Последние пять лет Министерство здравоохранения Украины почти ежегодно возвращается к вопросу новой редакции закона "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку". И ни разу этот законопроект так и не попал в Верховную Раду.
Последние пять лет Министерство здравоохранения Украины почти ежегодно возвращается к вопросу новой редакции закона "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку". И ни разу этот законопроект так и не попал в Верховную Раду.
Учитывая прошлые попытки, мы поставили перед собой цель завершить работу над законопроектом, собрав профессиональные советы, учтя мнение общественности и многолетний накопленный опыт европейских государств.
Новая редакция закона "О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку" будет качественно отличаться от предыдущих законопроектов. Прежде всего, четко прописанными процедурными моментами и законодательно закрепленным порядком проведения трансплантации. Потому что сегодня этот порядок зафиксирован на уровне подзаконных актов.
Европейский опыт нашел свое отражение в законопроекте - в общественном надзоре на всех этапах трансплантации. Новой редакцией документа предусматривается создание наблюдательных советов из числа представителей общественности при учреждениях здравоохранения и научных учреждений, которые будут осуществлять трансплантацию.
Также, предусмотрена деятельность Этического комитета (ЭК) при заведениях и учреждениях. Главной целью ЭК будет фиксация разъяснения и осведомленности Реципиента и Донора по всем вопросам, связанным с трансплантацией. Именно на долю ЭК будет приходиться функция контроля полноты разъяснения врачом и полноты понимания Реципиентом и Донором последствий такого лечения.
Появление новейших методов лечения в трансплантации требует от нас их отражение в обновленном законе. А ситуация в зоне АТО продемонстрировала необходимость применения новейших методов лечения.
Для лечения неизлечимых переломов используются собственные клетки костного мозга человека, с помощью которых стимулируется регенерация костной ткани. Для изготовления материала для лечения, особенно - сложных переломов, используются биоимпланты (обработанные фрагменты костной ткани человеческого происхождения). В рамках действующего закона очень сложно получить такие биоимпланты. Но новой редакцией закона мы этот вопрос решаем. Мы даже охватили часть законодательства, которой занимаются правоохранительные органы.
В новом законе мы ввели необходимые дефиниции, которые ранее были предусмотрены только подзаконными актами. Мы уточнили определение "Трансплантация" и отделили от него "Забор материалов", и дали ему правильное юридическое определение - "Взятие органов и (или) иного анатомического материала".
Мы определили основные его этапы:
1. Взятие органа.
2. Иммунологическое типирование.
3. Консервация.
4. Хранение.
Также законом предлагается урегулировать такую дефиницию, как "смерть".
Важным вопросом при трансплантации является длительность проведения реанимационных мероприятий у потенциального донора. Эта проблема находится на грани медицины, этики и права.
Ее решение стало возможным благодаря закреплению в законопроекте определение понятия "смерть мозга", а также возможности изъятия у трупа органов и материалов для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов. При этом, заключение о смерти дается на основе констатации неврзвратной гибели всего головного мозга (смерть мозга).
Юридический опыт демонстрирует, что незаконность процветает тогда, когда положения закона позволяют по-разному толковать одну и ту же норму права. Еще хуже, когда существуют пробелы в законодательстве.
Поэтому, исходя из правового опыта и советов правоохранительных органов, мы очень ответственно отнеслись к детализации всего процесса трансплантации. И именно такая придирчивость к деталям делает этот закон легким в применении.
Как демонстрирует опыт европейских стран, чрезмерного внимания со стороны общественности в этом вопросе быть не может. Наоборот, гласность и прозрачность повышают уровень доверия к такому лечению. Особенно, учитывая, что новым законом предусматривается введение презумпции - "Согласие на донорство".
По этой презумпции мировая практика имеет различные подходы. В одних странах это презумпция согласия, в других - презумпция несогласия.
С 1937 года, по постановлению Совнаркома СССР "О порядке проведения медицинских операций", после смерти человека его тело становилось собственностью государства и могло без всякого согласия родственников использоваться во имя интересов общества и науки. Только когда СССР не стало - появились законы о трансплантации, по которым родных наделили правом соглашаться или нет на участие тела умершего в научных экспериментах.
Имея такой опыт СССР, некоторые европейские государства изменили свое видение в пользу презумпции согласия. С тех пор, например, Испания и Австрия с численным перевесом ушли вперед от стран, которые имеют презумпцию несогласия на донорство.
Мы знаем и уверены, что прогрессивные хирурги Украины и лучшие трансплантологи поддерживают именно презумпцию согласия. В этой теме они отталкиваются от интересов общества. Люди должны получать помощь в своей стране, а не стоять в очередях на донорство в базах ожидания других стран.