ua en ru

В ЕС считают, что Украине не нужен ГТК с Россией и Германией

Автор: RBC.UA
Украина вполне самодостаточная транзитная страна и может успешно продолжать транспортировать газ в Европу без привлечения дополнительных партнеров. Об этом заявил в интервью "Немецкой волне" советник комиссара ЕС по вопросам энергетики Юрис Озолинц, комментируя возможность создания газотранспортного консорциума (ГТК) при участии Украины, России и Германии. По мнению эксперта, украинская газотранспортная система (ГТС ) имеет мощный технический потенциал, поэтому самостоятельная эксплуатация собственных газовых сетей может принести Украине незаурядные экономические выгоды.

Украина вполне самодостаточная транзитная страна и может успешно продолжать транспортировать газ в Европу без привлечения дополнительных партнеров. Об этом заявил в интервью "Немецкой волне" советник комиссара ЕС по вопросам энергетики Юрис Озолинц, комментируя возможность создания газотранспортного консорциума (ГТК) при участии Украины, России и Германии. По мнению эксперта, украинская газотранспортная система (ГТС ) имеет мощный технический потенциал, поэтому самостоятельная эксплуатация собственных газовых сетей может принести Украине незаурядные экономические выгоды. "Если бы состояние транспортной системы Украины было в таком плохом состоянии, что она сама не была бы способна привлекать финансы для ее поддержки, тогда могли бы быть разговоры, что кто-то должен принимать участие в консорциуме. Но я таких сигналов не слышал. Все говорят, что украинская газотранспортная система в полном порядке", - сказал Ю.Озолинц. Советник комиссара ЕС по вопросам энергетики предостерег, что создание трехстороннего газотранспортного консорциума может сделать этот бизнес непрозрачным и от этого пострадает конечный европейский потребитель. Отметим, что вчера, 28 февраля, на общей пресс-конференции по итогам переговоров премьер-министра Украины Виктора Януковича в Берлине Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель подтвердила "заинтересованность в установлении отношений с Украиной в рамках энергетических вопросов". Она отметила, что Германия определится относительно своего участия в международном ГТК после переговоров министра экономики и энергетики Германии Михаэля Глосса и министра топлива и энергетики Украины Юрия Бойко, запланированные на май с.г. в Киеве. "В ходе переговоров выяснятся дополнительные обстоятельства. Это отвечает нашей заинтересованности", - сказала А.Меркель. Вместе с тем Канцлер отметила, что правительство Германии не может на политическом уровне влиять на выбор субъектов хозяйствования своей страны. "Правительство не заставит предприятия использовать эти линии. Но есть политическая заинтересованность вместе с Украиной установить надежные отношения", - отметила А.Меркель. В свою очередь В.Янукович подчеркнул, что создание эффективной системы энергетической безопасности возможно лишь при участии трех сторон: импортеров, транзитеров и потребителей. Среди импортеров он назвал Россию и страны Каспийского бассейна, потребителей - Европейский Союз, транзитеров - Украину, подчеркнув, что в прошлом году Украина транспортировала 113 млрд куб. м газа. Между тем, немецкая пресса сомневается в прогнозируемости энергетической политики украинского премьера. Так, влиятельная газета "Франкфуртер Альгемайне" в день визита В.Януковича в Берлин высказала мнение, что "немецким партнерам по переговорам с Януковичем будет нелегко правильно оценить его предложения" относительно газового консорциума, потому что здесь его позиция "не совсем очевидна", передает радио "Свобода". Отметим, что по мнению экспертов, создание ГТК является очень актуальным для Германии. Однако, как заявил ранее в интервью "Би-Би-Си" эксперт Фонда науки и политики Райнер Линднер (Фонд является советником немецкого Бундестага и федерального правительства), "здесь речь идет о необходимости отказа от принятия решений ад-хок (решение, имеющее особое назначение, - ред.), вместо этого заключение конкретных соглашений в отрасли энергетики". Напомним, что 13 ноября 2006 г. министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко заявил, что законодательная база для деятельности ОАО "Международный газотранспортный консорциум" создана. Если Верховная Рада поддержит данный законопроект, Украина формально сможет создавать ГТК. Поначалу он будет заниматься строительством участка Богородчаны — Ужгород, который даст возможность увеличить объемы поставок газа из России в Европу приблизительно до 20 млрд куб. г. После этого планируется присоединение третьего партнера – Германии. Ранее эксперты отмечали, что при трехстороннем формате, который предусмотрен договором от 2004 г. , Украина может оказаться в абсолютно невыгодной ситуации. И Россия как поставщик, и Германия в качестве потребителя и продавца имеют общий интерес - как сэкономить на транзитном тарифе, считает вице-президент Фонда "Стратегия-1" Михаил Гончар. "Особенно, если учесть, что российскому "Газпрому" принадлежит пакет акций в АО "Рургаз", - подчеркнул он. Во избежание их объединения против Украины, нужно приобщить к ГТК еще одного участника, считает М.Гончар. Он также отметил, что сейчас Германия рассматривает свою роль участника ГТК как инвестора, который вкладывает средства в модернизацию украинской ГТС, получая в обмен на это доступ к ее управлению. Россия же, по мнению М.Гончара, понимает консорциум как установление своего контроля над транзитом газа через Украину.