ua en ru

Славомир Новак: Для развития экономики Украины необходимо соединять порты Одессы и Николаева с Западной Европой

Славомир Новак: Для развития экономики Украины необходимо соединять порты Одессы и Николаева с Западной Европой Руководитель Укравтодора Славомир Новак уверен, что дороги - кровеносная система экономики страны

Государственное агентство автомобильных дорог Украины готовит стратегический пятилетний план по ремонту и строительству дорог в стране. И.о. председателя Укравтодора Славомир Новак рассказал РБК-Украина, что в первую очередь агентство сосредоточится на создании дорожных коридоров между основными украинскими городами. Однако одним из основных проблемных моментов является финансирование ремонтных и строительных проектов. Ведь в отличие от европейских стран, которым на эти цели выделяют средства из бюджета ЕС, Украина может рассчитывать лишь на собственные силы или иностранные кредиты. О том, как в ближайшей перспективе будет меняться качество украинских дорог, о планах по развитию дорожной инфраструктуры и привлечению финансирования Славомир Новак рассказал в интервью РБК-Украина.

- Когда вы представите стратегию развития Укравтодора, которую вы обещали после назначения на должность главы агентства?

- Это будет не стратегия, а план строительства и ремонта дорог на 2018-2022 годы. Еще в конце прошлого года мы совместно со Всемирным банком определили приоритеты ремонта дорог Украины, которые были разработаны с учетом интенсивности движения на дорогах и текущего их состояния. В нем было детально расписано, какие дороги необходимо отремонтировать. Но это был только первый этап нашей работы.

Следующим шагом будет разработка непосредственно самого плана строительства и ремонта дорог на 2018-2022 годы. В соответствии с украинским законодательством, нам для этого сначала необходимо подготовить концепцию этого плана. Мы уже предложили ее министру инфраструктуры Владимиру Омеляну и ждем его согласования. В этом вопросе нас поддерживает премьер-министра Владимира Гройсмана. Реализация плана начнется в следующем, а не в нынешнем году не случайно. Это связано с тем, что только в 2018 году в Украине начнет функционировать Государственный дорожный фонд. Средства, которые в нем будут аккумулироваться, мы сможем использовать для долгосрочных планов ремонта и строительства дорог. К примеру, если сейчас все неиспользованные средства нам необходимо возвращать в госбюджет в конце года, то средства из дорожного фонда мы сможем оставлять в фонде на следующий год.

- Что именно будет заложено в концепцию?

- На основе отчета Всемирного банка мы предлагаем в концепцию заложить маршрутный принцип ремонта дорог. Мы будем ремонтировать, в первую очередь, коридоры между главными городами Украины.

- Какие именно коридоры будут отремонтированы?

- Мой приоритет личный и, надеюсь, что правительства и министра Владимира Омеляна, - это коридор Одесса - Умань - Львов - Краковец до Западной Европы. Я называю этой проект GО Highway от первых букв названия портов - Гданьска и Одессы. Эта дорога соединит порты Черного моря с портами Балтийского моря. Нам необходимо этот коридор сделать очень быстро, поскольку без соединения портов Черного моря с Западной Европой развивать экономику Украины будет сложно. Мы начинаем разрабатывать этот проект уже в этом году.

- Как именно будет ремонтироваться эта дорога?

- Сначала мы сделаем средний ремонт участка трассы М-12 между Львовом и Уманью. Мы начнем его в этом году и продолжим в следующем. В частности, мы уже провели тендер, где определили победителя, который займется ремонтом участка этой дороги в Хмельницкой области. Кроме того, если получим согласование от ЕБРР, то объявим в этом году тендер на строительство северного объезда Львова. В случае, если нам удастся изменить законодательство о концессиях, поскольку нынешнее мало эффективно, то уже в этом году мы начнем процесс по концессии дороги Львов - Краковец.

- А часть GО Highway в Польше уже готова?

- Да, в Польше есть автобан от границы с Украиной до границы с Германией, а также на север от этого автобана - с Катовице до Гданьска. То есть, на сегодня от границы с Украиной можно свободно проехать автобаном до Гданьска.

- Украинская часть GО Highway претерпит какие-то изменения, к примеру, расширение дороги?

- Часть дороги будет новой - частная компания на условиях концессии построит за свои или привлеченные ею кредитные средства новую дорогу между Львовом и Краковцом. Потом эта компания получит право на эксплуатацию данной дороги в течение определенного срока, и, соответственно, будет взимать за это плату. Между Львовом и Уманью мы проведем средний ремонт. Мы ничего не будем здесь менять, ничего не будем расширять, просто поменяем дорожное полотно, чтобы трасса была в хорошем состоянии до начала масштабной реконструкции этой дороги и расширения ее до четырех полос.

Для того, чтобы провести лучший ремонт этого участка, нам необходимо получить кредит от международных финансовых организаций или гранты Евросоюза. Но для этого нам необходимо провести примерно пятилетнюю подготовительную работу, в частности, переговоры, разработать технико-экономическое обоснование, проектную документацию.

Я уже подписал несколько недель назад соглашение с инженерами, которые начнут разрабатывать ТЭО модернизации этого участка в будущем, в том числе, разработку альтернативных коридоров прохождения этой дороги. Им для этого необходимо минимум полтора года.

- Почему выбран именно такой маршрут для GО Highway?

- Это будет транзитный коридор между портами Черного моря и Западной Европы. Экономика современных стран развивается между портами. К примеру, в Европе самые главные транспортные коридоры - это коридоры от Балтийского до Адриатического моря, от Северного до Адриатического моря, от канала Ла-Манш и Северного моря до Средиземного моря. Поэтому для развития экономики Украины необходимо соединять порты Одессы и Николаева с Западной Европой.

- Кто оплатит пятилетний план ремонта и строительства дорог?

- Всего будет три источника финансирования. В первую очередь, это деньги из госбюджета, в который средства будут поступать в виде налогов и сборов, которые взимаются с автомобилистов. Эти средства мы будем использовать на средний и капитальный ремонт дорог государственного значения. Но с 2019 года мы хотим отказаться от проведения среднего ремонта и перейти только на капитальный ремонт.

Второй источник - это средства международных финансовых организаций (МФО) и, возможно, гранты Евросоюза. И третий - это средства частных инвесторов, которые будут вкладывать деньги в развитие дорог на условиях концессии.

- Сколько средств поступит по этим трем каналам финансирования?

- Наш стратегический подход будет заключаться в следующем. Средства госбюджета будут тратиться только на ремонт. Средства МФО - на новое строительство и реконструкцию, а средства частных инвесторов - исключительно на новое строительство. Если в следующем году заработает Государственный дорожный фонд, то, согласно планам правительства, в него поступит 50% от акцизного сбора от продажи топлива на АЗС. Это составит примерно 26-28 миллиардов гривен. Если часть из них пойдет на погашение долгов, то на ремонт дорог останется около 15-19 миллиардов гривен. Что касается МФО, то мы планируем получить от них минимум миллиард-полтора евро или даже два в виде кредитов в течение пяти лет.

- Сейчас Украина реализует проект ремонта дорог за счет польского кредита. На какие цели планируется потратить эти средства?

- Он будет использован на улучшение инфраструктуры в приграничном регионе с Польшей - 68 миллионов евро на улучшение состояния дорог и 32 миллиона евро - на пограничные пункты пропуска. Соглашение о привлечении кредита было подписано между правительствами Украины и Польши в 2015 году.

- А сколько в Польше тратят средств на ремонт и строительство дорог?

- В Польше существует разделение ответственности за дороги. Из общей сети в 300 тысяч километров дорог правительство и государственное агентство автомобильных дорог отвечает только за 19 тысяч километров. За остальные дороги отвечают местные власти. На пике инвестиций в эти дороги в 2010-2013 года в среднем мы тратили 5 миллиардов евро в год из Государственного дорожного фонда Польши и бюджета Евросоюза. В Украине же за всю существующую сеть в 170 тысяч километров дорог отвечает правительство и Укравтодор. Это - ненормальная ситуация. Я надеюсь, что с 1 января следующего года произойдет децентрализация - Укравтодор будет отвечать за 50 тысяч дорог государственного значения, а остальные дороги станут зоной ответственности облгосадминистраций. Это будет хорошо и для нас, и для дорог. На их содержание местные власти получат 35% средств из Государственного дорожного фонда. Кроме того, области смогут выделять на ремонт дорог дополнительные средства из своих бюджетов.

- Евросоюз готов финансировать ремонт и строительство дорог в Украине из своего бюджета?

- Это политический вопрос. Нам необходимо начать с ними переговоры по этому поводу.

- Где, кроме дороги Львов-Краковец, будут использоваться средства частных инвесторов, привлеченных на условиях концессии?

- Серьезный фактор, который определяет интерес частных инвесторов к строительству дорог, это - интенсивность движения. Как показывает мировой опыт, концессионерам интересны дороги со средним трафиком не менее 18-20 тысяч автомобилей в стуки. Лучше всего под этот критерий подходит проект соединения Львова с границей Польши, то есть проект Львов-Краковец. Кроме того, по моему мнению, может быть интересен частным инвесторам проект строительства нового автобана между Белой Церковью и Киевом. Здесь можно построить новую платную концессионную дорогу, а действующая дорога будет ее бесплатной альтернативой. Также могут быть интересны концессионерам некоторые участки окружной дороги вокруг Киева.

Славомир Новак: Для развития экономики Украины необходимо соединять порты Одессы и Николаева с Западной ЕвропойФото: Славомир Новак уверен, что интерес частных инвесторов к строительству дорог определяется интенсивностью движения (фото РБК-Украина)

- Вопрос необходимости строительства новой окружной дороги вокруг Киева все чаще поднимается на уровне правительства и парламента. Планирует ли Укравтодор заняться воплощением этого проекта в жизнь?

- Это будет очень серьезный проект на перспективу 10-15, возможно, 20 лет. Мы работаем над проектной документацией. Но, я думаю, что необходимо подождать с его реализацией, поскольку средств из госбюджета или других источников на него у нас пока нет. Этот проект очень дорогой. Если будет заинтересованность со стороны частных инвесторов, то мы готовы передать им технико-экономическое обоснование этого проекта.

- Сколько стоит реализация этого проекта?

- После завершения подготовки ТЭО мы сможем точно сказать. Но, по моей информации, проект строительства абсолютно новой окружной дороги вокруг Киева обойдется, как минимум, в 10 миллиардов евро.

- Раз уж речь зашла о частных инвесторах, давайте уточним ситуацию вокруг строительства нового моста через Днепр южнее Кременчуга. Инвестор - китайская компания China Road and Bridge Corporation (CRBC) - готов профинансировать этот проект, но городские власти Кременчуга против. Они мотивируют это более насущной необходимостью ремонта старого моста непосредственно в Кременчуге. На каком этапе сейчас эта ситуация?

- Сразу хотел бы пояснить. Китайская компания CRBC не готова быть инвестором такого проекта, поскольку в таком случае инвестор берет на себя большие риски. В данном случае китайская компания готова построить данный объект и обеспечить под государственные гарантии кредит Укравтодору на его реализацию. Таким образом, почти все риски берет на себя Укравтодор, то есть, сторона, которая берет кредит. Хотя нужно отметить, что условия кредита лучше, чем предлагает на сегодня рынок. Также нужно отметить, что после того, как стало известно о планах CRBC, этот вопрос вызвал дискуссию на заседании комитета Верховной Рады по вопросам транспорта, а в Кременчуге начали собирать подписи против строительства нового моста южнее города.

Я пока точно не могу сказать о заинтересованности китайской стороны в вопросе строительства моста. Мы им предложили строительство этого объекта. Сейчас процесс находится на стадии разработки технико-экономического обоснования. Но после начавшейся дискуссии я им предложу два варианта - строительство или нового моста южнее Кременчуга, или ремонт старого непосредственно в городе. Кроме того, этот вопрос мы будем обсуждать с общественными организациями, мэрией и с депутатами. Если китайская сторона примет решение строить мост южнее Кременчуга, то мы поможем найти средства на ремонт старого моста в Кременчуге.

- Кроме CRBC, вы предлагали каким-либо другим иностранным компаниям финансировать проекты в дорожной отрасли Украины?

- К примеру, на прошлой неделе я встречался с представителями правительства Японии и Японского агентства международного сотрудничества (JICA). Они разрабатывают для нас финансово-экономическое обоснование строительства моста в Николаеве. В мае они нам представят финальный отчет по этому вопросу.

- За счет чего окупятся эти вложения? За счет платного проезда через мосты?

- Нет, эти средства будут в виде кредита государственных банков Китая, или Японии для правительства Украины. По факту, их оплатят граждане Украины в виде налогов в госбюджет.

- На каком этапе реализация проектов по строительству Подольского мостового перехода в Киеве и ремонту моста в Запорожье?

- Мост в Киеве - это забота городских властей Киева, поскольку он находится в коммунальной собственности столицы. Мост в Запорожье, к сожалению, наша проблема, поскольку несколько лет назад правительство взяло на себя обязательство завершить его строительство. На сегодня с запорожским проектом связано множество проблем. В этом году нам необходимо продолжить строительство опор и пролетов. Параллельно нужно разработать новую проектную документацию, поскольку имеющаяся уже устарела.

- Если будут планы и деньги, кто все это сможет отремонтировать и построить? В Украине достаточно дорожных компаний, которые смогут реализовать все инициативы Укравтодора? Готовы ли прийти на украинский рынок иностранные дорожные компании?

- Это очень важный вопрос. Если мы не поменяем подходы к финансированию дорог в Украине, в стране вообще не будет хороших дорожных компаний. Как следствие, не будет конкуренции между ними. В таком случае цены на дорожные работы будут необоснованно высокими. Помимо того, в отрасли будут сохраняться коррупционные принципы работы.

Если мы хотим это поменять, нам необходимо долгосрочное планирование, стабильное финансирование Государственного дорожного фонда и утвержденный план ремонта и строительства дорог. Если будет доверие к стране и надлежащее финансирование, то гарантированно придут хорошие европейские дорожные компании.

- Кто-то из них уже начал работу в Украине?

- Ко мне каждую неделю приезжают их представили и спрашивают, когда можно начать работу. Я говорю им, чтобы они приходили и открывали свои филиалы. К нам уже приезжали представители португальской Mota Engil, испанской Ferrovial, французской Bouygues. Но я не хочу никого лоббировать конкретно.

- В каком состоянии дороги, прилегающие к зоне АТО? Их ремонт предполагает специальный подход, ведь многие из них разрушены военной техникой. Как намерены эти дороги приводить в порядок?

- Если будут деньги, то будет и специальный подход. На этот и на следующий год мы запланировали проведение ремонта многих мостов в этом регионе, поскольку имеем большую проблему с их состоянием. Без мостов нельзя проехать и по хорошим дорогам.

- Вы уже не раз упомянули о начале работы Государственного дорожного фонда. По сути, это будет просто отдельная строка в спецфонде госбюджета. Откуда у вас уверенность в том, что в госбюджете на 2018 году действительно будут предусмотрены средства на этот фонд? Ведь правительство может, к примеру, направить средства не на дороги, а на повышение пенсий…

- У нас есть заверения премьер-министра. Кабмину нужно определиться, на что важнее потратить средства. Мне кажется, что ремонт дорог для Украины по важности занимает первое или второе место. Дороги - это кровеносная система экономики.

- Ранее со стороны правительства звучало множество заявлений и обещаний о выделении миллиардов гривен на ремонт дорог в этом году. Что по факту получил Укравтодор?

- Нам обещают и премьер-министр, и президент 15 миллиардов гривен в случае реструктуризации облигаций Кабмина перед Нацбанком. На данный момент мы ожидаем поступления этих денег. Но помимо этой суммы, мы сегодня уже можем использовать 3,5 миллиарда гривен на ремонт из госбюджета, 2,5 миллиарда гривен за счет кредитов, которые были получены в предыдущие годы от иностранных банков, но так и не были освоены. Кроме того, уже доступны 2 миллиарда гривен за счет пролонгации облигаций Укравтодора перед государственными банками Украины. Таким образом, на сегодня есть 8 миллиардов гривен на ремонт дорог.

Плюс к этому, в рамках таможенного эксперимента (Кабмин разрешил облгосадминистрациям в случае превышения плана таможенных поступлений направлять на дорожные работы 50% сверхплановых таможенных платежей, - ред.) мы ожидаем получить средства на ремонт дорог. Но эти средства используются не нами, а облгосадминистрацими. Мы только согласовываем списки дорог. Пока не известно, сколько будет получено средств в ходе этого эксперимента. Возможно, это будет сумма более 1,5 миллиардов гривен. Также небольшие средства на ремонт будут потрачены в рамках отдельных инвестпроектов из госбюджета, в частности, ремонт того же моста в Запорожье, ремонт дороги Кобеляки - Решетиловка в Полтавской области, а также ремонт дорог во Львовской области. В совокупности мы можем рассчитывать примерно на 10 миллиардов гривен.

- Какие проекты в дорожном хозяйстве будут профинансированы за средства МФО в 2017 году?

- Это завершение проекта ремонта дороги М-05 Киев - Белая Церковь за средства ЕБРР и ЕИБ. Я надеюсь, что до ноября мы завершим этот проект. Кроме того, ожидаем согласования финального результата тендера со Всемирным банком по ремонту участка дороги М-12 в Хмельницкой области. Также мы завершили первый этап тендера по реконструкции и расширению северного объезда Житомира по трассе М-06. Помимо этого, продолжаются работы на трассе М-03 в Полтавской области, где мы готовы в течение ближайших двух месяцев обнародовать новый тендер на завершение реконструкции после того, как в прошлом году разорвали договор с итальянской компанией Todini.

Также ожидаем согласования от МФО для оглашения нового тендера по капитальному ремонту дороги М-01 Киев - Чернигов в Киевской области. В прошлом году этот тендер выиграла азербайджанская компания Aкord, однако его результаты были отменены, поскольку победитель не смог своевременно предоставить банковскую гарантию.

Кроме того, я предложил ЕБРР направить сэкономленные средства на других проектах на строительство северной объездной Львова. Это будет плюс к проекту GО Highway. Я предложил МФО внедрить в Украине европейскую практику - чтобы победитель тендера разрабатывал и проектную документацию, и занимался строительством. То есть, чтобы генподрядчик отвечал не только за работу, но и за проектирование. В таком случае мы не будем получать от генподрядчика претензии о том, что проектная документация подготовлена некачественно. Зачастую именно так и бывает.

Славомир Новак: Для развития экономики Украины необходимо соединять порты Одессы и Николаева с Западной Европой

Фото: Славомир Новак рассказал, какие дороги будут ремонтироваться в этом году за счет средств МФО (фото РБК-Украина)

- Вы упомянули ремонт дороги М-03 в Полтавской области. Одним из ее элементов является строительство обхода Полтавы. Не считаете ли вы более экономически оправданным не строить этот новый обход, а просто отремонтировать часть дороги М-03, которая сейчас и так проходит по окраине Полтавы?

- Абсолютно верно. Я поддерживают такой подход. Это самый правильный подход. Я встречался по этому поводу с председателем Полтавской облгосадминистрации, мэром города, начальником службы автомобильных дорог области. Но для корректировки проекта нам необходимо еще получить согласование Всемирного банка, который предоставляет кредит на строительство первой части объездной дороги и у которого предусмотрено выделение средств на второй участок. Первый участок обхода, который уже строится, важен для транзитных автомобилей с дороги М-03 Киев - Полтава и Н-12 Суммы - Полтава на дороги М-22 и Н-52 в направлении Кременчуга и Днепра. Но строительство второго участка - это расточительство, поскольку это более чем на один миллиард гривен дороже. Также там могут быть большие проблемы с выкупом земли.

- Выкуплена ли уже эта земля для строительства дороги?

- Нет, земля по-прежнему принадлежит людям. Если бы была выкуплена, то мы бы не думали строить или нет. Лучше использовать общественные средства на действительно необходимые дороги, а не на подобное расточительство. В Украине выкуп земли под инвестиционные проекты в дорожной отрасли - одна из самых больших проблем, которая сдерживает строительство дорог. В Украине необходимо поменять законодательство о выкупе земель. Если собственник земли не согласен с оценкой, он должен иметь право обратиться в суд. Но это не должно сдерживать реализацию инвестиционных проектов государственного значения.

- На каком этапе ремонт дороги Одесса-Рени, который начал еще Михаил Саакашвили, будучи главой Одесской облгосадминистрации?

- Одесса - Рени - это важный вопрос. Мы предусмотрели средства на ремонт этой дороги в текущем и следующем годах. За один год невозможно отремонтировать такой участок дороги.

- В прошлом году мост около села Паланка, который находится на этой трассе, закрыли на ремонт с обещанием открыть его в начале лета этого года. В результате, все движение автомобильного транспорта в сторону Южной Бессарабии пошло через альтернативный маршрут. Но мост до сих пор так и не отремонтирован. Во время туристического сезона, альтернативный маршрут, который пролегает около Затоки, не сможет пропустить весь транспорт. Не боитесь ли вы транспортного коллапса летом в Одесской области?

- Есть средства на ремонт дороги возле Паланки. Но есть технические проблемы по строительству этого моста, и мы будем разбирать эти проблемы. Это ответственность властей Одесской области, но у нас вопрос под контролем. Если не успеем открыть этот мост к летнему сезону, то будет обустроена временная дорога на этом участке.

- Не могу не спросить о кадрах. Уже довольно долго в Укравтодоре нет ни одного вашего заместителя. Более того, вы находитесь в статусе исполняющего обязанности. В Кабмине противятся вашим предложениям по кандидатам?

- Самый главный вопрос в Украине. На последнем заседании Кабмин назначил мне заместителя по техническим вопросам Александра Харченко.

- Но во времена президентства Виктора Януковича Александр Харченко уже был заместителем председателя Укравтодора. Кто за ним стоит?

- Я не знаю, кто за ним стоит. Я встречался со многим кандидатами, но нелегко получить хорошего специалиста на такую должность. Я не буду говорить о "кухне" принятия кадровых вопросов. Но относительно Александра Харченко я получил хорошую рекомендацию. Он произвел на меня хорошее впечатление, он специалист. Я не знаю, какие у него политические взгляды. Для меня главное, чтобы он был специалистом и хорошо работал. Если этого не будет, то мы будем вынуждены с ним попрощаться.

- Вы предлагали другие кандидатуры на должности ваших заместителей?

- Есть еще другие предложения на заместителя по международным отношениям, финансам, стратегии и так далее. Но пока я не получил согласование на этих кандидатов со стороны Кабмина, я не хочу называть фамилии.

- Вам сложно пролоббировать свои кадровые предложения?

- Нет, я этого не чувствую, не чувствую таких проблем. Был небольшой вопрос по сотрудничеству с одним заместителем, который здесь работал, но после короткого разговора с Премьер-министром, проблема была решена - он был уволен.

- Мы говорим о Евгении Барахе или Владимире Сущенко?

- О втором. Евгений Барах уволился сам. Если я потерял доверие к человеку, я не буду с ним работать. У меня нет компромиссов с прозрачностью и коррупцией (зимой в СМИ распространили видео, на котором человек, похожий на и.о. обязанности заместителя председателя Укравтодора Владимира Сущенко обсуждал коррупционные схемы в Укравтодоре, - ред.).

- Ведет ли НАБУ какие-то расследования относительно деятельности Укравтодора?

- Я надеюсь, что они делают свою работу. Но я не отвечаю за такие органы как НАБУ. Я против того, чтобы для борьбы с политическими оппонентами использовались обвинения в якобы коррупции, без каких-либо доказательств. Если есть доказательства в коррупции кого-то из сотрудников Укравтодора, я готов увольнять. Но если нет доказательств, то я не могу ничего сделать.