ua en ru

С.Дунас: "Главные причины несчастных случаев - неудовлетворительный уровень вентиляционных систем и газового оборудования"

Автор: RBC.UA
В последние годы все чаще раздаются взрывы на гражданских объектах - в больницах, поездах, жилых домах. О причинах роста травмоопасности повседневной жизни и путях их преодоления в интервью РБК-Украина рассказал заместитель председателя Госгорпромнадзора Украины Степан Дунас.

РБК-Украина: В прошлом году количество травматических случаев вследствие эксплуатации природного газа выросла на 30% - до 220. Почему?
Степан Дунас: В свое время предприятия газового хозяйства были отданы в собственность или управление частным структурам. Соответственно, больше внимания было отдано получению прибыли, чем организации технического обслуживания. Потеряны квалифицированные кадры, что и привело к такому уровню травматизма. Например, у нас когда-то был один травматический случай на 1 миллион 100 единиц газового оборудования, а сейчас - на 100 тыс. 200 единиц. Стоит добавить, что у нас 16 млн абонентов, которые используют более 30 млн единиц газового оборудования, из них около 8 млн - оборудование для отопления и приготовления горячей воды.
Рост количества несчастных случаев кроется в двух причинам: 50% - неудовлетворительный уровень вентиляционных систем, 50% - газового оборудования. Большинство случаев случается в частном секторе. И мы обратились в Кабинет министров, Генеральную прокуратуру и к местным властям - и на сегодня есть поручение комитету провести внеочередные проверки по организации безопасного использования газа в быту.
Также увеличен штат инспекторов, мы более активно сотрудничаем с МЧС, Минтопэнерго и вновь созданной инспекцией МинЖКХ. Мы проводим проверки городов, но нам необходимо провести инвентаризацию газового оборудования. Считаю, что передача системы газоснабжения в государственные руки является своевременной, поскольку это позволит вернуть профессионалов в отрасль, усилить контроль за безопасностью и поднять на более высокой уровень техническое обслуживание систем газоснабжения.
Стоит отметить, что с 1 января вступили в силу изменения в закон «Об охране труда», в результате чего мы получили существенный инструмент воздействия на субъектов хозяйствования и работодателей. В частности, это приостановка изъятия, отмена разрешений на выполнение работ повышенной опасности, инициирование перед органами центральных органов власти отмене лицензий на отдельные виды деятельности. То есть, у нас появляются новые методы воздействия на предприятия, которые нарушают правила безопасности при эксплуатации газового оборудования.
Возникает вопрос о деятельности экспертно-технических центров, которым предоставлено исключительное право научно-технической поддержки нашей деятельности. В последнее время мы получаем больше проблем, чем поддержки. Например, непонятны выводы относительно предоставления возможности работы предприятиям с повышенной безопасностью и проведения технических осмотров.
Поэтому сотрудничество с ними надо пересмотреть. Следует ввести внутренний ведомственный контроль за работой экспертных центров и экспертных организаций и работой экспертов. Также необходимо предусмотреть отмену разрешений в случае некачественных экспертиз, особенно когда это привело к несчастным случаям. То есть деятельность экспертов должна вестись под пристальным вниманием инспекторов.
РБК-Украина: Какие мероприятия проводятся в сфере эксплуатации баллонов?
С.Д.: Для безопасной эксплуатации баллонов мы должны немедленно выработать новые нормативные акты, внести изменения в действующие, соответственно, - усилить надзор в этой области. Особое внимание надо уделять объектам агропромышленной и социально-культурной сферы, занимающим 2-3 места по количеству травматизма. К трагедии может привести даже 5-литровый баллон, как это произошло в поезде Черновцы - Киев. Стоит напомнить недавний взрыв кислородных баллонов в Луганске, в частном автомобиле в Хмельницком.
Что касается использования кислородных баллонов в медицинской сфере, то кислород в баллонах должен быть особенно чистым. Во время нашей проверки мы обнаружили, что преобладают однотипные нарушения - в больницах и других медицинских учреждениях практически нет подготовленного персонала для обслуживания кислородно-распределительных пунктов или кислородных станций. Из числа специалистов не обучены и не назначены ответственные лица, которые бы осуществляли свой внутренний ведомственный надзор за эксплуатацией оборудования.
После трагедии в Луганске мы провели более 2 тыс. проверок, найдя более 2,5 тыс. нарушений хранения баллонов в больницах. В рамках проверок изъято более 700 баллонов, которые были расположены непосредственно в лечебных помещениях, и не отвечали требованиям безопасности. Также в 25 случаях направлены материалы в прокуратуру. Если брать по Киеву, то у нас тут есть больница скорой помощи, где в аварийном состоянии находится кислородная станция. По Киеву подали одно представление в прокуратуру для принятия конкретных санкций.
Что касается использования баллонов с пропан-бутаном, то почти все случаи взрывов, которые произошли в течение последних лет, связанные с грубым нарушением правил наполнения баллонов. Несмотря на все запреты, баллоны заполняются на автомобильных газозаправочных станциях (АГЗС) с нарушением правил безопасности.
Согласно правилам, баллон должен быть проверен и взвешен, газ должен быть заполнен не более чем на 75-80%, поскольку он находится в сжиженном состоянии и обладает способностью к испарению. А именно на газовых заправках происходит перенаполнение баллонов, а затем, во время резкого перепада температур, особенно в зимний период, происходит повышение давления, что приводит к разрыву баллонов, утечке газа и созданию взрывоопасной смеси.
Комитет проверяет субъектов хозяйства, занимающиеся наполнением баллонов. Проверка имеет комплексный характер. Вскоре будут внесены изменения в нормативные акты, чтобы усилить контроль всех субъектов хозяйствования, которые задействованы в этом процессе
РБК-Украина: Есть ли необходимость в дополнительном контроле АГЗС?
С.Д.: Есть потребность, и мы этот контроль проводим. А в течение двух последних лет мы предупредили всех руководителей под расписку, чтобы они провели учения с операторами, установили знаки о запрете заправки баллонов на автомобильных газозаправочных станциях, установили средства видеонаблюдения. Однако, как видим, здесь играет роль человеческий фактор. И мы убеждены, что в случае грубых нарушений надо направлять материалы в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования, поскольку преступная бездеятельность субъектов хозяйствования, работников приводит к таким трагедиям.
В случаях по Черновцам и по Хмельницком мы проводим расследование, устанавливаем места заправки баллонов о чем сообщили органпм прокуратуры, надеемся, что они на это отреагируют.
РБК-Украина: После взрыва в Евпатории год назад было запрещено использование баллонов с так называемым МАФом. Но количество травматизма от этого не уменьшилось.
С.Д.: МАФ - это метилацетилен-Алленова фракция. Каких-либо разрешений для МАФу по Украине Госгорпромнадзор не давал. Как и пропан-бутан, сюда входят углеводороды только другого состава, они характеризуются иными предельными концентрациями взрываемости, но по взрывной силе и по опасности они такие же, как и пропан бутан. Поэтому надо легализовать его эксплуатацию в Украине только в установленном законодательством порядке и при условии разработки необходимых нормативно-правовых актов, касающихся безопасного использования.
РБК-Украина: Будете ли вы усиливать профилактические мероприятия среди населения относительно использования газа в быту?
С.Д.: Безусловно, надо. Мы должны сотрудничать с центральными местными органами власти, предприятиями газового хозяйства, жилищно-коммунальными организациями в части усиления профилактических мероприятий. Только путем формирования сознания людей соблюдения безопасности мы можем надеяться на результат. Мы раньше практиковали проведения соответствующих занятий в детских учреждениях и учебных заведениях. Но видим, что нужно проводить больше этих мер, поскольку уровень знаний по безопасной эксплуатации баллонов и газа достаточно низок.

Беседовал Сергей Чигирь