ua en ru

В.Новицкий: "Корпоратизацию украинских авиапредприятий можно провести в следующем году"

Автор: RBC.UA
Министр промышленной политики Украины Владимир Новицкий в интервью РБК-Украина рассказал о дальнейших перспективах отраслей, жизненно важных для украинской экономики: ГМК, химической промышленности, авиастроения, а также оборонно-промышленного комплекса

РБК-Украина: Владимир Станиславович, в период кризиса инвестиционные программы в украинском ГМК были остановлены. Сейчас обсуждается возможность принятия специального закона о льготах для ГМК с целью его модернизации. Сколько лет в таком случае потребуется на полное обновление основных фондов, и какая сейчас их степень износа?

В.Н.: Действительно, финансово-экономический кризис не способствовал тому, чтобы принятые ранее инвестиционные программы выполнялись динамично и достаточно эффективно. Но сказать «остановлены» - это будет неправильно. Они не могут быть остановлены, сейчас они в разной стадии и разных режимах выполняются предприятиями. Те, кто закупил оборудование - конечно же, будут эту работу продолжать и выполнять намеченное. Скажем, ведутся работы на Алчевском меткомбинате. Вот буквально в сентябре при участии премьер-министра Юлии Тимошенко была запущена установка «печь-ковш» на Днепровском меткомбинате им. Дзержинского. Мы также ознакомились с тем, как ведутся работы по установке машины беспрерывного литья заготовки на этом же предприятии. Эти комбинаты работают достаточно динамично, в соответствии с разработанной Минпромполитики программой развития ГМК.

РБК-Украина: Сколько потребуется лет на ее реализацию?

В.Н.: В соответствии с той программой, которая составлялась в предкризисный период, а также на основе предложений предприятий, ее реализация планировалась на протяжении 5-7 лет. Стоимость технического перевооружения тогда составила 73 млрд грн. В 2008 г. по данной программе на модернизацию выделялись инвестиции из различных источников, примерно 8,5 млрд грн. В основном это были собственные и заемные средства предприятий. Хотя, чтобы эту программу реализовать в течение пяти лет, нужно ежегодно осваивать 15-18 млрд грн. А за I квартал текущего года было освоено 3,3 млрд грн, что приблизительно на 1 млрд грн меньше, чем за аналогичный период 2008 г.

В течение 2009 г. мы провели встречи с ведущими японскими компаниями, которые занимаются модернизацией промпредприятий, в первую очередь металлургических и химических, в направлении улучшения энергоэффективности и экологических параметров. Переговоры показали, что в принципе понятны основные задания по каждому предприятию, а также ясно, за счет чего снижать выбросы, потребление природного газа, электроэнергии на всех стадиях технологического процесса.

Скажем, в доменном производстве вместо природного газа использование пылеугольного топлива. Если внедрить это на всех отечественных предприятиях, можно получить экономию до 4 млрд куб. м природного газа в год. Замена мартеновских печей на электроплавильные или на кислородно-конвертерное производство также обеспечит существенную экономию. Если по доменному производству экономия газа может составить до 40%, то по сталелитейному и прокатному производству - 15-16%. В итоге - существенное снижение затрат на производство и повышение конкурентоспособности продукции.

А износ основных фондов сегодня по всем переделам превышает 70-80%. Вот почему проводить модернизацию надо обязательно.

РБК-Украина: Надо ли продлевать действие льгот для металлургов в 2010 г?

В.Н.: Самый тяжелый период в металлургической отрасли - начало ноября прошлого года, когда был подписан меморандум с правительством. Тогда загрузка производственных посуточных мощностей упала до 35% и, конечно, финансово-экономические показатели резко снизились. И сегодня отрасль еще не вышла на нужные показатели, хотя уровень загрузки мощностей увеличился почти в два раза по сравнению с ноябрем 2008 г. - наиболее сложным периодом. Но сказать, что сейчас есть стабильная динамика наращивания из месяца в месяц, нельзя. Причина этого - зависимость отечественного производителя (более 80-85% нашей продукции отправляется на экспорт) от ситуации на внешних рынках, которая на сегодня довольно нестабильная. Мировые цены еще такие, что, при нашем уровне затрат, не позволяют наращивать производство и поставлять продукцию в большем объеме.

РБК-Украина: То есть, в 2010 г. тоже надо сохранить действие моратория на повышение тарифов для предприятий ГМК?

В.Н. На этом этапе, учитывая роль ГМК в экономике страны, мы считаем, его надо поддерживать, а в следующем году все будет зависеть от конкретного положения в отрасли. Причем, как поддерживать? Нет каких-то прямых финансовых вливаний из бюджета в металлургический комплекс. Это невозможно, поскольку предприятия в основном частные. Но есть понимание: нельзя в такой кризисный период постоянно повышать, из месяца в месяц, из квартала в квартал, стоимость перевозок, когда их объемы уменьшаются. Таким образом, экономику железной дороги улучшить невозможно. На данном этапе очень важно создавать условия, позволяющие увеличить производство продукции, которую будут перевозить.

То же самое и по энергоресурсам. Правительство дает поддержку в виде стабильных цен на электроэнергию, также установило нулевую ставку целевой надбавки к цене природного газа, который используется для технологических целей. А предприятия берут на себя определенные обязательства по социальным гарантиям для рабочих. Кроме того, они не должны превышать внутренние цены на металлопродукцию, по сравнению с теми, по которым она реализуется на внешний рынок. Это дало свои положительные результаты.

РБК-Украина: Как известно, существует ряд законодательных инициатив в части господдержки химпредприятий. Почему эти инициативы исходят от отдельных народных депутатов, а не от Минпромполитики?

В.Н.: Это не совсем так. Все решения по поддержке работы химического комплекса готовятся в Минпромполитики совместно с директорами предприятий, при поддержке отдельных народных депутатов. В первую очередь, я хочу отметить почетного президента концерна «Стирол» Николая Янковского, который работает вместе с нами. Мы наработали пакет проектов правительственных решений, который принят Кабинетом министров. Это позволило улучшить положение дел в отрасли. Правительство поддержало законопроект «О государственной поддержке и стимулированию развития производства и потребления минеральных удобрений в Украине», когда он голосовался в Верховной Раде. Кстати, на совещаниях под руководством премьера мы согласовали включить этот законопроект в перечень вопросов, содержащихся в меморандуме между правительством и собственниками химпредприятий. Но в дальнейшем было наложено вето Президента на данный закон, и пока он не действует.

Сейчас мы работаем над законом о поддержке модернизации энергоемких производств - таких, как химическое и металлургическое. Я думаю, что он был бы очень полезен для предприятий этих отраслей. Кроме Н.Янковского я бы еще отметил председателя профильного парламентского комитета Наталью Королевскую, которая поддерживает нашу работу.

РБК-Украина: Как отразилось на предприятиях оборонно-промышленного комплекса создание специального агентства по развитию ОПК?

В.Н.: Создание агентства по вопросам ОПК в августе 2008 г. я оцениваю позитивно. Положительно еще и то, что оно было создано в составе Минпромполитики, а не отдельной структурой - так как предприятия ОПК, которые туда входят, не выполняют чисто оборонные заказы. Сегодня существует ряд проблем в ОПК, среди которых - недостаточно развитая нормативно-правовая база. Для чего это нужно? Комплекс практически не реформирован и, по большому счету, представляет такие же образования, как и в советские времена. В направлении создания новых производственных объединений и приняты документы, указывающие механизмы, как это делать - Стратегия развития ОПК и государственная Программа реформирования и развития ОПК до 2013 г.

У нас есть программы реструктуризации практически каждого предприятия ОПК. Они сегодня не оптимальны по своей производственной базе, по тем территориям, которые занимают предприятия, и по другим параметрам. Есть существенное несоответствие тем задачам, которые стоят перед оборонными заводами - и по объему производства, и по уровню техники, поэтому все это надо оптимизировать. К тому же, существует еще одна сложная проблема: как заниматься реструктуризацией предприятия, не имея четкого законодательно определенного порядка? Например, как поступать с землей предприятий крупных городов, не нарушая закона, и при этом сделать так, чтобы это можно было хотя бы частично использовать для развития предприятия. К сожалению, такого механизма пока нет, и это проблема, которую нужно решать нашим законодателям.

Но даже в такой ситуации падения объемов производства у предприятий ОПК нет. Благодаря увеличению заказов со II квартала с.г., за 9 мес. в госбюджет перечислено на 195 млн грн. больше, чем за аналогичный период 2008 г. Были определенные сложности с заключением контрактов с зарубежными предприятиями, но сейчас многие работы начаты.

РБК-Украина: Давайте поговорим о проблемах авиационной отрасли. Насколько, на Ваш взгляд, целесообразна корпоратизация ведущих предприятий авиастроения?

В.Н.: В этом году правительством сделан первый шаг по реформированию авиационной отрасли Украины в целом. Надо отметить, что это было сделано впервые за все годы независимости нашей страны. Главное, что я бы отметил, - это финансово-экономическое оздоровление предприятий. Ведь если этого не сделать, то о каких дальнейших действиях, а именно корпоратизации, может идти речь? До прихода правительства Ю.Тимошенко у авиазаводов не было возможности серийного производства из-за отсутствия ресурсной базы, огромных долговых обязательств и изношенности основных производственных фондов. Премьер-министр лично провела около десяти совещаний по авиационной тематике, в результате Кабмин помог авиастроителям, выделив необходимые средства. Так, было выделено 260 млн грн. на закупку комплектующих с целью возобновления серийного производства самолетов и создания высокоэффективной базы по обслуживанию и ремонту. А также порядка 100 млн грн. - на модернизацию производства. Приняты решения относительно погашения задолженности по зарплате на предприятиях отрасли. Мы нашли механизм, погашения кредиторской задолженности предприятий - через выпуск облигаций. Они выпущены и проданы банкам-кредиторам. Таким образом, заводы рассчитались с банками, и платежи по ранее взятым обязательствам отсрочены на пять лет. Процесс размещения облигаций сейчас завершается. Правительство же берет на себя уплату процентов по этим облигациям.

Мы также решаем вопросы реорганизации предприятий. Первым шагом в этом стало присоединение киевского «Авианта» к АНТК им. Антонова. И сейчас АНТК выделило около 80 млн грн. «Авианту» для поддержки выполняемых им программ. Теперь, когда предприятия сбросили с себя этот огромный груз долгов, а это около 1,2 млрд грн. по Харьковскому авиазаводу и около 600 млн грн. по «Авианту», - к ним естественно возник интерес со стороны партнеров, инвесторов.

В нынешних условиях, когда повышаются требования к уровню техники, надежности самолетов, нужна кооперация и взаимодействие со многими компаниями в мире. У нас такая кооперация традиционно развита с предприятиями Российской Федерации. Безусловно, во всех странах есть классический алгоритм, позволяющий выйти на создание структур, эффективно работающих в рыночных условиях, которые будут себя государственно-частного партнерства. Это означает и возможность получения кредитных ресурсов. Госпредприятия в этом смысле несколько ограничены и менее динамичны. К примеру, те же Россия и Китай в авиастроении имеют государственные акционерные компании. Во всем мире самолетостроительные заводы - это акционерные компании.

Поэтому я считаю, что корпоратизацию в любом случае нужно проводить, что позволит нам произвести оценку данного бизнеса, и показать себя другим участникам этого рынка на достойном уровне. Думаю, что вторым этапом должно быть создание государственной акционерной компании в самолетостроении со 100%-ным участием государства на начальном этапе. А далее - выбор эффективного партнера. В том числе, путем участия в акционерном капитале.

РБК-Украина: Когда можно будет приступить к корпоратизации украинских авиапредприятий?

В.Н.: С моей точки зрения, корпоратизацию можно провести в следующем году.

Беседовал Игорь Воронцов