ua en ru

У.Тейлор: "Украина является лидером на постсоветском пространстве по уровню свободы и демократии".

Автор: RBC.UA
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом США в Украине Уильямом Тейлором.

Посол американской сверхдержавы уже в первый год своего пребывания в Украине вошел в рейтинги самых влиятельных людей нашей страны. К его мнению прислушиваются политики всех уровней как от власти, так и от оппозиции. Уильям Тейлор рассказал РБК-Украина о своем видении международного будущего Украины и демократических процессов которые в ней происходят. РБК-Украина: Проблемы урожая из-за засухи в этом году привели к ограничению экспорта зерна за рубеж. Власти страны уже заявили о том, что ситуация возмутила западных партнеров и, возможно, поставила под угрозу вступление Украины в ВТО. Действительно ли есть такая угроза и не подорвал ли этот случай имидж Украины как надежного партнера? Уильям Тейлор: Ответ на этот вопрос будет состоять из двух частей. Что касается подрыва имиджа Украины – ответ, очевидно, да. Когда украинским фермерам не позволяют продавать зерно на мировых рынках и правительство накладывает запрет на экспорт, это заставляет международных партнеров задуматься, насколько надежными являются украинские поставщики. Это посылает на международные рынки сигнал о том, что украинское правительство, по крайней мере, в некоторых случаях, будет вмешиваться и пытаться регулировать рыночный процесс. В сложившейся ситуации потенциальные закупщики украинского зерна уже начинают колебаться при принятии решений о сотрудничестве и, скорее всего, будут колебаться в будущем. Теперь что касается влияния этой ситуации на вступления в ВТО. Невозможно однозначно сказать о таком влиянии. То есть нет непосредственной зависимости между сложившейся ситуацией и шансами Украины вступить в эту организацию. Это, конечно, может усложнить процесс обсуждения вопросов, связанных со вступлением Украины, в Женеве. Однако, наложение ограничений на экспорт намного меньше беспокоит членов ВТО, чем, например, субсидирование внутренних производителей. ВТО, прежде всего, заинтересована в следовании ее членами общим правилам, согласно которым украинские производители конкурировали бы на равных, скажем, с австралийскими. Ограничение на экспорт украинского зерна не помогает украинским производителям, наоборот, оно, скорее, наказывает их. Поэтому ВТО это не сильно волнует. РБК-Украина: Вы говорите о негативном влиянии вмешательства правительства в рыночные процессы. А каким вы видите выход из сложившейся в связи с засухой ситуации на рынке зерна? У.Т.: На этот вопрос надо отвечать осторожно. Я не могу в качестве иностранного представителя вмешиваться в процесс принятия внутренних решений в Украине и давать советы о том, какими методами стоит регулировать эту проблему. Я просто могу привести примеры. Другие крупные производители зерна, такие как Австралия, Канада, США, в своей истории также вынуждены были справляться с последствиями засух. В процессе борьбы с такими последствиями эти страны старались использовать исключительно рыночные механизмы, а не полагаться на административное вмешательство. Собственно, для таких случаев и существуют у государств зерновые резервы. В прошлом году в украинском госрезерве было не много зерна, однако запасы этого года достаточны . РБК-Украина: На сегодняшний день Украина приняла все необходимые законы и в основном выполнила все условия для вступления в ВТО. Как Вы оцениваете сегодняшнюю готовность Украины присоединиться к этой организации? У.Т.: Я думаю, что Украина очень близка к достижению цели. Осталось еще одно двусторонне соглашение, которое должно быть подписано с Кыргизстаном, и, насколько мне известно, Министерство экономики Украины очень упорно работает над тем, чтобы заключить его. Так как необходимые законодательные акты уже приняты, после разрешения "киргизской проблемы" может состояться дальнейшее многостороннее обсуждение этого вопроса в Женеве в рамках рабочей группы, которая выносит рекоммендацию на рассмотрение Совета ВТО. Заседания Совета ВТО пройдут в октябре и в декабре. Если к этому времени обсуждение вопроса вступления Украины в Женеве уже завершится, то заявка вашей страны относительно членства может быть рассмотрена на одном из этих заседаний. РБК-Украина: Однако в связи с досрочными парламентскими выборами, намеченными на сентябрь, возникает вопрос: сможет ли Украина уделить достаточно внимания вопросу вступления в ВТО. Задекларированные руководством Украины сроки принятия необходимых законов (февраль 2007 г.) были сорваны. Практически уже упущен один год. По Вашей оценке, что Украина потеряла за этот период? У.Т.: Я согласен с тем, что в этом году были потеряны некоторые возможности. Вступление Украины в ВТО еще может произойти в этом году, но могло быть и раньше. Один из членов Кабинета Министров США - министр торговли Карлос Гутьеррес - планировал посетить Украину в апреле текущего года. Но его планы совпали с разразившимся политическим кризисом, и он решил, что будет лучше отложить этот визит до лучших времен. А такой визит был бы хорошим сигналом для американских инвесторов, так как Украина является привлекательным местом для капиталовложений. Кроме этого, были запланированы и другие визиты, как иностранных представителей в Украину, так и украинских - в США и Европу. Много из них также не состоялись из-за политического напряжения. Вскоре начнется подготовка к парламентским выборам, а когда они пройдут - будет формироваться правительство. Все это будет отнимать время, внимание и энергию высокопоставленных государственных деятелей. Поэтому нам бы хотелось, чтобы политическая стабильность восстановилась как можно быстрее, и чтобы Украина снова возвратилась к серьезным делам. РБК-Украина: Российская Федерация неоднократно делала заявления о том, что Украина и РФ должны быть синхронно интегрированы в ВТО. Как отметил Ваш коллега, посол РФ в Украине Виктор Черномырдин, Украина и Россия не могут поставить под удар своего отечественного производителя, который по некоторым видам продукции не готов конкурировать на западных рынках. Каково Ваше мнение относительно синхронного вступления в ВТО Украины и России? У.Т.: Я не вижу необходимости синхронизации вступления. Процесс присоединения к ВТО сложный, и на него влияют многие факторы. Я считаю, что Украине необходимо следовать своему графику вступления в ВТО. Ей надо сделать это как можно быстрее. Я надеюсь, что это произойдет в этом году. У России – свой путь вступления в эту организацию. И я не думаю, что Украина должна координировать с ней этот процесс. Каждое государство должно идти своим независимым путем. РБК-Украина: На Ваш взгляд, как в целом политическая нестабильность на сегодня влияет на процессы интеграции Украины в международные организации? Соответствует ли действительности то, что все интеграционные процессы Украины "заморожены"? У.Т.: Украина начала несколько процессов интеграции в международные и европейские структуры. Они очень непростые, требуют определенных усилий, времени и работы, зачастую, требуют принятия необходимых законодательных актов. А Верховная Рада вместо этого оказалась полностью вовлеченной в политическое противостояние. В связи с этим и принятие необходимого для вступления в ВТО, законодательства на некоторое время откладывалось. Но все же процесс не остановился и последние необходимые законы по ВТО были прийняты даже в период политического кризиса. Следующий, очень важный для Украины шаг после вступления в ВТО, - это достижение договоренностей о свободной торговле с Европейским Союзом. Только уже будучи членом ВТО, Украина сможет вступить в официальные переговоры с ЕС и заключить с ним соответствующее соглашение. Впрочем, неформальное обсуждение будущего соглашения о свободной торговле уже началось, несмотря на сложную политическую обстановку. В дальнесрочной перспективе, и об этом мне говорили и Президент, и премьер-министр, Украина заинтересована в членстве в ЕС. Однако для того, чтобы отвечать критериям вступления в Евросоюз, необходимо провести экономическую, судебную и демократическую реформу, реформу в сфере безопасности. Тут есть над чем поработать и Верховной Раде, и Кабинету Министров, и Президенту, и отдельным министерствам, чтобы сосредоточить свое внимание и энергию на этих реформах. Но для этого всего необходима политическая стабильность, необходимо стабильное правительство. РБК-Украина: В случае продолжения политического кризиса есть угроза затягивания процесса интеграции Украины в ВТО? У.Т.: Это не обязательно так. Вступление в ВТО зависит, в первую очередь, от торгового законодательства и торгового режима. Рабочая группа и Совет ВТО прежде всего будут определять то, насколько украинское законодательство соответствует нормам Организации. Политическая ситуация, конечно, является фоном для этого решении, но не является определяющим фактором. Определяющим являются экономические, законодательные моменты и факторы реальной торговой практики. Это не политическое решение. Но если говорить о репутации Украины как твердой сторонницы демократических ценностей и верховенства права– то да, эта репутация пострадала. Европейские и другие страны мира, которые следят за демократическими процессами в Украине, в последние месяцы действительно имели основания для беспокойства. РБК-Украина: В своей недавней рабочей поездке в Донецк Вы сказали, что Украина продемонстрировала преданность демократии. В чем на Ваш взгляд эта преданность выражается? У.Т.: Это выражается, прежде всего, в том, что политические лидеры Украины уважают то, что народ не желает конфронтации. И, во всяком случае, точно не желает насильственного решения политического конфликта. У народа Украины есть заслуженная репутация следования демократическому политическому процессу, и политические лидеры удержались от проявления насилия. Лидеры пришли в конце концов к политически приемлемому для них решению, и это решение, кажется, поддерживает украинский народ. И украинский народ, согласно достигнутой договоренности, снова сможет проголосовать в конце сентября, выразить свое мнение по поводу того, как справляются со своей работой лидеры политических сил. Поэтому, с моей точки зрения, признаки того, что преданность демократии сохраняется, это, во-первых, то, что найденное лидерами решение является мирным. Во-вторых, это решение является конституционным. Были найдены такие положения в Конституции, которые позволяют обеим сторонам согласиться с тем, что для этих выборов есть основания. В частности, существует положение, в котором сказано, что работа парламента требует наличия в нем двух третей для кворума. И в третьих, это решение должно найти свое окончательное подтверждение во время голосования 30 сентября. РБК-Украина: Судя по Вашим словам, международное сообщество не сомневается в том, что 30 сентября все-таки состоятся выборы. Однако сложившаяся на сегодня ситуации вызывает опасения, что договоренности могут сорваться, в частности, из-за саботирования их со стороны спикера парламента. Что Вы думаете по этому поводу? У.Т.: Я полагаю, что выборы 30 сентября состоятся. На мой взгляд, соглашение, так как оно заключено между тремя лидерами, в конечном итоге логично ведет к выборам. Премьер-министр и Верховная Рада сделали то, что обещали, приняв соответствующее законодательство, открывающее дорогу к досрочным выборам. Оппозиция выполнила свою часть работы, а именно лишила Раду необходимого кворума в две трети. Еще остаются некоторые проблемы, связанные с организацией работы Центризбиркома. Но я уверен, что у лидеров государства есть политическая воля, направленная на поиск законного и конституционного пути к реализации соглашения, которое было достигнуто 27 мая. Я рад тому, что Президент и премьер-министр продолжают встречаться, а работая вместе, они смогут добиться того, чтобы соглашение было выполнено. РБК-Украина: Как Вы считаете, будут ли эти выборы не менее демократическими, чем предыдущие? Некоторые политологи высказывали мнение, что предстоящие досрочные парламентские выборы являются четвертым туром президентских выборов. Разделяете ли Вы эту точку зрения? У.Т.: Я очень надеюсь на то, что парламентские выборы в конце сентября станут третьими подряд демократическими выборами в Украине, после третьего тура президентских выборов 2004 года и мартовских парламентских выборов прошлого года. Международное сообщество, да и сами украинцы будут очень внимательно следить за ними. Украина знает, как провести свободные и честные выборы. И если к выборам будут допущена пресса, а также украинские и международные наблюдатели, то я уверен в том, что выборы пройдут демократично. Относительно того, является ли это продолжением президентских выборов 2004 года в том смысле, что опять те же две части страны голосуют противоположно друг другу, я думаю, что картина будет поинтересней. Я считаю, что украинцы люди прагматичные, и есть, конечно, крайности в политическом спектре, но доминирующий центр хотел бы видеть, как страна продвигается вперед. Прагматики, живущие на западе, и прагматики, живущие на востоке, могут прийти к согласию по поводу направления развития страны. Даже если симпатии этих избирателей разделены между разными партиями, эти партии, будучи ответственными, могут прийти к соглашению по поводу направления движения Украины. Движения в Европу. Я верю в то, что основные ответственные политические партии в Украине в целом придерживаются похожих взглядов по поводу политики Украины и ее политического курса как в международном аспекте, так и во внутренней жизни. Эта эволюция, прошедшая со времени 2004 года, я думаю, проявится, в том числе и в ходе предстоящих выборов. РБК-Украина: На одном из последних симпозиумов с Вашим участием Вы обратили внимание на необходимость проведения "ремонтных работ" в "поврежденных институтах власти". Каким путем, на Ваш взгляд, можно провести этот "ремонт"? У.Т.: Я думаю, что основной частью этих ремонтных работ должны стать усилия по изменению и корректировке Конституции. В последние несколько месяцев политики извлекли немало хороших уроков относительно того, как сделать Конституцию Украины более сильной, помочь ей работать лучше. Кроме того, я думаю, я выражу общее мнение, если скажу, что судебная ветвь власти в Украине нуждается в немедленном реформировании. Насколько мне известно, зарегистрированы два очень хороших законопроекта по реформе судебной системы, которые имеют поддержку в Верховной Раде. Есть общее согласие между политиками на предмет того, что политическое давление на судебные структуры неприемлемо. Также сложилось согласие по поводу того, что практика разных политических сил выбирать, в какой суд обратиться, чтобы добиться нужного для себя политического решения, не приводит к желаемым результатам и не приводит к укреплению уважения к конституционному порядку. Третья структура, где необходимо провести "ремонтные работы"– это Генеральная прокуратура. Налицо необходимость проведения некоторых изменений в организации работы этой структуры, чтобы развеять подозрения в том, что она руководствуется политическими мотивами. Даже Совет национальной безопасности и обороны потерял частично репутацию органа, находящегося выше политических страстей. Верховной Раде необходимо поработать и подумать над тем, что нужно сделать для сохранения кворума. Кроме того, парламенту надо работать над тем, чтобы его большинство и меньшинство могли существовать если не в гармони друг с другом, то, по крайней мере, в условиях, позволяющих эффективно взаимодействовать. И напоследок, говоря о том, какие структуры требуют реформирования, нужно сказать о сфере безопасности в целом. В частности о правоохранительных органах. И тут к счастью есть проект, и была проведена существенная работа, чтобы определить те моменты, которые требуют изменений в сторону улучшения работы правоохранительной сферы. Этот проект реформ рассматривается СНБОУ, и я уверен, что поле для деятельности по его улучшению огромное. РБК-Украина: В своей карьере Вы координировали вопросы оказания помощи новым независимым государствам со стороны Госдепартамента США. На Ваш взгляд человека, который некогда занимался вопросами реконструкции послевоенного Афганистана, опытного политика и дипломата, каким образом можно восстановить единство украинского народа, запада и востока Украины? Как восстановить целостность украинской нации? Америке в свое время это удалось. У.Т.: Вы правы, у нас были очень серьезные, не просто расхождения, а расколы которые в свое время даже привели к гражданской войне. Украина к ее чести избежала гражданской войны. В Афганистане, Ираке и других странах фактором объединения страны является вера в единство своего народа. И если у людей есть общее видение того, какие должны быть политические и программные принципы, определяющие, куда их страна должна двигаться, то это может объединить. Мое общение со многими украинцами подсказывает мне, что у украинцев есть видение того, чем Украина является сейчас, и чем она может стать. Люди в разных регионах страны описывают это видение по-разному, но две темы упоминаются чаще всего. Первую мы уже обсуждали – это традиция мирного разрешения споров. Вторая – это традиция и гордость за умение работать. К этому можно добавить, что у всех есть уверенность в том, что Украина может интегрироваться в Европу. Я думаю, при таком видении и при умелом руководстве эти все моменты вполне могут объединить страну. РБК-Украина: Какие Вы видите перспективы деятельности ГУАМ на постсоветском и европейском пространстве? У.Т.: Последний саммит ГУАМ в Баку продемонстрировал то, что ГУАМ действительно является заслуживающей доверия полноценной международной организацией. Она очень открыта. Были сделаны недвусмысленные заявления о том, что она открыта для других членов, для наблюдателей. Члены этой организации демонстрируют прогресс в правоохранительной сфере, в транспортной сфере, в частности, в транзите энергоресурсов. Это очень важный момент для международного сотрудничества – поставка энергоресурсов из Азербайджана через территорию Грузии и Украины в Европу. То же самое касается и программ в правоохранительной сфере, направленных на отслеживание контрабандного передвижения товаров, оружия, а также нелегальной миграции, торговли людьми. Со всем этим можно бороться, объединив усилия на международном уровне. Поэтому, я думаю, что у ГУАМ хорошие перспективы. РБК-Украина: После распада СССР Вы неоднократно посещали Украину. Как Вы оцениваете, действительно ли Украина стала самым демократическим и независимым государством среди стран распавшегося Союза, о чем говорят многие политики и международные эксперты? У.Т.: Я уверен, что это именно так. Конечно, прибалтийские государства – это отдельная тема. Но из двенадцати бывших республик бывшего Союза именно Украина добилась наибольших успехов в направлении достижения демократии и свободы. У меня вот на стене висит Карта Свободы, это ее последняя версия. (Снимает со стены большую карту, застекленную в рамке, и подносит собеседнику, - прим. ред.). В 2006 году она выглядела так же. На карте зеленым цветом обозначены свободные страны, желтым – частично свободные, синим – несвободные. Украина, кроме прибалтийских стран, единственная "зеленая" страна на территории бывшего Советского Союза. И это не моя оценка, это оценка Freedom House. И это придает мне уверенность, что Украина все-таки является лидером свободы в этом регионе, и что Украина успешно движется к своим демократическим целям. И это влияет на другие страны бывшего СССР – ведь они следят за успехами Украины.. Беседовал Фэнт Ди