ua en ru

Операция "Профанация", или как "фронтовики" и "радикалы" спасли российское "мыло"

Операция "Профанация", или как "фронтовики" и "радикалы" спасли российское "мыло" .
Валентин Гладких
Валентин Гладких
Кандидат філософських наук, політичний аналітик
"Если в руках есть только кувалда, то все проблемы воспринимаются как гвозди", - именно эта сентенция приходит на ум каждый раз, когда видишь искреннюю радость на лицах народных избранников, которые в атмосфере непонятного пафоса и апломба одобряют очередной нелепый закон, засоряя и без того "загрязненное" правовое поле Украины.

Валентин Гладких, кандидат философских наук,
политический аналитик, специально для РБК-Украина

"Если в руках есть только кувалда, то все проблемы воспринимаются как гвозди", - именно эта сентенция приходит на ум каждый раз, когда видишь искреннюю радость на лицах народных избранников, которые в атмосфере непонятного пафоса и апломба одобряют очередной нелепый закон, засоряя и без того "загрязненное" правовое поле Украины. А когда наблюдаешь за реакцией общества на "радикальные, эпохальные решения, наконец, одобренные парламентом", вспоминается другая фраза: "Развели как котят".

Очередным "эпохальным решением парламента" стало принятие закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины".

Безусловно, как справедливо отмечают авторы закона Николай Княжицкий и Вадим Денисенко, "государство должно проводить эффективную политику в информационной сфере" и "введение правового механизма защиты национальной безопасности Украины в информационной сфере", на самом деле, является крайне необходимым. Более того, надо отдать авторам должное - они действительно пытались создать правовой механизм ограничения в Украине публичного использования аудиовизуального продукта, который пропагандирует вооруженные формирования и любые другие силовые структуры страны-оккупанта, в данном случае - России.

В частности, доработанным с учетом депутатских предложений в комитете Верховной Рады по вопросам культуры и духовности вариантом законопроекта предусматривался ряд шагов.

Во-первых, центральный орган исполнительной власти, осуществляющий формирование государственной политики в сфере культуры и искусств, по представлению СНБО, СБУ и Нацтелерадио обязывался формировать и обнародовать перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности.

Во-вторых, определялись критерии, которые могут быть основанием для отказа в выдаче государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильма. В частности, центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере кинематографии, разрешается отказывать в выдаче государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильма, если одним из участников фильма является физическое лицо, включенное в упомянутый выше перечень.

Николай Княжицкий по этому поводу справедливо заметил, что делается это, прежде всего, в интересах телерадиокомпаний, чтобы не повторялась ситуация с каналом "Интер", пострадавшим за то, что показал в эфире Иосифа Кобзона, которого, оказывается, показывать было нельзя.

В-третьих, устанавливается четкая административно-хозяйственная ответственность за нарушение юридическим лицом требований этого закона - штраф в размере от 10 до 50 минимальных зарплат.

В-четвертых, оговаривался круг продукции, к которой могли быть применены нормы закона. Под действие закона не попадали фильмы, выпущенные до 1 августа 1991 года, так что любителям "классики советского кино" не было причин волноваться - никто не собирался запрещать их любимых "Неуловимых мстителей". Зато фильмы, снятые после 1 августа 1991 года, могли попасть под запрет в случае наличия у них признаков, определенных законом как основание для отказа в выдаче государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильма.

И наконец, вносились изменения в закон "О телевидении и радиовещании", которые запрещали трансляцию передач, кроме информационных и информационно-аналитических, при условии, что будучи изготовленными после 1 августа 1991 года, они содержат популяризацию и пропаганду органов страны-агрессора, оправдывают оккупацию территории Украины или если в них принимают участие персоны, внесенные в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности.

В целом, предложенный законопроект был достаточно взвешенным и умеренным, несмотря на то, что кое-кто, спекулируя на отдельных его положениях, называл проект закона стремлением ввести цензуру и диктатуру. Критика касалась, прежде всего, определенной субъективности подхода к определению критериев отказа в выдаче государственного удостоверения на право распространения и демонстрации фильма и оснований для включения в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности.

Однако, надо учитывать, что критерии отнесения той или иной продукции к порнографической также имеют конвенционный, субъективный характер. Но не надо быть экспертом для того, чтобы с первого взгляда определять принадлежность фильмов с участием Саши Грей к порнографии, так же, как принадлежность Михаила Пореченкова или Иосифа Кобзона к лицам, создающим угрозу национальной безопасности.

Итак, проект закона, несмотря на определенную дискуссионность отдельных своих положений, был своевременным и должен был стать если не окончательным решением проблемы защиты информационного пространства Украины от враждебной пропаганды, то, по крайней мере, значительным шагом в этом направлении.

Но тут за дело взялись народные депутаты, которые совместными усилиями превратили голосование на пропагандистский перформанс, а конечный результат - на законотворческий мусор. В результате внесения и принятия поправок с голоса отдельных депутатов фракций "Народного фронта" и "Радикальной партии" была разрушена структура и внутренняя логика законопроекта.

Что в принципе не удивительно, ведь вместо основательной работы на законопроектами отдельные депутаты предпочитают делать громкие заявления на публику. Так что, скорее всего, закон или вообще не выйдет за пределы парламента, или пойдет на подпись Президенту и вернется с вето, которое будет проблематично преодолеть.

Но самым интересным есть все-таки кое-что другое. Под пафосные заявления Олега Ляшко о необходимости вообще запретить "русские сериалы" была проголосована "поправка № 28" авторства Виктории Сюмар, в результате чего из-под действия закона выведены все фильмы, созданные до 1 января 2014 года.

Следовательно, если закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины" таки вступит в силу, телеканалы будут иметь все правовые основания круглосуточно крутить "Агента национальной безопасности" с участием Михаила Пореченкова и "Голубые огоньки" с Йосифом Кобзоном.

Вот вам и Саша Грей, и Виктория Сюмар...