ua en ru

КСУ признал неконституционными положения закона о выборах Президента

Автор: RBC.UA
Конституционный суд Украины (КСУ) признал неконституционными положения закона Украины о выборах Президента Украины, которые определяют пребывание на консульском учете обязательным условием для реализации права избирать на выборах Президента.

Конституционный суд Украины (КСУ) признал неконституционными положения закона Украины о выборах Президента Украины, которые определяют пребывание на консульском учете обязательным условием для реализации права избирать на выборах Президента. Соответствующее решение КСУ зачитал сегодня председатель КСУ Андрей Стрижак, передает корреспондент РБК-Украина.

Суд признал не соответствующей Основному Закону норму, согласно которой правом участия в выборах за пределами страны наделяются только граждане, пребывающие на консульском учете в дипломатических представительствах Украины, а не все граждане, которые в определенный период времени, независимо от обстоятельств, пребывают не территории определенной страны.

12 октября с.г. председатель КСУ заявлял, что суд может принять решение относительно соответствия Конституции отдельных положений закона о выборах Президента Украины до официального начала избирательной кампании. А.Стрижак также не исключал, что часть оспариваемых Президентом и народными депутатами положений закона о выборах Президента может быть выделена в отдельное производство, и решение по этим положениям может быть принято позже.

В то же время Венецианская комиссия направила в КСУ свои выводы по поводу внесенных изменений в закон о выборах Президента. Венецианская комиссия считает не прозрачным и не справедливым способ назначения членов участковых комиссий, нечеткими и неэффективными положения о финансировании избирательной кампании. При этом Венецианская комиссия считает справедливым сокращение срока избирательной кампании и отмены открепительных талонов. В выводах Венецианской комиссии Украине рекомендуется вносить изменения и дополнения в избирательное законодательство ранее, чем за полгода до выборов Президента Украины. Венецианская комиссия считает также возможным внесение изменений, которые отвечают международным нормам избирательного законодательства, к началу выборов Президента Украины.

Также КСУ признал неконституционными положения закона о выборах Президента в части требования к кандидату в члены окружной участковой комиссии проживать в пределах соответствующего территориального округа или города, на территории которого расположен этот округ. Также КСУ признал неконституционной часть 7 ст. 84 закона о выборах Президента, согласно которой запрещается обращаться к Центральной избирательной комиссии с жалобами, которые касаются подготовки и проведения выборов Президента в день голосования и следующие дни избирательного процесса.

Кроме того, КСУ признал неконституционными положения закона о выборах, согласно которым иски относительно обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов избирательного процесса, не рассмотренные судом на протяжении двух дней со времени окончания голосования на избирательных участках, остаются без рассмотрения. Также КСУ признал неконституционным положения Кодекса административного судопроизводства, согласно которым протоколы территориальных (окружных) избирательных комиссий относительно установления итогов голосования в пределах территориального избирательного округа во время проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, а также протоколы о подсчете голосов избирателей на избирательном участке обжалованию в судебном порядке не подлежат.

Также КСУ прекратил конституционное производство относительно положения закона о выборах Президента, который устанавливает размеры залога. Положения закона о выборах Президента и Кодекса административного судопроизводства признаны неконституционными, теряют действие со дня принятия КСУ этого решения.

Вместе с тем КСУ признал конституционным положение закона о выборах Президента относительно порядка отмены решения о регистрации кандидата на пост Президента Украины. КСУ отметил, что решение ЦИК об отмене регистрации кандидата может быть обжаловано в суде кандидатом на пост Президента на основании ст. 55 Конституции Украины и норм Кодекса административного судопроизводства. Также КСУ признал конституционными положения закона, согласно которым неподписание или отказ в подписании протокола подсчета голосов на избирательном участке отдельными членами комиссии не имеет правовых последствий для действительности протокола и не исключает возможности обжалования его подлинности. Кроме того, КСУ признал конституционными позиции закона о том, что жалобы относительно предметов, субъектов обжалования, которые не рассматриваются избирательными комиссиями и о которых идет речь в конституционном представлении, могут быть рассмотренные в судебном порядке. Также КСУ признал конституционными положения Кодекса административного судопроизводства Украины, которыми устанавливаются сокращенные сроки рассмотрения исковых заявлений.

Напомним, 7 октября КСУ начал рассмотрение дела о конституционности ряда отдельных положений закона "О выборах президента" на основании представлений Президента В.Ющенко и 48 депутатов ВР, которые за день до этого КСУ объединил в одно производство. Закон №4741 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно выборов Президента Украины" был принят ВР 24 июля 2009 г. 18 августа 2009 г. Законом изменяется порядок формирования окружных и участковых избирательных комиссий, а также сокращается срок избирательной кампании со 120 до 90 дней. ВР в новом законе также повысила сумму вносимого залога для кандидатов в президенты с 500 тысяч гривен до 2,5 млн, чтобы отсеять "случайных" и так называемых технических кандидатов. Ликвидированы также открепительные талоны, по которым на прошлых выборах некоторые избиратели голосовали по несколько раз.

В.Ющенко наложил вето на новый закон о выборах главы государства, но 21 августа 2009 г. Верховная Рада преодолела вето Президента. 9 сентября 2009 г. новая редакция закона о выборах вступила в силу за подписью председателя Верховной Рады Владимира Литвина.