ru ua

Н.Азаров: Замедление с модернизацией ГТС приведет к потере Украиной транзитного потенциала

Автор: RBC.UA
Замедление с модернизацией украинской газотранспортной системы (ГТС) приведет к потере Украиной своего транзитного потенциала. Об этом премьер-министр Украины Николай Азаров заявил сегодня во время всеукраинского субботника, сообщает пресс-служба Кабмина.

Замедление с модернизацией украинской газотранспортной системы (ГТС) приведет к потере Украиной своего транзитного потенциала. Об этом премьер-министр Украины Николай Азаров заявил сегодня во время всеукраинского субботника, сообщает пресс-служба Кабмина.

"Время - важнейший фактор. Любое промедление в вопросе создания консорциума или другого пути модернизации приводит к тому, что Украина теряет свое значение как транзитер газа. Кстати, и как транзитер других грузов: наши ужасные дороги, высокие тарифы, отсутствие инфраструктуры отпугивают перевозчиков. Товары пошли в обход Украины. Мы настойчиво объясняем: промедление - прежде всего со стороны Европейского союза - приведет к тому, что Евросоюз будет лишен самого надежного газотранспортного маршрута - нашей газотранспортной системы", - заявил Н.Азаров.

Такой вывод премьер-министр делает исходя из того, что ни ЕС, ни Россия, до сих пор не дали практический ответ на предложение принять участие в модернизации украинской ГТС. Он напомнил, в частности, что технико-экономическое обоснование газотранспортного консорциума было готово еще в 2004 г. Бывшая власть потеряла пятилетку, в течение которой украинская ГТС устарела, а Россия с европейскими партнерами начала прокладывать обходные относительно Украины газопроводы.

Глава правительства отметил, что Кабинет министров ставит перед собой задание развивать транзитный потенциал Украины. "Наше задание - вернуть Украине значения мощного транзитного государства", - заявил Н.Азаров.

По его словам, в данный момент нужно как можно быстрее модернизировать отечественную ГТС, улучшить дорожную инфраструктуру, а также внести изменения в тарифы на транспортные перевозки, поскольку они превышают зарубежные тарифы, что приводит к потере грузопотоков.

Двумя днями ранее европейский комиссар Штефан Фюле заявил, что ЕС готов продолжать работу из модернизации украинской ГТС.

Как заявил в тот же день Президент Украины Виктор Янукович, Украина предлагает модернизацию своей газотранспортной системы как альтернативу строительству "Южного потока". "Северный поток" уже не остановить, он строится", - сказал В.Янукович. По его словам, модернизация ГТС включает в себя три этапа: строительство газопровода "Богородчаны - Ужгород", установка нового оборудования и строительство новой трубы рядом с уже существующей. В.Янукович отметил, что газопровод "Богородчаны - Ужгород" позволит увеличить прокачку газа на 10 млрд куб. м, а установка нового оборудования - на 20-25 млрд куб.м. Президент напомнил, что в настоящее время ГТС способна прокачивать около 125 млрд куб. м природного газа.

Отметим, 16 апреля с.г. министр иностранных дел Словацкой Республики Мирослав Лайчак заявил, что Словакия готова участвовать в реализации проекта по модернизации украинской ГТС. "Модернизация газотранспортной системы чрезвычайно интересна нашей стране, как участнице транзита газа", - отметил М.Лайчак в ответ на предложение Н.Азарова об участии на паритетных условиях Украины, России и Европейского союза в модернизации украинской ГТС.

В то же время глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил сегодня, что «Газпром» еще не получал предложения от Украины по газотранспортному консорциуму и не будет отказываться от реализации проекта "Южный поток».

Напомним, ГТС Украины является второй в Европе и одной из крупнейших в мире. Ее общая продолжительность составляет 37,6 тыс. км. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд куб. м в год, на выходе - 175 млрд куб. м. Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объемом газа - более 32 млрд куб. м. По данным Минтопэнерго, в настоящее время коэффициент полезного пользования (КПД) газоперекачивающих станций в Украине составляет 24%, что приводит к необоснованно высоким затратам технологического газа на транспортировку.