Битва мультиварок: как российский Redmond затеял в Украине патентную войну

Как стало известно РБК-Украина, компания "Редмонд-Украина" - производитель техники Redmond, - разослала в крупнейшие украинские торговые сети требование убрать с полок продукцию всех брендов, которые используют в своих устройствах словосочетание "мультиповар" (копия документа в конце текста публикации, - ред.).

Виктор Шумихин

Как стало известно РБК-Украина, компания "Редмонд-Украина" - производитель техники Redmond, - разослала в крупнейшие украинские торговые сети требование убрать с полок продукцию всех брендов, которые используют в своих устройствах словосочетание "мультиповар" (копия документа в конце текста публикации, - ред.). И аналогичное требование отправила самим производителям, которым в случае непослушания грозят судом и крупными штрафами.

По мнению юристов и операторов рынка, попытка Redmond заблокировать продажи конкурентов - не что иное, как патентный троллинг, который стал одним из наиболее популярных методов устранения неугодных, и получил особо широкое распространение среди производителей бытовой техники и портативной электроники. Явление это далеко не новое (его история тянется корнями еще в 90-е года, когда некая компания TechSearch подала в суд на корпорацию Intel, обвиняя последнюю в нарушении патентов при производстве процессоров и требуя компенсации в 500 млн долл.), но сегодня о войнах за патенты стали говорить все чаще.

Суд 2006 г. между компанией NTP Inc. и производителем телефонов Blackberry, которому вменяли нелегальное использование беспроводных технологий; знаменитое противостояние Apple и Samsung, по итогам которого в 2012 г. корейскому производителю присудили штраф в размере 1 млрд долл. за, якобы, незаконное использование ее патентов на программное обеспечение и дизайн смартфонов; иски от консорциума Rockstar (его создание приписываютApple и Microsoft) к восьми производителям смартфонов на ОС Android - все это яркие примеры патентного троллинга.

И хотя до поры до времени это явление миновало Украину, однако, осенью нынешнего года докатилось и до нас.

"Темная" лошадка

История бренда Redmond достаточно туманна. Компания заявляет о своих "американских корнях", указывая в качестве своих основателей неких Алекса Главачека и Исмаэля Герли. Но, если копнуть глубже, возникают вопросы.

Во-первых, почему Redmond Industrial Group LLC, которая является владельцем бренда, зарегистрирована в жилом доме на Майами Бич.

Во-вторых, почему в базе Министерства экономического развития РФ указано, что правом производства и продажи техники под брендами REDMOND, а также MAXIMA и BODYKRAFT, обладает не Redmond Industrial Group LLC, а ООО "Технопоиск", которое находится в Санкт-Петербурге.

То есть, фактически компания, которая зарегистрирована в России, пытается выдать себя за бренд из США. Еще одно подтверждение этому - данные Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентным и товарным знакам России, согласно которым правообладателем названия Redmond является все то же петербургское ООО.

Вторая несостыковка - модельный ряд компании. Под брендом Redmond производится вроде бы немалое количество продукции для дома (утюги, пылесосы, очистители воздуха и т.д.). Но наибольший упор компания делает сейчас на мультиварки, активно расширяя сеть дилеров и всячески пытаясь потеснить конкурентов.

Но на качество продукции Redmond, фактическим производителем которой является Китай, слышно немало нареканий. "На многие модели этой марки нет сертификатов соответствия. Кроме того, количество возвратов в магазины из-за брака гораздо выше, чем у других производителей", - рассказал руководитель одного из столичных сервис-центров.

К тому же, аналогичные по функционалу продукты есть у таких компаний как Panasonic, Vitek, Scarlett, Shivaki и т.д. Конкуренты достаточно серьезные, поэтому компания решила пойти с тыла, и в феврале 2014 года получила исключительное право на использование термина "мультиповар" (он находится в Государственном реестре свидетельств Украины на знаки для товаров и услуг под №182350).

"Собственник данной торговой марки (ТМ) владеет всеми правами и обязанностями, предусмотренными законодательством Украины. В том числе, исключительным правом разрешать использование ТМ, препятствовать ее неправомерному использованию, в том числе запрещать такое использование", - пояснила партнер адвокатского объединения "СК ГРУП" Юлия Курило.

Этим правом "Редмонд-Украина" и воспользовалась, подготовив петицию против 12 производителей, использующих в своей продукции слово "мультиповар". Обращение, где представителем компании значится некий Олег Нагорный, предписывает магазинам, которые продают более полусотни различных моделей мультиварок, изъять их из продажи.

Причем, неважно, является ли "мультиповар" названием самого продукта, либо упоминанием где-нибудь на коробке, в меню или в инструкции (по сути, "мультиповар" - это и есть лишь один из режимов приготовления). Ограничения касаются даже вариаций самого слова: использование "Мульти-повар" или "Мульти повар", по мнению "Редмонда", также неправомерно.

"В случае отказа выполнять данное требование, нам придется обратиться в суд, чтобы защитить свои интересы и взыскать нанесенные убытки", - именно такая формулировка значится в петиции, которая помимо Нагорного, завизирована гендиректором "Редмонд-Украина" Евгением Федоренко.

Наезд по-крупному

Производители и торговые сети не отрицают, что обращение со стороны "Редмонда" они действительно получили. Но признаются в этом достаточно неохотно. "Никаких массовых претензий не наблюдалось", - коротко заявила менеджер по внутренним коммуникациям сети бытовой техники и электроники COMFY.

В пресс-службе сети "Фокстрот" сообщили, что, невзирая на требования от "Редмонд-Украина", убирать продукцию "нежеланных" брендов со своих полок они не планируют. "Мы не имеем оснований для изъятия из продажи мультиварок других производителей, поскольку каждая из них маркирована своим собственным знаком для товаров и услуг (брендом)и не использует спорную торговую марку для того, чтобы отличаться от других аналогичных товаров", - объяснили представители сети "Фокстрот".

При обращении в "Эльдорадо", официального комментария добиться не удалось, хотя менеджер одного из киевских магазинов без диктофона рассказала, что противостояние с "Редмонд-Украина" длится уже около месяца.

Тревога продавцов вполне объяснима, поскольку за незаконное использование торгового знака предусмотрены санкции. От 100 до 200 необлагаемых минимумов доходов граждан. Конечно, для крупных игроков санкции в размере 17-34 тыс. грн вряд ли будут болезненными.

"Но нужно учитывать, что оборот продукции с использованием торговой марки "мультиповар" может измеряться сотнями миллионов, поэтому не исключено, что истец "нацелен" на шестизначную цифру", - считает партнер правовой группы "Доминион" Михаил Гончарук.

К баррикадам готовы

Если ссылаться на полученное свидетельство, формально Redmond прав. Но другие бренды уверяют, что исключительное использование термина "мультиповар" вне правового поля.

"Недопустимо патентовать слова и термины, которые являются массово используемыми. И наши юристы отслеживают эту ситуацию. Пока же мы продолжаем работать, и наша продукция остается на полках магазинов. А если со стороны Redmond будут более серьезные шаги, мы, конечно, тоже обратимся в суд", - заявил глава представительства компании BORK в Украине Олег Емельянов.

Некоторые производители даже объединили свои усилия. Так, "Панасоник Украина" и "Голдер-Электроникс Украина" готовят иски о признании свидетельства на знак для товаров "мультиповар" недействительным. Планирует присоединиться к этому процессу и производитель мультиварок торговой марки Polaris.

Адвокат Дмитрий Назарец, представляющий интересы упомянутых компаний, сообщил РБК-Украина, что закон требует указать ответчиком Государственную службу интеллектуальной собственности. А в качестве третьего лица будет привлечено российское ООО "Технопоиск", которое и зарегистрировало знак в Украине. Причем, по словам юриста, шансы производителей отстоять свои права достаточно высоки.

"Во-первых, закон запрещает предоставлять правовую защиту обозначениям, которые являются общеупотребимыми для определенного класса товаров. Во-вторых, не подлежат защите обозначения, которые описывают свойства товаров (в рассматриваемом случае, описывают программу, режим работы)", - пояснил Дмитрий Назарец.

Кроме того, у "Редмонда" есть печальный пример в России, где компании наотрез отказались выдавать аналогичный патент, сославшись на упомянутую общепринятость термина "мультиповар". Хотя в Казахстане, к слову, получить эксклюзивное право на использование этого слова компании все-таки удалось.

Да и ввиду неоднозначного географического происхождения ТМ Redmond, "Редмонд-Украина" не является непосредственным собственником патента на "мультиповар". "ООО "Редмонд-Украина" в данном случае выступает лицензиатом, получившим от "Технопоиск" лицензию на использование торгового знака", - сказала Юлия Курило.

Соответственно, возникает немало вопросов даже не к "дочке", а к российскому инвестору, коим, по сути, и является "Технопоиск". К его поведению на украинском рынке и к правомерности полученных им разрешений. Ведь вместо того, чтобы работать в условиях нормальной конкуренции и ликвидировать нарекания к качеству продукции, компания-экспат пытается захватить рынок не только троллингом, но и скрывая свое истинное происхождение.

К слову, представители "Редмонд-Украина" официальные комментарии для этого материала не предоставили, равно как и офис Redmond в России.

Напоминаем, не забудьте выбрать свой способ читать новости.
On Top