ua en ru

В.Баранов: “Не позднее, чем через полгода, мы вернемся к существенным изменениям в Налоговый кодекс”

Автор: RBC.UA
2011 год - первый за почти 20 лет независимости Украины, который она начинает жить с Налоговым кодексом. Насколько совершенными являются этот документ и написанный на его основе госбюджет-2011, оправдано ли существенное повышение финансирования силовых структур в текущем году, насколько развит лоббизм в бюджетном комитете парламента по признакам землячества, рассказал и интервью РБК-Украина глава бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Баранов.

РБК-Украина: Чем госбюджет-2011 кардинально отличается от других государственных смет, которые мы имели за годы независимости?
Валерий Баранов: Самой большой бедой, которая сопутствовала всем правительствам, была именно нереалистичность бюджетов, которые они принимали. А это - ничто иное, как попытка обмануть и общество, и себя своими возможностями. Это разрушило экономику и привело к колоссальным долгам нашего государства. Их, кстати, уже накопилось более 400 млрд грн. Уже в этом году правительство должно вернуть из этой суммы 78 млрд грн. Представляете, если бы эти средства пошли на решение каких-либо социальных проблем, на то же развитие ЖКХ, на которое в этом году пойдет всего 4 млрд? И хорошо, что МВФ взял Украину под жесткий контроль! Потому что опять правительство приняло бы нереальный бюджет, раздуло несуществующую доходную базу, увеличило бы дефицит.
Что мы имеем сейчас? Даже несмотря на этот реальный бюджет, недофинансирование социальных программ составляет около 20 млрд грн. Это приводит к проблемам на местах, где люди, не получив средств, идут с претензиями не под Кабмин, а к городским головам. И чтобы помочь, мэр берет из своей второй корзины деньги, которые должны пойти на ту же коммуналку, и дает их на социальные программы. Это нарушение закона, но мэр не может ничего сделать. И государство этим активно пользуется.
Поэтому нужно было сказать: «Стоп!», - и менять систему, ведь у нас нет отдельных недостатков. У нас все делается неправильно. Мы перешли из одной эпохи с административно-командной системой в новый монастырь с рыночной экономикой - и хотим что-то построить. Это абсурд!
В этом плане госбюджет-2011 существенно отличается от предыдущих именно своей реалистичностью. Он приземлен к вызовам настоящего и не популистский.
РБК-Украина: В этом документе нет таких пунктов, как дети войны или компенсация вкладов в Сбербанке СССР. В то же время, в нем вдвое увеличен перечень семей, получающих субсидии за пользование коммунальными услугами. Каким образом формировалась социальная составляющая этого бюджета?
В.Б.: Льгот, слава Богу, никаких не возникло. Но ни правительство, и вообще никто не ответит на вопрос, сколько в стране льготников, и сколько нужно средств, чтобы всем все заплатить по тем законам, которые существуют с 1991 г. Нет системы учета. Поэтому и в прошлом году на тех же детей войны не выделялись средства. А то, что Юлия Тимошенко выплачивала по 1 тыс. грн (компенсация за вклады в Сбербанке СССР - РБК-Украина), то это был чистый популизм для поднятия собственного рейтинга. Не может страна взять на себя обязательства разрушенного Советского Союза!
В льготах мы тоже дошли до полного абсурда: каждый четвертый - льготник. Мы же не обещаем жене новую машину, если у нас на это нет денег, то почему это должно делать государство? Тех же милиционеров отпускать на пенсию в 45 лет... Такие социальные программы не может себе позволить ни одна страна мира, кроме, быть может, Норвегии или Объединенных Арабских Эмиратов.
А закон о детях войны, по моему мнению, - это огромная ошибка. Да, я говорю непопулярные вещи, но, по логике, давайте сделаем детей Чернобыля или внуков войны льготниками. В Бердянске, когда я зашел в госпиталь ветеранов и увидел пациентов - здоровых мужчин 45-50 лет, то сразу спросил себя: «Что это такое?». А оказалось, что половина всех пациентов - это чьи-то кумы и сватья. Тогда я приказал перевести госпиталь в другое место, где сделали ремонт, а пациентами были уже настоящие участники боевых действий. На этом мы сэкономили 300 тыс. грн, что для города является большой суммой. А если бы это сделать в масштабах всей страны...
Понятно, что государство должно взять на себя обязанность опеки над настоящими льготниками, которые действительно в ней нуждаются. В первую очередь, это инвалиды. А все остальные трудоспособные должны работать и зарабатывать деньги, а не ходить по ЖЭП и собирать справки о льготах.
Я также абсолютный противник статьи бюджета, которая касается коммунальных субсидий. Ведь половина средств оседает в конторе, которая собирает все эти справки. Лучше дайте человеку дополнительные 100 или 200 грн к пенсии или зарплате, и пусть он решает, что с ними делать. Боитесь, что пропьет? Тогда дайте социальную карточку, которой он может расплатиться лишь в ЖЭП или водоканале.
РБК-Украина: В госбюджете-2011 значительно увеличено финансирование силовых структур, в частности - прокуратуры и МВД. Многие в этом, особенно на фоне задержаний представителей оппозиции, уматривают переход к полицейскому государству.
В.Б.: Мне очень не понравился этот пункт, и мы на это обращали внимание на заседании комитета. Но есть такие понятия как большинство и партийная дисциплина, от которых никуда не денешься. Проголосовали.
Официальной версией было то, что таким образом пытаются лишить бизнес влияния на силовые структуры, который материально поддерживал их. Конечно, это недопустимо, когда городскому управлению милиции выделялись 200 литров бензина в месяц. Это крохи, во всем остальном они побирались у коммерческих структур.
Но услышьте цифру - на содержание милиции тратится больше, чем на развитие городов всего государства! И это волнует, зная, что система, мягко говоря, неэффективна. На самом деле - там полный беспорядок. И как говорят «клеветнические» голоса, милиция торгует наркотиками. Другие силовики тоже не безгрешны.
Впрочем, если бы объяснили, на что эти средства пойдут: будет ли это какая-то техническая оптимизация, или перевооружение? А так, откуда взялись плюс 23% на милицию и плюс 80% на прокуратуру?
РБК-Украина: Как согласуется госбюджет-2011 с нормами Налогового кодекса в контексте предоставления существенных льгот некоторым отраслям хозяйства, таким как судостроение или самолетостроения? Не приведет ли это к возникновению внутренних оффшоров?
В.Б.: Я уже говорил, что являюсь противником любого рода льгот. Сегодня мы даем их судостроителям, завтра приходят самолетостроители, а послезавтра - какие-нибудь станкостроители и спрашивают: «А мы что, не такие? Дайте и нам».
По моему мнению, льготы развращают. Поэтому вместо них нужно выбрать государственные приоритеты. Смиримся с тем, что мы не догоним мир по компьютерам, автомобилям, IТ-технологиям. Вместо этого необходимо выбрать национальные приоритеты, пусть те же самолето- или судостроение, но не в контексте льгот, а национальных программ. Конкретно же давать льготы отдельным предприятиям - это пахнет коррупцией и лоббированием чьих-то интересов.
Кстати, уверен, что не позднее, чем через полгода, мы вернемся к существенным изменениям в Налоговый кодекс.
РБК-Украина: Что для Вас является такой национальной программой, приоритетом №1?
В.Б.: Безусловно - агропромышленный комплекс. Это единственное, что может сделать Украину значимой державой в Европе. Все знают о мировом продовольственном кризисе и огромном спросе на экологически чистые продукты. А также о плодородных черноземах, которые могут сделать нас житницей той же Европы. А у нас сельское хозяйство не находится даже в национальных приоритетах.
РБК-Украина: Каковы перспективы НДС - нужен ли этот налог вообще, или лучше перейти к налогу с оборота?
В.Б.: Конечно, для бизнеса гораздо приятнее платить налог с оборота, так как при НДС нужно ходить и давать взятки, чтобы вам его еще и вернули. При этом нет гарантии, что это сделают. Но мы понимаем, что НДС составляет весомую часть бюджета и в ближайшее время от него никто не откажется.
РБК-Украина: 50% от налога на доходы физических лиц в Киеве перечисляться в госбюджет. Как это отразится на киевлянах и какой смысл в таком решении?
В.Б.: Это было правительственное решение. Наш комитет выступал против него, ведь не 50%, а 100% должны оставаться на месте. Кабмин всячески убеждал, что страшного в этом ничего нет и они будут рассматривать отдельные проекты Киевсовета в течение года и финансировать их. По моему мнению, это неправильно и является ничем иным, как желанием и попыткой правительства руководить Киевсоветом.
РБК-Украина: Ваш коллега по бюджетному комитету Олег Ляшко упрекает Вас в том, что Вы заложили в госбюджет 42 млн грн на родной Бердянск. Другим городам досталось гораздо меньше.
В.Б.: Надо отталкиваться от того, что Бердянск - курорт государственного значения и за все годы независимости на него почти ничего не выделялось. Ежегодно в нем отдыхает около 300 тыс. человек. А бывает и 500 тыс. туристов. Учитывая это, я убедил министра финансов выделить эти средства на город. Будьте уверены, они пойдут по назначению. Особенно это касается аварийной насосной станции: если ее не сделать, может возникнуть экологическая катастрофа. А также на берегоукрепление, которое в 1997 г. разрушил шторм. Я неоднократно просил помощи у предыдущего правительства, но так ее и не получил.
РБК-Украина: В целом, принцип землячества часто срабатывает при формировании госбюджета?
В.Б.: Конечно. Вот, например, Александр Пеклушенко и другие депутаты для родного Запорожья направили 500 млн грн - на их проблемный мост. До этого были выделены 200 млн грн, которых, разумеется, недостаточно.
Многие депутаты хотят помочь своим городам, и таких просьб накопилось на 184 млрд грн. А был лишь 1 млрд грн. Поэтому многие обижены, однако каждому не угодишь.
РБК-Украина: Довольны ли Вы административной реформой в нынешнем ее виде?
В.Б.: Я очень обрадовался, когда мы в конце прошлого года перешли к административной реформе, но когда увидел эту админреформу на практике, то очень удивился. Во-первых, я о ней, как собственно и все остальные, не имел никакой информации. И, во-вторых, если называть реформой произошедшее до Нового года, то это не реформа. Это частичное сокращение аппарата управления без ликвидации функций. То есть были 100 управленцев и были у них 100 функций. После реформы сократили 50 работников, и теперь 50 управленцев выполняют 100 функций. Как следствие - увеличение очередей и зарплат этих управленцев.
Нам нужно в первую очередь ликвидировать ненужные органы с ненужными функциями - те же областные и районные администрации. Потому что в некоторых городах есть городской совет, районный совет и районная администрация, которые только тем и занимаются, что дерутся между собой.
В этом плане Виктор Ющенко совершил страшное - он нарушил систему подготовки кадров и уволил большинство профессионалов. При этом гордился, что лишился 18 тыс. управленцев. Меня удивило то, что придя к власти, Партия регионов повторила ту же ошибку В.Ющенко. И квалифицированный профессионал, который когда-то «неправильно» проголосовал и теперь сидит на скамейке с собачкой в парке, отдыхает. А мог принести пользу государств.
Мы должны ликвидировать жесткую централизацию власти и финансов. Если на период реформ она оправдывает себя как временная мера, то в дальнейшем ведет к одному - коррупции. Не нужно ехать в Киев и убеждать кого-то выделить 2 млн грн на замену канализационной трубы в каком районе. Эти средства должны быть в этом районе и он сам должен решать, сколько средств, и на какую трубу тратить. А ваша задача в Украине - заниматься государственными делами, стратегией развития государства, определять приоритеты.
Административная реформа - это, в первую очередь, ликвидация ненужных институтов управления. Простой пример. Существовало Министерство регионального развития, которое не выполняло функции по реализации задач местного самоуправления. Я спрашиваю у Ассоциации мэров городов: «Какие проблемы вам помогло решить Министерство регионального развития?». Ответ: «Никаких». Это была ненужная структура.
Было у нас Министерство по вопросам ЖКХ. Соглашусь, что оно нужно, но только на период проведения реформы. Закон о проведении реформы мы приняли, однако он же не финансируется!
РБК-Украина: Не повторит Виктор Янукович своих предшественников, которые сокращали одного чиновника, взамен приводили на его месте минимум двоих?
В.Б.: Здесь Президент все инициирует сам, и отвечать ему самому. Пугает другое - почему Президент и его команда, осуществляя какие-то реформы, не делают этого публично? Никто не выйдет на публику и не скажет открыто о проблеме, что, мол, так жить нельзя и в ваших же интересах мы хотим сделать конкретные шаги. Затем назначить ответственного за это, собрать круглый стол с участием экспертов, провести «мозговую атаку», а затем вынести на суд общества. А получается, что у нас все засекречено, и только у Шустера политики соревнуются, кто дальше плюнет. Кстати, надо прекратить позорную практику обсуждения серьезных реформ на ток-шоу.
РБК-Украина: Как вы относитесь к тому, когда один депутат голосует за нескольких своих коллег, или как говорят в народе - «кнопкодавству»?
В.Б.: Мы давно хотели сделать систему, чтобы по отпечаткам пальцев идентифицировать депутата, но она так и не заработала. Потому что опять же, есть интересы большинства, поскольку это невыгодно.
Большинство должна быть не постоянным, а ситуативным. То есть, в идеале выходит депутат с какой-то инициативой, что-то предлагает, а ситуативное большинство за нее голосует. Это оптимально. А так как сейчас - можно голосовать за что угодно. Будет у нас завтра команда принять закон, чтобы отключить Солнце. Думаете, не проголосуем? Еще как проголосуем!
РБК-Украина: Так нужно ли платить зарплату депутатам, которые не ходят на работу?
В.Б.: Я всегда был противником партийной системы выборов. Именно она и привела к тому, что люди, которых включили в списки по разным причинам, не ходят на работу. Что сказать, если наш комитет осенью ни разу не мог собраться, ведь наши «большие» считают, что они его могут игнорировать! Доходило до того, что мы с министром финансов обзванивали этих больших и упрашивали прийти. К этому привела партийная корпоративная безответственность.
Что же касается зарплаты, то для большинства народных избранников депутатская зарплата по сравнению с их доходами - это копейки. Даже если их лишат зарплаты, то трагедией это для них отнюдь не будет.
РБК-Украина: Говорят, если экономить, то нужно начинать с себя. Но, глядя на то, сколько выделено на то же курортное и лечебное оздоровление народных депутатов, то мало веру в такую экономию.
В.Б.: Почитав законы, я узнал, что, оказывается, могу бесплатно в самолетах перевозить багаж. А также о куче других бессмысленных льгот. Но мне они не нужны. Например, возглавив бюджетный комитет, я отказался от служебного автомобиля и услуг водителя. У меня есть автомобиль и свой водитель, так почему государство должно платить мне за эти услуги?
Вы знаете, я смело откажусь от этих льгот, ведь дважды попав в «Феофании» я проклял все! Вообще не знаю, кто туда ездит. Однажды, когда я сломал пальцы, обратился в «Феофанию», чтобы поменяли гипс. Мне сказали, чтобы приходил на следующий день утром. Спрашиваю, на который час. Отвечают: «Мы не знаем, приходите утром и ждите». Поэтому плюнул и поехал в нормальную больницу, где все сделали в тот же день и профессионально.
В следующий раз я обратился в «Феофанию» после операции, чтобы мне дали больничный. Показываю справки, где четко указано, что в таких-то числах мне сделали операцию и столько-то времени я лечился. Не знаю, может они там не поверили справкам из Израиля, где меня оперировали, но отказались давать этот больничный. С тех пор я ни разу не был в «Феофании» и, надеюсь, туда больше не попаду.
Скоро мы дойдем и до системы здравоохранения, в которой, кстати, лишь 8 коп. из гривны идет на лечение, все остальное - на содержание контор. Я слышал, что глава КГГА Александр Попов хочет ввести в столице практику семейных врачей, что ему эффективно удавалось в Комсомольске. Уверен, что это станет одним из путей к повышению качества медицинского обслуживания.

Беседовал Константин Ткаченко, специально для РБК-Украина