятельность была задокументирована, рассмотрена правоохранительными органами вплоть до вынесения соответствующего приговора. Я очень надеюсь, что в рамках нового дела Генпрокуратуры, о котором мы выше говорили, его фамилия будет фигурировать. Мы четко скажем обществу, откуда он появился, чем он занимался, и в какие убытки обошлась УЗ его деятельность.
- В чем именно проявлялось его влияние?
- Это был открытый бандитизм и попытка вымогательства денег. Это то, что мне говорили участники рынка. Говорили о его влиянии на отдельные региональные железные дороги, на проведение тендеров, подачу вагонов, проведение логистических операций. Но, в конце концов, правоохранительные органы должны установить истину. Я не знаю, насколько это соответствует действительности, но я не могу не верить тем сигналам, которые я получаю из нескольких источников.
- Вы упомянули о влиянии на региональные железные дороги. Будут ли увольнять руководителей региональных железных дорог?
- Это вопрос к Евгению Кравцову. Это один из тех индикаторов, который четко покажет, насколько он является независимым в своей деятельности.
- Кроме того, в правительстве говорят о большом влиянии на УЗ предпринимателя Андрея Адамовского. Это правда? И в чем оно проявляется?
- Оно точно проявляется в поставках дизтоплива в УЗ от компаний из его орбиты. Насколько мне известно, он это тоже не опровергает. О других способах влияния мне пока что ничего не известно. Но мне бы хотелось, чтобы мы прекратили говорить о влиянии на решения УЗ людей, которые не имеют никакого отношения к УЗ или имеют опосредованное отношение через поставку товаров или услуг в госкомпанию. То, что сейчас происходит в УЗ, является как раз следствием ситуации, когда непрофессионалы влияют на компанию, своими решениями ведут ее к банкротству, работая на свои частные интересы.
- Правильно ли я понимаю, что в случае с Андреем Адамовским и компаниями из его орбиты, мы говорим о компании "Трейд Коммодити", которая в последнее время стала часто выигрывать тендеры на поставку дизтоплива УЗ? По сути, она стала одним из основных поставщиков дизтоплива в УЗ.
- Да. Мы говорим об этой компании.
- Как раз в случае с этой компанией произошел новый скандал. Недавно УЗ закупила на 1,4 миллиардов гривен 60 тысяч тонн топлива не на тендере, а в результате срочных переговоров. Большая часть этого заказа получила именно "Трейд Коммодити". Как вы можете это прокомментировать?
- В этом случае тяжело говорить, что здесь есть вина Евгения Кравцова. Почему? Ему в наследство от Войцеха Балчуна (экс-глава правления УЗ, - ред.) досталась катастрофическая ситуация с запасами топлива. Когда Балчун гордо пиарился на том, что в УЗ сформирован 40-дневный запас дизтоплива, это была ложь. Такого запаса никогда не было. Очень короткий период времени был 30-дневный запас дизтоплива, который потом неумолимо уменьшался. Поэтому для Кравцова ситуация с дефицитом топлива оказалась авралом, с которым он справился тем способом, которым мог решить эту проблему как можно скорее.
Но даже закупка топлива таким быстрым образом, не вывела компанию из кризиса с дефицитом топлива. Сейчас запас дизтоплива на Львовской железной дороге составляет полсуток. У некоторых других железных дорог запас составляет от двух до четырех суток. У Донецкой железной дороги запас составляет семь суток. На моей памяти, уже третий руководитель УЗ, приступая к работе, решает в первую очередь проблему с нехваткой топлива. Это - абсурд! Я не уверен, что переход на закупку топлива с ценообразованием по формульной системе, к чему в УЗ планировали перейти летом, решит проблему глобально. Я больше склоняюсь к мысли о том, что УЗ должна стать полноценным участником топливного рынка Украины, создав свою собственную топливную компанию. Она должна ее создать самостоятельно, или в рамках СП с другими участниками топливного рынка, но УЗ должна покупать топливо напрямую у украинских или иностранных производителей. Скорее всего, это будет иностранный производитель. Но это позволит не быть каждый раз в состоянии инфаркта, что дизель вот-вот закончится.
- Почему для решения проблемы с дефицитом топлива УЗ не обратилась в Госрезерв, у которого имеется в запасе эта продукция?
- Предыдущий эксперимент получить топливо из Госрезерва осенью прошлого года не увенчался успехом. Топливо тогда так и не поступило в УЗ, несмотря на отдельное решение правительства по этому поводу. Для его получения из Госрезерва есть много правовых проблем. Кроме того, есть вопросы относительно качества и типа топлива, которое необходимо УЗ, и которое есть в Госрезерве. Получение топлива из Госрезерва - возможный вариант при самом худшем раскладе. Проведение переговоров было лучшим выходом, чем получение топлива из Госрезерва.
- Когда состоится конкурс на должность председателя правления УЗ?
- Месяц тому назад в правительстве обещали его провести как можно скорее. Но месяц из двух-трех, которые предусмотрены для его проведения, прошел без какого-либо результата. Я надеюсь, что на ближайшем заседании номинационного комитета (комитет по назначениям руководителей госпредприятий при Минэкономразвития, - ред.), мы заслушаем вопрос проведения конкурса, определим четкие сроки для проведения и окончания этой процедуры. Затягивать точно нельзя, как бы кому-то не хотелось.
- Вы часто говорите о необходимости проведения конкурса на должность председателя правления УЗ. Но почему вы также настойчиво не требуете проведения конкурсов на должности председателей Укравтодора и Администрации морских портов, где уже около года работают назначенцы в статусе и.о. Славомир Новак и Райвис Вецкаганс?
- Я исхожу из того, что и там, и там работают профессионалы. Я не против конкурсов. Но пришлось приложить много усилий, чтобы пригласить в Украину Райвиса Вецкаганса на должность и.о. председателя АМПУ и Славомира Новака на должность и.о. председателя Укравтодора. Они дают хорошие результаты. Не в виде презентаций, а в виде экономии сотен миллионов гривен для госбюджета, ремонта гидротехнических сооружений в портах. Кроме того, мы наконец-то видим ремонт дорог и имеем намного меньше злоупотреблений в Укравтодоре. Тренд очевидный. И там, и там мы имеем руководителей европейского качества.
- Недавно в Facebook вы написали, что вы против прихода в Украину варягов. Но и в АМПУ, и Укравтодоре работают варяги…
- Я против безответственных варягов, которые не видят в своей миссии ничего, кроме денег. Это точно не касается ни Райвиса Вецкаганса, ни Славомира Новака. Войцех Балчун просто убежал. И это большая проблема.
- А где он, собственно, делся?
- Я слышал разные версии о том, что он и в Украине, и не в Украине. Сейчас он говорит в интервью, что наибольшая его победа – в том, что он остался в живых. В общем, спасибо, что живой. Как в дешевом кино, честно.
- Как вы считаете, Войцех Балчун обязан приехать в Украину и предоставить отчет о своей работе в УЗ?
- Уверен, что это было бы нормально. Он же считает себя европейцем?! Тем более, что мы целый год слышали о безумных успехах. Поэтому абсолютно логично, что можно о них дать отчет и сказать о том, что успехи не просто безумные, а невероятные.
- Ранее вы заявили РБК-Украина, что приказ о повышении тарифов УЗ на перевозку грузов находится на согласовании в других ведомствах правительства. На каком этапе сейчас подготовка этого приказа?
- Мининфраструктуры со своей стороны делает абсолютно последовательные шаги. Мы считаем, что любое повышение тарифов без обоснования политики стратегического видения развития УЗ является контрпродуктивным. Потому что без реформ в УЗ мы придем к тому, что у нас будут самые высокие тарифы в Европе, а качество и сервис будут отсутствовать. Сейчас абсолютное большинство компаний, которые перевозят свои товары с помощью УЗ, говорят, что они готовы в два раза нарастить свое производство. Но они не делают этого только из-за того, что УЗ не способна перевезти их продукцию. И компании не хотят попасть под штрафные санкции из-за срыва контрактов. Это чрезвычайно серьезно. Из-за этого теряют все - от госбюджета до экспорта и числа рабочих мест.
Я в 2016 году боролся изо всех сил, чтобы тарифы были подняты на 15%. Но до сих пор неизвестно, куда ушли деньги от этого повышения. При запланированных на 2017 год капитальных инвестициях в 16 миллиардов гривен УЗ использовано меньше трети. Для чего мы повышаем тарифы? Чтобы еще десяток миллиардов лег на счета УЗ, а потом списался за обслуживание долгов неизвестными дельцами? Я считаю такую ситуацию неправильной.
С другой стороны, понимая плохое состояние УЗ, мы в полном взаимодействии с правительством и УЗ в тот же день, когда УЗ подала в Мининфраструктуры свои предложения и просьбы о поднятии тарифов, согласовали их на тарифной комиссии Мининфраструктуры и отправили на согласование в соответствующие центральные органы исполнительной власти.
Но я хочу видеть со стороны УЗ встречное движение к бизнесу. В УЗ должны четко пояснить, подписаться кровью, что деньги от повышения тарифов пойдут на обновление, модернизацию, улучшение сервиса и комфорта для бизнеса. Кроме того, и пассажиры должны сначала почувствовать улучшение комфорта, и только потом УЗ должна повысить тарифы на пассажирские перевозки. Всего этого я в очередной раз не вижу. Я вижу только обещания. Но время деклараций прошло.
- Вы поддерживаете Евгения Кравцова на должности и.о. председателя правления УЗ и будете поддерживать его на конкурсе на эту должность? И, вообще, какие у вас отношения с Евгением Кравцовым?
- После недавней "успешной" поездки "Интерсити плюс" из Перемышля (Владимир Омелян говорит о случае, когда Михаил Саакашвили пытался попасть в Украину на этом поезде, - ред.) у меня с ним нет никаких отношений. Но на этом этапе все нужное и правильное, что он будет делать и предлагать, я готов поддержать. Не было ни одного предложения со стороны УЗ, когда я сказал бы "нет". На самом деле, также было и с Войцехом Балчуном.
- Можете сказать, кто дал приказ, чтобы поезд "Интерсити плюс" с Михаилом Саакашвили не отправился из Польши в Украину?
- Искренне не знаю. Честно вам говорю.
- Ранее вы заявляли, что получили "на орехи" за свой комментарий после того, как поезд не выехал из Польши.
- Скажем так, были некоторые недоразумения и турбулентность. Каждый для себя должен принимать решения лично. Я свято убежден, что УЗ не может быть участником политических историй. Она должна заниматься транспортировкой грузов и перевозкой людей.
- "На орехи" вы можете получить только от премьер-министра, президента или Арсения Яценюка.
- Я могу получить "на орехи" даже от мамы или от моего сына Марка. Так что возможный круг намного шире.
Владимир Омелян: "Пассажиры должны сначала почувствовать улучшение комфорта, и только потом УЗ должна повысить тарифы" (фото Виталий Носач, РБК-Украина)
Про авиацию
- Когда Ryanair полетит в Украину?
- В этом году он точно уже не полетит, поскольку авиакомпания планирует использовать свои самолеты долгий период времени. Они придерживали несколько самолетов для использования для полетов в Украину. Насколько мне известно, сейчас переговоры между Ryanair и "Борисполем" возобновлены, и они продолжаются. Аэропорт предоставил свои предложения. Лоукостер их изучает. Я очень хотел бы, чтобы в следующем году украинцы все-таки воспользовались дешевыми перелетами в Европу.
- Кроме Ryanair, вы обещали украинцам в этом году создание украинской лоукост-авиакомпании. Где она?
- Политическая поддержка относительно создания этой авиакомпании есть полная. Это действительно крайне необходимо Украине для того, чтобы появилась полноценная конкуренция не только на международных направлениях, но и на внутриукраинских рейсах. Насколько мне известно, переговоры о создании лоукостера между иностранными и украинскими предпринимателями продолжаются.
Бесспорно, иностранные инвесторы этого лоукостера несколько встревожены ситуацией с Ryanair. Поэтому они моделируют для себя возможные риски на случай подобного блокирования и для работы их авиакомпании. Но я надеюсь, что все будет происходить согласно плану – они зарегистрируют юридически свою авиакомпанию в этом году в Украине, чтобы со следующего года начать полеты.
- Ранее, после срыва переговоров с Ryanair, вы предлагали уволить Павла Рябикина с должности генерального директора аэропорта "Борисполь". Ваше предложение по-прежнему актуально?
- Сейчас оно неактуально, поскольку премьер-министр дал ему поручение закончить переговоры. Соответственно, по успешности их проведения, можно будет говорить, насколько он соответствует занимаемой должности.
- Также вы ранее обещали разработать программу региональных полетов. Где она?
- Программа развития региональных аэропортов утверждена правительством. Пока она работает в ручном режиме. Но первый сдвиг произошел - недавно был выделен первый транш для финансирования ремонта взлетно-посадочных полос в трех аэропортах в объеме 800 миллионов гривен. Я надеюсь, что эти деньги поступят в ближайшее время, и не будет никаких искусственных преград для этого. Это как раз соответствует философии этой программы, которую мы анонсировали еще год назад. По другим аэропортам мы сейчас анализируем состояние взлетно-посадочных полос и их потенциал развития. Для меня ключевое то, чтобы не повторилась нынешняя ситуация, когда все летят в Киев, чтобы уже дальше лететь по Европе и миру. Я хотел бы, чтобы у нас было около пяти-десяти региональных аэропортов, которые бы обеспечивали регулярное сообщение с Европой. Аэропорт "Борисполь" мог бы и дальше развиваться как хаб для трансатлантических рейсов и рейсов в Азию.
- Если мы говорим о региональных аэропортах, то какова судьба аэропорта Ужгорода? Из-за отсутствия разрешения ЕС на использование воздушного пространства Словакии для посадки самолетов на взлетно-посадочную полосу этого аэропорта, он уже больше года не принимает регулярные рейсы.
- Там такая же ситуация как с соглашением "О свободном небе" с ЕС – в подвешенном состоянии. Мы могли бы решить вопрос с разрешением на полеты в Ужгород со Словакией на двустороннем уровне. Но поскольку Словакия является частью ЕС, мы должны провести еще переговоры и с Брюсселем. Мы включаем все возможные рычаги, чтобы решить этот вопрос как можно быстрее.
- Правильно я понимаю, что чтобы получить разрешение на постоянное использование воздушного пространства Словакии, необходимо получить разрешение из Брюсселя?
- Да. Совершенно верно.
- Будущая возможная реприватизация аэропорта Днепра тоже будет проходить в рамках программы поддержки региональных полетов? Сейчас в судах рассматриваются иски со стороны государства о реприватизации этого объекта.
- Да, сейчас этот вопрос рассматривается в судах. Я считаю, что у государства есть все шансы выиграть эти судебные процессы, если не будет какого-то давления на суд. Тут большая роль прокуратуры, которая инициировала возвращение госсобственности. Бесспорно, для жителей Днепра и Днепропетровской области будет намного удобнее, когда аэропорт будет в государственной собственности. Поскольку мы сможем обеспечить нормальную конкуренцию в этом аэропорту. Мы точно не будем искусственно ограничивать количество авиакомпаний, которые смогут выполнять полет в этот город. Кроме того, мы сможем совместно с местными органами власти найти ресурс для ремонта взлетно-посадочной полосы.
- В Украине практически не развит высокодоходный бизнес по ремонту и техобслуживанию самолетов. Во многом это обусловлено тем, что Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) не выдает украинским компаниям, которые занимаются техобслуживанием самолетов, сертификат о признании их работы. Соответственно, это сужает для них поиски клиентов, по сути, до пределов только Украины. Ведутся ли переговоры с Европой о выдаче украинским компаниям таких сертификатов?
- Я всегда обращал внимание на то, что Мальта смогла стать сервисным хабом по техническому обслуживанию и ремонту для многих авиакомпаний и типов самолетов. В Украине для этого есть все возможности для этого - или на базе "Антонова", или на любом другом частном предприятии. Поэтому я надеюсь, что мы будем на этом рынке.
- Участники авиарынка говорили, что этот сертификат планирует получить госпредприятие "Завод 410 гражданской авиации". Это правда?
- Слышал об этом.
- Вернусь к упомянутому вами соглашению о свободном небе с ЕС. Есть какой-то прогресс относительно вступления в силу этого документа?
- Если раньше я был пессимистом в этом вопросе, то после разговора с Еврокомиссаром Виолеттой Бульц в прошлый четверг, я – сдержанный оптимист.
Об автодорогах
- Как вы можете оценить работу Укравтодора в этом году по строительству и ремонту дорог?
- В прошлом году у меня было если не отчаяние, то достаточно грустная оценка объема выполненных работ. Но мы получили в прошлом году намного меньше средств, чем в 2017 год, - чуть более 10 миллиардов гривен. В этом году ситуация намного лучше – в разы больше областей, которые качественно делают ремонт, увеличивается объем этих работ.
- В начале года Укравтодору в правительстве обещали выделить дополнительные средства после реструктуризация долга Кабмина перед Нацбанком. Но этих деньги Укравтодор так и не получил?
- К сожалению, мы этих средств так и не получили. Но за счет других источников нам удалось направить на дороги более 20 миллиардов гривен в 2017 году. Посмотрим, возможно, на конец года будет и 30 миллиардов гривен. Планы на следующий год выглядят достаточно неплохими. В проекте госбюджета на 2018 год заложена норма о том, что в следующем году начнет работу Государственный дорожный фонд. У меня были опасения, что старт его работы будет отложен. Но этого не произошло. Мы ожидаем, что в следующем году Государственный дорожный фонд получит около 38 миллиардов гривен. Кроме того, отдельными бюджетными строчками заложено финансирование работ по ремонту дорог Киев-Харьков-Довжанский на два миллиарда гривен и на украинский участок дороги Гданск-Одесса четыре миллиарда гривен.
Я надеюсь, что нам удастся сохранить эти планы в госбюджете. Но остается открытым вопрос продолжения эксперимента по отчислению части сверхплановых таможенных поступлений на ремонт дорог. Этот механизм показал свою действенность, поэтому очень важно, чтобы он сохранился хотя бы на несколько лет, пока в Государственный дорожный фонд не будет поступать 100% от топливных акцизов.
В следующем году нам необходимо внедрить контроль над тем, как областные власти будут осваивать средства на ремонт местных дорог. В рамках децентрализации в 2018 году они получат существенно больше средств на дороги, чем это было раньше. По нашим оценкам, в следующем году областные власти получат на дорожное хозяйство около 27 миллиардов гривен, если сохранится таможенный эксперимент. При этом непосредственно у Укравтодора останется на дороги государственного значения около 7-8 миллиардов гривен, а также средства на проекты Киев-Харьков-Довжанский и украинский участок Гданск-Одесса. Поэтому необходимо внедрить эффективный контроль за тем, как в областях будут тратить средства на дороги, чтобы там не принимали случайных спорадических решений построить дорогу к какому-то заводу или к частному дому. В областях должны обратить внимание, в первую очередь, на системное развитие сообщений между областными центрами и дальше вниз - к местным коммунальным дорогам.
О частной жизни
- Недавно на встрече с журналистами вы заявили, что ваш переезд летом в частный дом ваших родственников был обусловлен угрозами в вашу сторону. От кого поступали такие угрозы?
- Их было достаточно, поскольку идет речь о десятках миллиардов гривен, которые я не даю возможности разворовывать. Поэтому остановить меня можно фактически единственным способом - физически. Это тоже все понимают. Негативная пиар-кампания в моей адрес в медиа – это тоже один из способов заставить меня замолчать. Чтобы вместо того, чтобы заниматься реформами, я занимался отбеливанием самого себя. Это им не удастся. Я просто не буду на это реагировать больше. Я принял для себя такое решение. Если необходимо будет дать какие-то пояснения, то напишу один раз в Facebook или дам интервью.
К примеру, недавно в СМИ была информация о том, что мой летний отдых стоил полмиллиона гривен. Это было фейком, я его опроверг. Мой отдых стоил 50 с чем-то тысяч гривен. Документы я предоставил.
Кроме того, недавно был фейк о том, что моя жена заказала Maybach за примерно три миллиона долларов. Это тоже был фейк. Я получил официальный ответ от производителя этих машин – компании Mercedes Benz – о том, что такого заказа не было, а также от французской газеты о том, что их страница была взломана, где был опубликован этот фейк.
Что касается дома. Я этого не скрывал. Моя жена подписала нотариально заверенное соглашение об аренде. Это не супер-элитный дом. Это дом на участке десять соток с двумя спальнями.
- Какую сумму за его аренду вы платите?
- На самом деле, мы могли вообще ничего за него платить, поскольку этот дом принадлежит родственникам жены. У нас многие живут у родственников, которые их любят, а они их – бесплатно. Но для того, чтобы не было никаких вопросов ко мне, мы зафиксировали в соглашении сумму, которая обязательно будет указана в моей декларации за этот год.