ua en ru

Олег Свинарчук: В развитии автопрома государство должно чётко определиться с векторами во внутренней и внешней политике

Автор: RBC.UA
Интервью с президентом корпорации "Богдан" Олегом Свинарчуком

Производство автомобилей в Украине в этом году может увеличиться в 2,5 раза. Таков прогноз Министерства промышленной политики. Несмотря на внушительную перспективу роста в отрасли, положение автомобильной промышленности смущает чиновников. Дело в том, что значительную часть производства занимает т.н. крупноузловая сборка авто: де-факто – отрасль топчется на месте, но не развивается. Для реального роста автомобилестроения, по мнению профильного министерства (в частности, заместителя министра промполитики Валерия Третьякова), необходима стабильность в законодательстве. Это редкий случай, когда мысли представителей власти совпадают с позицией операторов рынка. О том, что промышленная политика обязана быть в первую очередь прогнозируемой, говорит президент корпорации "Богдан" Олег Свинарчук. РБК-Украина: Прошлый сезон как никогда лихорадило от законодательных инициатив, касающихся как ввоза авто в страну - это для Вас прямая конкуренция - так и производства машин в Украине (преференции производителям). Можно ли спросить Вас о последствиях подобной "модернизации" законодательного поля в стране. Оптимальные юридические параметры работы на рынке производства и продаж авто, на Ваш взгляд, какие они? Олег Свинарчук: Могу ответить однозначно – стабильность. Понимаете, нам сегодня очень сложно вести переговоры с зарубежными партнерами. Они бояться инвестировать в нашу экономику, – нет стабильности. Самый последний пример. Вам, наверняка, известно о том, что наша компания вышла на IPO. Так вот, в самый разгар нашего road show по инвестиционным фондам и компаниям Европы в начале текущего года, с Украины поступает информация об отставке правительства. Никто этого не ожидал. Но, это как лирическое отступление. Что же касается автопрома, то, на мой взгляд, государство должно четко определиться с векторами во внутренней и внешней политике. Они должны быть не просто задекларированы. Государство говоря, что оно "за" отечественное автомобилестроение, должно на практике показывать это. Политика должна быть прогнозируемой и прозрачной. Я боюсь, что, получив новый парламент, нам придется в очередной раз пережить законодательные новшества. РБК-Украина: Уже появились прогнозы о том, что в этом году рынок продаж авто в Украине не повторит прошлогоднего рекорда. Мол, +25% больше нереально, а возможно продажи увеличатся на 9% по сравнению с 2005 г. Каково ваше видение рынка автомобилей в 2006 г. в Украине? Олег Свинарчук: Последние несколько лет мы наблюдали устойчивую тенденцию значительного роста объема рынка. Такие тенденции и прошлогодний рост рынка, по моему мнению, объясняется очень просто: прошлый год был ознаменован принятием ряда законопроектов в отношении бэушных автомобилей – их становится всё меньше. И ещё, благодаря развитию рынка кредитования реализуется тот спрос, который раньше был отложен. Кроме того, прошлый год прошел "под звёздами" ряда законодательных "инициатив", которые лихорадили рынок, что и привело к всплескам продаж. Сегодня достаточно сложно делать какие бы ни было прогнозы. 2006 год – год выборов в Украине. Экономика нашего государства еще достаточно сильно зависит от политических событий. Я глубоко убежден, что в текущем году мы так же будем иметь рост рынка, но он будет более сдержанным нежели в 2005 году. Я думаю, что мы получим прирост порядка 9% - до 290 000 автомобилей. Но, возможен и другой сценарий – рост рынка на 15% (305 000 авто). РБК-Украина: Украинский автомобильный холдинг, входящий в Вашу корпорацию, заявил о переходе на мультибрендовую стратегию продаж. Это говорит о том, что авто марки ВАЗ больше не могут оставаться фаворитами для украинского потребителя? Олег Свинарчук: Нет, что вы. Вы не совсем правы. ВАЗ был, остаётся и будет в ближайшие годы лидером украинского автомобильного рынка. В широчайшем, разнообразном модельном ряде существующих автомобилей нет такого авто как ВАЗ, с таким ценовым предложением. Компании, которые входят в состав Корпорации "Богдан" представляют различные марки автомобилей. Одно из наших предприятий – Луцкий автомобильный завод начал производство таких иномарок как Hyundai и KIA. Корпорация "Богдан" – компания, ориентированная на рынок. Если мы производим авто – значит, мы должны будем их продать. С текущего года, мы репозиционируем нашу основную торгово-проводящую сеть – Украинский автомобильный холдинг – из продавца ВАЗ в мультибренд. По такой схеме развивались все европейские продавцы автомобилей. Воплощение мультибрендовой стратегии развития в Корпорации "Богдан" ведётся по всем направлениям: производственному и сбытовому. РБК-Украина: В конце минувшего года в Украине легализовались уже китайские производители авто, которые собираются занять низшую ценовую нишу. Они могут иметь успех? Олег Свинарчук: Понимаете, китайский автопром начал, своего рода, активную экспансию на мировые рынки. Объективная реальность: в текущем году произойдет рост продаж китайской техники приблизительно в пять раз. Рост будет происходить по всем видам автотехники, как по легковым, так и по коммерческим авто и автобусам. Успех китайских производителей связан с ценовыми предложениями. О качестве изделий судить не мне – прерогатива потребителей продукции. Дальнейшее развитие продаж китайской техники будет во многом зависеть от качества и правовой защиты государства: ставки пошлин, системы сертификации и требований к продукции. Как я уже говорил, в 2006 году ожидается рост продаж китайской техники, но, уже в 2007 году, по моему мнению, – резкий спад продаж. РБК-Украина: Бурно развивается строительство. Чувствуют ли это на себе машиностроители? Олег Свинарчук: Машиностроение развивается не менее бурно. Корпорация "Богдан" инвестирует сотни тысяч долларов США в строительство нового завода по производству 120 тысяч легковых автомобилей, 15 тысяч грузовиков и 6 тысяч автобусов. Мы ведем активную работу по расширению уже существующих площадок – Луцкого автомобильного завода и "Черкасского автобуса". Если же говорить об обеспечении строителей специализированной техникой, то в этой нише огромные резервы. В структуре Корпорации есть предприятие, занимающееся производством специализированной техники – "Богдан Спецавтотехника". Я уже как говорил: мы компания ориентированная на рынок – у нас девиз: "Есть спрос – есть предложение". РБК-Украина: Как можно решить проблему обеспечения городов общественным транспортом? Олег Свинарчук: Проблема обеспечения городов качественным общественным транспортом лежит в плоскости финансов. Кроме того, она напрямую связана с требованиями по обеспечению безопасности пассажиров во время пользования общественным транспортом. Как только на государственном уровне будет решена проблема финансирования местных бюджетов на обновление автопарка, будет решена и проблема обеспечения городов общественным транспортом. На сегодняшний день Корпорация "Богдан" является лидером автобусного производства в Украине. Нами производятся автобусы всех классов: от особо малого до особо большого. Мы в состоянии удовлетворить запросы самых взыскательных покупателей. РБК-Украина: Что экспортирует Ваша компания, куда, какие в этом направлении перспективы? Олег Свинарчук: Один из основных продуктов нашей компании – автобус ТМ "Богдан". Как показал опыт – этот продукт востребован не только на украинском рынке. Уже второй год нами ведутся экспортные поставки в страны бывшего Союза. В прошлом году мы отмечали колоссальный рост экспорта по сравнению с 2004 годом. Нами было экспортировано более 450 автобусов в Россию, Беларусь, Армению, Казахстан, Грузию, Чехию и другие страны. В текущем году мы намерены увеличить своё присутствие на рынках зарубежных стран. Работа будет вестись по нескольким направлениям: увеличение объемов продаж на уже завоёванных рынках и освоение новых. Мы рассчитываем, что расширение экспортной географии Корпорации "Богдан" произойдет за счет выхода на рынки стран Восточной Европы.