ua en ru

Николай Азаров: "Есть все основания полагать, что мы выдержим целевой показатель на 2007 год – 7,5% инфляции".

Автор: RBC.UA
Интервью с первым вице-премьер-министром, министром финансов Николаем Азаровым.

Первый вице-премьер всегда был личностью неоднозначной – несмотря на свои ярко выраженные "бело-голубые" взгляды, сумел засветиться и на сцене "оранжево-революционного" майдана. Своими резкими высказываниями в адрес политических оппонентов он не раз вызывал в обществе волну негодования, а иногда и насмешек. Однако, сегодня именно он является одним из тех членов правительства, на которых лежит тяжелое бремя воплощения в жизнь структурных экономических реформ. Об особенностях развития отечественной экономики Николай Азаров рассказал РБК-Украина. РБК-Украина: Николай Янович, политические оппоненты обвиняют вас в том, что вы строите в Украине латиноамериканскую модель экономики, при которой бедные становятся беднее, а богатые – богаче. Насколько это утверждение соответствует истине? Николая Азаров: С точностью до наоборот. Мы как раз начали демонтаж этой модели, которая сложилась в ходе трансформации общества от советской плановой экономики к рыночной. Действительно, очень контрастное имущественное расслоение нашего общества – это главная социальная проблема независимой Украины, поскольку не осуществлены последовательные структурные реформы. А они не осуществлены потому, что в стране не было хотя бы трех лет подряд стабильности и согласия. Реформы не делаются за полгода – год. Сингапур 25 лет выбирался из нищеты. Испания за 20 лет превратила безлюдные пляжи в суперкурорты. Южная Корея 20 лет затягивала пояса, чтобы создать модерновую экономику. А у нас – синдром "по щучьему велению".У нас так и не появился стабильный и значительный по доле в обществе средний класс. И мы до сих пор вынуждены решать проблему бедности очень значительной части населения. Кстати, Всемирный банк считает, что в этом вопросе мы с 2006 года – среди мировых лидеров. Но людям от этих позитивных оценок не легче. Ждать "светлого будущего" они не хотят. Что ж, людей понять можно. Но политиков, которые и дальше предлагают рецепт "по щучьему велению" - нельзя и опасно принимать. Не существует иного способа сделать общество зажиточным, кроме ускоренного экономического развития. Только создавая все больше материальных благ можно больше и справедливее их распределять. Все рецепты "всеобщего счастья" путем бездумного повышения зарплат и пенсий, путем "отнять и поделить" - это чушь, словоблудие и подлость по отношению к бедным людям, которым действительно нужна реальная помощь и защита. Великим кабинетным теоретикам стоило бы знать, что типично латиноамериканскую, компрадорскую модель экономики строило как раз правительство Тимошенко, которая распахнула двери для импорта, наобещала социальных гарантий, не подтвержденных экономическим развитием, попыталась устроить передел собственности между финансово-промышленными группами. Даже в ее нынешних предвыборных роликах сквозит эта тема: мол, моя политическая команда борется против тех, кто якобы владеет тремя четвертями национальной экономики. А в действительности? Среди ее спонсоров немало тех, с кем она якобы борется – теневых олигархов. РБК-Украина: В проекте закона "О едином социальном взносе" правительство предлагает увеличить фискальную нагрузку на работников. Как вы собираетесь это компенсировать? Н.А.: Да нет никакого увеличения фискальной нагрузки! Проект закона "О системе сбора и учета единого социального взноса на общегосударственное обязательное социальное страхование", который принят Верховной Радой Украины в первом чтении, не предполагает никакого увеличения фискальной нагрузки на работников. Там предполагается консолидация функций различных социальных фондов в отдельном подразделении Пенсионного фонда. Воедино будет сведена постановка плательщиков на учет, формирование и ведение Государственного реестра социального страхования, контроль за полнотой и своевременностью уплаты социальных взносов. Повысится прозрачность финансовых потоков (застрахованные лица будут получать полную информацию о своих страховых взносах) и платежная дисциплина (что способствует детенизации экономики). То есть, будет больше порядка и станет удобнее плательщикам и получателям средств социальных взносов. И на администрировании этого процесса можно будет сэкономить. А сам размер взноса будет регулироваться Законом "О размере единого социального взноса", проект которого разработан Министерством труда и социальной политики. Идеология этого законопроекта, который сегодня согласовывают министерства и ведомства, заключается в том, чтобы оптимизировать сбор в условиях введения медицинского страхования граждан, упрощения и удешевления администрирования страховых взносов и контроля за их уплатой. РБК-Украина: В последнее время много критики звучало в адрес Налогового кодекса, в частности его раздела, посвященного НДС. Будете ли вы в связи с этим вносить альтернативные предложения по администрированию НДС? Если "да", то в чем они заключаются? Н.А.: Не надо естественную и полезную дискуссию называть "критикой" или "неприятием". Мы видим предложения и замечания участников рынка, налогоплательщиков, заинтересованных в качественном, прозрачном, стабильном налоговом законодательстве. Мы заинтересованы в том же. Поэтому тщательно работаем с мнением реального сектора экономики, ученых, общественных организаций. Сейчас V раздел проекта Налогового кодекса, описывающий администрирование НДС, максимально адаптирован к положениям Директивы Совета ЕС 2006/112. Он несколько раз обсуждался с предпринимателями, учеными, народными депутатами, представителями Секретариата Президента. Потому что мы безусловно заинтересованы, чтобы те, от кого зависит принятие, а затем исполнение налоговых норм, очень хорошо понимали, что речь идет об упрощении и открытости администрирования НДС. А политиканские оценки и предложения никакого отношения к реальности не имеют. Например, предложение вообще отменить НДС – абсурдно. Хотя бы потому, что без НДС нам закрыта дорога в ЕС. РБК-Украина: Оппозиция утверждает, что Кабмин препятствует продаже "Укртелекома". Скажите, может быть, его действительно не надо продавать? Компания прибыльная, а средства на ее техническую модернизацию можно привлечь без приватизации. Например, за счет кредитов под госгарантии. Н.А.: Скажите, а вы станете себе препятствовать в получении, например, гонорара за статью? Оппозиция утверждает много вещей, противоречащих элементарной логике. Правительство не может препятствовать наполнению Государственного бюджета, за исполнение которого несет ответственность. В самой их позиции есть прямые противоречия: то они против госгарантий, то за. То они за рыночную либерализацию, то за госконтроль. Знаете, так называемая "оппозиция" напоминает мне склочных пассажиров, которые сами управлять автомобилем не умеют, но постоянно "шпыняют" водителя. У нас очень напряженный план поступлений от приватизации в 2007 году – 10,6 миллиарда гривен. Доля ожидаемых средств от продажи "Укртелекома" очень весома. При этом контрольный пакет – 50%+ 1 акция – мы оставляем в государственной собственности. А продажа остального пакета должна произойти на украинской фондовой бирже и международных фондовых рынках. Это покажет реальную рыночную капитализацию компании. Позволит привлечь стратегических инвесторов, заинтересованных в модернизации основных фондов и менеджмента компании. Так что выигрыш тут не только, и даже не столько фискальный. Ведь украинская экономика до сих пор недооценена. А котировка на ведущих биржах – это путь к траспарентности и повышению капитализации отечественных корпораций. Например, продажа только 0,07% акций "Укртелекома" принесла 15,5 миллионов гривен, что в 4,5 раза превышает номинальную стоимость проданных акций. В соответствии с этим результатом капитализация всей компании достигает 4,3 миллиарда долларов. Однако эксперты считают, что продажа больших пакетов улучшит и этот результат. Попутно замечу, что при выборе проектов, под которые могут быть выданы госгарантии, Министерство финансов руководствуется двумя главными критериями: экономическая эффективность проекта и возможность минимизировать расходы Государственного бюджета. РБК-Украина: На последней встрече с представителями крупного бизнеса Президент предложил ограничить права работников налоговой инспекции. Согласны ли Вы с утверждением, что у этой службы сейчас слишком много прав? Н.А.: Они и так уже существенно ограничены по сравнению с тем, с чего начинала новая для государства налоговая служба, и по сравнению с тем, что было еще два года назад. Плановая проверка не может продолжаться больше 20 дней, а внеплановая – больше 10 дней. Сотрудники налоговой милиции не имеют права принимать участия в плановых и неплановых проверках, если они не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел. Ограничены права налоговой службы по блокированию движения средств на банковских счетах. Разногласия трактуются в пользу налогоплательщика. И так далее. На самом деле права налоговой службы должны быть адекватны состоянию экономики, правосознанию налогоплательщиков. Это живое, динамичное дело. Оправданные изменения всегда актуальны. Стратегическую же цель мы видим в повышении уровня добровольной уплаты налогов до 90%. Это мировой стандарт. Уверен, что мы к этому придем в обозримом будущем. РБК-Украина: Правительству в этом году так или иначе удалось справиться с ценовыми кризисами. Однако эксперты прогнозируют, что после выборов цены пойдут вверх. Насколько вероятным вы считаете такой сценарий? От чего это будет зависеть? Н.А.: Нет никаких оснований, чтобы цены резко "рванули". Их нет, вне всякой зависимости от выборов, если они будут. До июня мы дошли с рекордно низким уровнем инфляции – 1,9%. И только в июне цены на хлебобулочные изделия, молодой картофель и немного на нефтепродукты довели инфляцию до 4,2%. Со всеми этими факторами правительство уже разобралось. Товарные интервенции успокоили те сектора потребительского рынка, которые, в общем-то, достаточно спекулятивно дестабилизировали отдельные деятели. Правительство реализует план мероприятий по рыночному ограничению инфляции. Идет постоянный мониторинг цен на основных потребительских рынках. Мы не увеличиваем фискальную нагрузку, не даем необоснованно расти ценам на товары и услуги госмонополий. Так что есть все основания полагать, что мы выдержим целевой показатель на 2007 год – 7,5% инфляции. Раскручиваться может только "инфляция ожиданий". Это когда распускают слухи, делают безответственные заявления, сеют недоверие: мол, подорожает и то, и это. Обеспокоенные люди начинают скупать продукты, возникает ажиотажный спрос, спекулянты наживаются, а люди страдают. Потом цены возвращаются к обоснованному уровню, но люди деньги уже потеряли. Вот такие эксперты, которых вы упомянули, и провоцируют это. Ладно бы эксперты! Но абсолютно аморально, когда инфляционные ожидания провоцируют представители так называемой "оппозиции", которые на самом деле – власть. Вот живой пример: губернатор Харьковщины публично заявляет, что цена на хлеб будет расти. Ему все необходимые ресурсы дали, ему поручили закупить 80 тыс. т зерна в региональный резерв, а он заложил всего 5 тыс. т и людей подстрекает! Это крайне безответственно и пойдет во вред в первую очередь малообеспеченным людям, которым правительство как раз и помогает. РБК-Украина: Финансирование ряда бюджетных программ по итогам полугодия ведется со значительным отставанием. Означает ли это, что и в нынешнем году значительные суммы неосвоенных средств будут возвращены на единый казначейский счет? Н.А.: Кто вам сказал, что мы отстаем от бюджетной росписи? В первом полугодии бюджетные назначения были профинансированы стопроцентно, а это как никак на 10 млрд грн больше, чем в прошлом году. Стопроцентно ассигнованы зарплаты бюджетникам, трансферты населению, чернобыльские программы, трансферты Пенсионному фонду, компенсации сбережений населения, медикаменты, перевязочные материалы и питание для больных, компенсации на оплату коммунальных услуг и энергоносителей. Социальные выплаты были спланированы в соответствии с утвержденными этапами повышения социальных гарантий и в соответствии с реальной потребностью регионов. Другие расходы спланированы с учетом предложений министерств и ведомств, в соответствии с их планами проведения работ, заключения договоров, проведения тендеров на закупку товаров и услуг за государственные средства. Выполнение этих планов – вопрос ответственности и распорядительности руководителей. Министерство финансов, Контрольно-ревизионное управление контролируют эти процессы. РБК-Украина: Что нужно сделать сейчас для урегулирования ситуации с госзакупками? Н.А.: В действительности наиболее острые, вызывавшие наибольшие нарекания проблемы госзакупок решаются принятым 16 июня 2007 года Законом "О внесении изменений в Закон Украины "О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства". Согласно ему вводится бесплатная публикация объявлений о планируемых закупках (это экономит значительные бюджетные средства), а также ряд других упрощающих соответствующие процессы норм. Однако Президент Украины не подписывает этот Закон. Вместо того появился Указ Президента "О мерах по повышению эффективности системы закупок товаров, работ и услуг за государственные средства", которым правительству поручено сделать практически то, что мы большим трудом уже воплотили в названном законе. Я же по-прежнему стою на том, что указом отменить закон и ввести другой закон невозможно. Неконституционно. Значит, никакого реального продвижения в исправлении сложившейся ненормальной ситуации, когда Тендерная палата блокирует госзакупки, указ не дает. Да, Кабинет Министров Украины делает то, что может сделать в нашем правовом поле. Например, демонополизировать процесс обнародования информации о закупках в сети Интернет. Сейчас это платная услуга, монопольно предоставляемая за плату ООО "Европейское консалтинговое агентство". У меня сотни жалоб и обращений, что бюджетные средства бесцельно тратятся на оплату услуг этого коммерческого предприятия. То есть, будет государственный веб-портал по вопросам государственных закупок. Сейчас оппоненты оспаривают это решение в судах. Чьи интересы они отстаивают? Бюджетников? Предприятий – поставщиков товаров и услуг? Да ни в коей мере. РБК-Украина: Какой дальнейший вариант развития событий с госзакупками Вы считаете наиболее вероятным? Н.А.: В любом случае нужен полноценный закон, и необходимо дальнейшее совершенствование процесса госзакупок – в том числе и качественный, профессиональный общественный контроль, а не паразитирование на бюджетных средствах. Почему мы так остро ставим вопрос? Не только потому, что сегодня тормозится процесс и кто-то необоснованно наживается на средствах налогоплательщиков. Это вообще недопустимо. Но главное в том, что наше правительство уже переходит на двух-трехлетнее бюджетное планирование, которое предполагает финансирование крупных программ, связанных с модернизацией нашей экономики, основных фондов. Например, нам к 2012 году нужно обновить большую часть теплоэнергетики и заменить часть ядерных реакторов. А значит, уже сейчас нужно заказывать технологическое оборудование, которое изготавливается порой больше полугода, а с 2008 года нужно последовательно и бесперебойно покупать его, испытывать, монтировать, снова испытывать. Можно это обеспечить в существующей системе госзакупок? Нет. А ведь это вопрос жизнедеятельности экономики, гарантий нормальной жизни для людей, для целых городов и регионов. Поэтому я и Президенту, и лидерам политических сил говорю: нужно отбросить всякую политизацию в этом вопросе. Нужно принять закон, потому что он людям необходим. Беседовал Игорь Воронцов