Б.Тарасюк: "На протяжении следующего года ЕС изменит свое отношение к Украине и перспективе ее членства".

Интервью с Министром иностранных дел Украины Борисом Тарасюком. "Трудно представить, чтобы страна, которая является одним из крупнейших государств в Европе по территории, пятой по численности населения и с таким мощным потенциалом и выгодным геостратегическим расположением, проводила так называемую одновекторную политику, - говорит Борис Тарасюк. - Такого не бывает в мире. У нас есть интересы не только в Центрально и Восточной Европе, не только в Европе. У нас есть интересы и в Азии, и в Латинской Америке. Их необходимо реализовывать". Какие именно интересы есть у Украины и как она собирается их реализовывать, читайте в его эксклюзивном интервью для РБК-Украина. РБК-Украина: Какова ситуация с Вашим пребыванием на должности Министра иностранных дел? Б.Тарасюк: Я продолжаю быть министром. И до тех пор, пока Президент будет считать целесообразным мое пребывание на этом посту, я буду продолжать быть министром. РБК-Украина: А Президент Вам что говорил - если у вас было общение по этому поводу - пребывание или не пребывание на должности? Б.Тарасюк: Речь шла о том, чтобы оставаться на должности. РБК-Украина: Вам не кажутся алогичными и противоречивыми шаги по входу в правительство пребыванию на должности в то время как Ваши взгляды не тождественны взглядам антикризисной коалиции? А также объявление себя оппозиционной политической силой, но последующее пребывание на должности министра? Б.Тарасюк: Этот вопрос уже, так сказать, партийной принадлежности. И в данном случае возглавления партии. Вы знаете позицию Народного Руха Украины и "Нашей Украины". Я исхожу из того, что есть позиция политических сил, к которым я принадлежу. А с другой стороны, есть Конституция и прерогативы Президента. Если Президент считает, что мое пребывание на должности министра нужно, то в данном случае это приоритет. Что касается моей партийной принадлежности, то очевидно, этот вопрос будет решаться отдельно лишь с членами партии. Меня избирал съезд. РБК-Украина: То есть Вы допускаете приостановку членства в партии, или приостановку выполнения обязанностей главы партии? Б.Тарасюк: Я не являюсь рядовым членом партии. Я являюсь главой партии. И этот вопрос должен решаться на съезде. РБК-Украина: Может ли в таком случае министр определять позицию партии? Есть же противоречие интересов. Б.Тарасюк: В принципе, у нас есть руководящие органы партии, которые работают в перерывах между съездами. Это политсовет и Центральный провод. Если политсовет принимает решение большинством, то моя обязанность как главы партии - зафиксировать это решение в виде постановления и подписать. РБК-Украина: Если партия приняла такое решение... Но Вы известны одновременно как сторонник образования широкой коалиции вместе с "Партией регионов". И Ваши взгляды в таком случае противоречат позиции партии, которую Вы же декларировали. Как с этим быть? Б.Тарасюк: Так, но нужно учесть, что в данном конкретном случае на это решение повлияли действия наших оппонентов, или наших партнеров. Принятие самого такого решения происходило при обстоятельствах отсутствия прогресса в переговорном процессе и отсутствии выполнения принятого Универсала Национального Единства лидерами этих политических сил. РБК-Украина: Не считаете ли Вы, что было ошибочным агитировать и выступать за создание широкой коалиции - учитывая последние события? Б.Тарасюк: Понимаете, решения принимаются всегда в конкретных условиях, под давлением конкретных обстоятельств. В той ситуации, когда был парламентский кризис, который длился несколько месяцев, Президент инициировал круглый стол и подписание Универсала. Его усилия разрешили конфликт. И в тех условиях, когда Президент предложил всем политическим силам работать ради национального единства, единственной возможностью было создание широкой коалиции. Такой была логика событий. РБК-Украина: Что мешало активизации диалога в плоскости Украина-ЕС, Украина-НАТО двум предыдущим правительствам Тимошенко и Еханурова? Б.Тарасюк: По моему мнению, мы как раз наоборот можем констатировать, что за периоды правления правительств и Тимошенко, и Еханурова был достигнут заметный прогресс. Но я бы не связывал это с правительством. Я бы это связывал с Президентом Ющенко. Так вот, по оценке ЕС, наши взаимоотношения на протяжении 2005 года - а эта оценка прозвучала во время декабрьского саммита Украина-ЕС в Киеве – углубились за один год больше, чем за все 14 предыдущих лет. И это не я придумал, а это оценка Европейского Союза. А теперь конкретно можно сказать относительно Европейского Союза: мы начали реализовывать План действий Украина-ЕС. Причем, по оценке ЕС, Украина достигла серьезного прогресса в реализации этого плана. Мы начали переговоры относительно упрощения визового режима и соглашения о реадмисии. Мы вплотную подошли к вопросу разработки нового соглашения Украина-ЕС, которое определит наши взаимоотношения на многие годы вперед, начиная с 2008 г. А также к соглашению о зоне свободной торговли с ЕС. Наконец, ЕС признал Украину как страну с рыночной экономикой. С прошлого года мы начали активное сотрудничество в области общей политики внешней безопасности. С мая прошлого года Украина начала принимать участие в выработке позиции ЕС по большинству международных вопросов. Мы сотрудничаем с ЕС в таких новых проектах, как миссия по предоставлению помощи в вопросах границы, в частности, на Приднестровском участке. Украина обеспечила присоединение к процессу приднестровского урегулирования как Европейского Союза, так и Соединенных Штатов Америки. Это было сделано за один год. Если говорить о НАТО, то практически в прошлом году мы перешли на качественно новый уровень взаимоотношений с НАТО, в формат интенсифицированного диалога по получению членства в организации. Здесь качественное продвижение очевидно. Если говорить "что дальше?", то по логике должно быть участие в Плане действий по приобретению членства, который должен был быть предложен Украине на Саммите НАТО в Риге. К сожалению, это не состоится, если не будет изменена позиция премьер-министра, поскольку в Брюсселе 14 сентября были выявлены разногласия между видением Президента и Премьер-министра скорости курса на получение членства в НАТО. И это повлияло на темпы подготовки решения относительно приглашения Украины к участию в альянсе. РБК-Украина: Хотелось бы уточнить относительно тезиса о приобщении Украины к позиции ЕС в реагировании на международные события. В случае, если будет другой министр иностранных дел, такой практики больше не будет? Б.Тарасюк: Другой министр иностранных дел не сможет изменить эту практику, поскольку Президент его просто уволит. Потому что Президент осуществляет руководство внешнеполитической деятельностью, а министр реализует эту политику. РБК-Украина: Скажите, Украина вернулась к многовекторности образца времен Кучмы? Б.Тарасюк: Я считаю абсолютно пустой и надуманной дискуссию вокруг одно- и многовекторности. Трудно представить, чтобы страна, которая является одним из крупнейших государств в Европе по территории, пятой по численности населения и с таким мощным потенциалом и выгодным геостратегическим расположением, проводила так называемую одновекторную политику. Такого не бывает в мире. У нас есть интересы не только в Центрально и Восточной Европе, не только в Европе. У нас есть интересы и в Азии, и в Латинской Америке. Их необходимо реализовывать. Хочу повторить, что это надуманная дискуссия. А реалии заключаются в том, что Украина должна быть там, где есть ее интерес. РБК-Украина: Есть ли сегодня препятствия для евроатлантической интеграции Украины? Я имею в виду приобретение членства в ЕС и НАТО? Б.Тарасюк: Единственным препятствованием сейчас является отсутствие консенсуса политических элит, который, в отличие от Украины, был достигнут нашими соседями еще в начале 1990-х годов. Это из внутренних факторов. Из внешних факторов относительно НАТО я препятствий не вижу. Потому, что НАТО реализует политику открытых дверей относительно Украины. Относительно Европейского Союза вопрос сложнее, поскольку ЕС концептуально еще не определился - сможет ли Украина в будущем быть его членом. И этому есть объективные и субъективные объяснения. РБК-Украина: То есть Вы признаете, что Европейский Союз не готов принять Украину как члена сообщества, а готов лишь к соседским взаимоотношениям, одновременно приглашая Румынию и Болгарию ко вступлению? Б.Тарасюк: Я хочу напомнить, что Украина опоздала на поезд европейской интеграции еще в 1990-х годах. В начале 1990-х годов ЕС определился, что он будет работать со странами Центральной и Восточной Европы, то есть с нашими соседями, в направлении их членства. Что же касается Украины, то нам было предложено соглашение о сотрудничестве и партнерстве, которое не предусматривало членства. Поскольку соглашение было рассчитано на 10 лет, то ЕС концептуально и не требовалось определяться относительно перспективы членства Украины. Я думаю, что сегодня этот вопрос уже актуален. И я прогнозирую, что на протяжении, возможно, следующего года Европейский Союз изменит свое отношение к Украине и перспективе ее членства. Это покажут переговоры по новому рамочному соглашению. На сегодня еще рано говорить, какими будут наши взаимоотношения с 2008 года. Мы продолжаем занимать разные позиции. Я думаю, что следующий год как раз будет определяющим. Об этом мы говорили и с министром иностранных дел Финляндии, которая в настоящее время председательствует в ЕС, и с министром иностранных дел Германии, которая будет председательствовать с января следующего года. С этой целью я осуществлю визит в Португалию, чтобы среди прочего говорить и о нашем видении и наших планах на время португальского председательства в следующем году. Я убежден в том, что отношение может измениться. Понимаете, трудно было представить, чтобы Украина во времена президентства Кучмы могла серьезно рассматриваться как кандидат в члены ЕС. РБК-Украина: Но Кучма постоянно говорил о так называемой ассоциации… Б.Тарасюк: Говорить можно сколько угодно. Но только в прошлом году состоялись кардинальные изменения в отношении к Украине и сдвиг в динамике взаимоотношений. РБК-Украина: И в этом вопросе - членство в ЕС – кажется, с вашими то ли оппонентами, то ли партнерами "Партией регионов" совсем нет разногласий? Б.Тарасюк: Это никогда не подвергалось сомнению в консультациях и переговорах с "Партией регионов". В конечном итоге, это закреплено в Универсале Национального Единства. И это было подтверждено во время выступления Премьер-министра в Брюсселе в Еврокомиссии. РБК-Украина: Была ли готова Украина к выполнению Плана приобретения членства в НАТО? Б.Тарасюк: По оценке наших экспертов и экспертов НАТО - да. РБК-Украина: Что именно говорил Янукович в Брюсселе? Б.Тарасюк: Мне взять его выступление? РБК-Украина: Вы же понимаете, откуда этот вопрос. Верховная Рада поддержала позицию Премьера, но ответа на вопрос - что именно говорил Янукович в Брюсселе - нет. В то же время однопартийцы Януковича, выступая с парламентской трибуны, говорят четко: "Мы не допустим членства Украины в НАТО". Б.Тарасюк: Я хочу напомнить, что от деклараций до конкретных действий - большое расстояние. Вспомните, "Партия регионов" 19 июня 2003 года голосовала в полном составе за закон об основах национальной безопасности, где было четко записано: "Цель - членство в НАТО и Европейском Союзе". Потом выборы 2004 и 2006 годов, на которых "Партия регионов" шла с анти-НАТОвскими лозунгами. Теперь опять - 3 августа текущего года в Универсале Национального Единства, в пункте 27, четко записано: "Цель - вступление в НАТО". Другое дело, каким, так сказать, путем. Есть разница в трактовке темпов. Но это записано, это факт. РБК-Украина: Там написано "По результатам референдума". И "Регионы" поставили этот референдум в своей трактовке перед выполнением Плана по приобретению членства. Б.Тарасюк: В Универсале написано четко и это, кстати, не отрицалось во время переговоров о заключении соглашения о широкой коалиции: "По результатами национального референдума, который будет проведен после выполнения необходимых процедур". И как человек, который был причастен к формулировкам, то есть со знанием дела, могу утверждать, что эта фраза говорит не "сначала референдум, а потом рассматривать вступление". Это значит, что нам необходимо выполнять уже взятые на себя обязательства и процедуры: целевые планы, которые заключаются на каждый год (мы есть в рамках плана действий Украина-НАТО от 2002 года), интенсифицированный диалог, в состоянии которого мы находимся, и План действий относительно приобретения членства. Вот когда все эти процедуры будут выполнены, тогда и следует ставить вопрос на референдум. РБК-Украина: Именно поэтому я и спрашиваю: что именно говорил Янукович в Брюсселе? Б.Тарасюк: По моей информации, было сказано о том, что членство в НАТО остается нашей целью, но это должно быть отсрочено во времени. И именно поэтому мы не готовы присоединиться к Плану действий по получению членства. Нужно время. В НАТО, фактически, ожидают достижение консенсуса в украинской исполнительной власти. Социологические же исследования свидетельствуют, что общество не владеет информацией, что такое НАТО. Обществу необходимо информацию дать. Провести соответствующую работу. А для этого нужны деньги. РБК-Украина: А нельзя было уже с января 2005 года начать эту иформационную кампанию, о которой Вы говорите? Б.Тарасюк: Я хочу напомнить, что амбициозная государственная программа относительно информирования об Европейском Союзе - одна, вторая - относительно НАТО, были приняты еще во времена Кучмы. Если я не ошибаюсь, на период 2004-2007 годов. Программа была одобрена, но ни одна копейка из бюджета не выделялась, и ничего не делалось. В этом году в бюджете благодаря усилиям МИД впервые появились средства. Распорядителем этих средств - на информационную кампанию - является Госкомтелерадио. Премьер также заявил - а первый вице-премьер подтвердил - что в бюджете на 2007 год тоже должны быть заложены эти средства. В конце концов, и я, и мои заместители ездим по регионам, где принимаем участие в разнообразных мероприятиях, которые позволяют шире информировать население. Но такая работа не может вестись усилиями лишь одного министерства. Это должно быть заданием правительства. РБК-Украина: Какова позиция Президента в этом вопросе? Он же не против членства в НАТО? Б.Тарасюк: Да, Президент "за". РБК-Украина: Заместитель председателя Секретариата Президента господин Александр Чалый исповедует взгляды, не тождественные Вашим. Он, в частности, говорит о необходимости сохранения нейтралитета и о том, что Украина, фактически, не была даже готова к выполнению Плана приобретения членства в НАТО. Как это объяснить? Б.Тарасюк: Я позволю себе допустить, что эту позицию Александр Чалый выражал до своего назначения. На сегодня он является высоким должностным лицом в Секретариате. И, соответственно, будет выполнять программу Президента. РБК-Украина: В каком состоянии переговорный процесс между Украиной и ЕС относительно упрощения визового режима? Б.Тарасюк: Если коротко - мы на финишной прямой. Наша цель, и это цель в Брюсселе, - завершить этот процесс. Для того, чтобы подготовить эти соглашения об упрощении визового режима и реадмисии к Саммиту в Хельсинки 27 октября с.г. Для этого необходимо согласовать один вопрос, который остался, - по соглашению о реадмисии. И с этой целью мой заместитель М.Маймескул отправляется в Брюссель 10 октября. РБК-Украина: Что может быть результатом? Б.Тарасюк: Я имею определенные ограничения, чтобы не раскрывать содержание документа, который не подписан и не согласован. Но на этом этапе я могу сказать, что в документе будет зафиксировано, что нашей целью будет полная отмена виз для граждан Украины. В документе будет зафиксирована категория украинских граждан, которые будут иметь упрощенный визовый режим. Там также будет закреплена категория украинских граждан, которым визы будут выдаваться бесплатно. И я должен сказать, что перечень категорий граждан Украины, которые будут пользоваться упрощенным режимом, будет значительно шире аналогичного перечня в соглашении между ЕС и Россией. РБК-Украина: Какие шаги нужно предпринять, чтоб украинцы беспрепятственно пересекали западную границу? Проще говоря - когда мы сможем ездить в Евросоюз без виз? Б.Тарасюк: Для этого нужно стать членом Европейского Союза. РБК-Украина: А без членства - никак? Б.Тарасюк: В ближайшее время мы начнем переговоры о безвизовом режиме для граждан Украины, которые проживают в приграничных регионах. Исходя из опыта новых стран-членов Евросоюза, я могу это прогнозировать. Они шли тем же путем, по которому в настоящее время идем мы. В начале 1990-х годов они в одностороннем порядке отменяли визовый режим для граждан ЕС. Следующим шагом было предоставление Европейским Союзом безвизового режима для граждан этих стран длительностью до 90 дней. И последним этапом была уже отмена визового режима для граждан этих стран. Мы же находимся на первом этапе. В прошлом году мы в одностороннем порядке упразднили визовый режим для граждан ЕС. Следующий шаг - это соглашение об упрощении визового режима, о котором мы говорим. Следующим логическим этапом будет предоставление нашим гражданам безвизового режима на определенный период времени. Ну и последнее - полный безвизовый режим. Когда это будет? Сегодня Украина является страной, из которой едет очень много граждан в поисках работы в Европейском Союзе. Значительная часть таких людей едет нелегально. Это есть проблема и для ЕС. С нашей стороны правительство пытается облегчить участь наших граждан. В частности, могу привести позитивный португальский опыт: более 70 тысяч украинских граждан там легализовано. Такая же работа проводится с другими странами. В целом мы заключили уже 12 подобных соглашений. Ну а полностью это явление исчезнет, когда в Украине будет такой уровень экономического роста, который обеспечит высокие социальные гарантии, работу и приличную зарплату. Тогда людям не нужно будет ехать в поисках работы в страны ЕС. РБК-Украина: Предусматривает ли облегчение визового режима с ЕС усиление контроля на восточных границах, их обустройство и отказ от практики пересечения границы, в частности, гражданами Белоруссии и России по общегражданским внутренним паспортам? Б.Тарасюк: Бесспорно, имея формальную границу между Украиной и Россией, нечего надеяться, что в нашу страну не будут проникать тысячи и тысячи нелегальных мигрантов. Потому граница с Российской Федерацией нуждается в упорядочении. В принципе, мы должны прийти к тому, что наши граждане будут путешествовать во все страны по загранпаспортам. В том числе - в Россию и Беларусь. Но этот вопрос скорее из плоскости психологии. Люди привыкли ездить по общегражданским паспортами, они не хотят потрудиться, чтобы получить загранпаспорт. РБК-Украина: Получается, это вечная проблема? Ведь по логике людей, которым просто "так удобно", переход к пересечению границы по загранпаспортам не состоится? Б.Тарасюк: Я показал фактическую ситуацию. Я считаю, что со всеми странами должен быть одинаковый режим. Речь идет не о внедрении виз. Избежать этого - задание правительства. РБК-Украина: Ну а кто же тогда выступает за сохранение статус-кво с общегражданскими паспортами? Б.Тарасюк: Такое пожелание выражала российская сторона, ссылаясь на превалирующие настроения в стране. РБК-Украина: Украина могла бы в одностороннем порядке это внедрить или нет? Б.Тарасюк: В принципе мы, я имею в виду - правительство, власть в целом, не должны создавать дополнительных проблем нашим гражданам. Что касается России, то с министром Лавровым мы подписали соглашение об упрощенном пересечении границы жителями приграничных регионов. РБК-Украина: И все таки, является ли очерченной перспектива решения этого вопроса? Б.Тарасюк: Я сейчас не могу сказать, когда это будет реализовано. РБК-Украина: Возможно, этот вопрос просто политический? Б.Тарасюк: Я уже сказал, что это вопрос психологии и привычек людей. И, конечно, есть политика. РБК-Украина: Если наши соседи - Польша, Венгрия, Словакия, приобщатся к шенгенской зоне, будет ли Украина к этому готова? Б.Тарасюк: В принципе - да. РБК-Украина: Но ведь этим странам придется упразднить бесплатные визы для украинцев. Б.Тарасюк: Нас удовлетворила отсрочка вступления этих стран в шенгенскую зону. Они присоединятся не со следующего 2007 года, а с 2008 г. Тем более, следует учесть, что с 2007 года начнет действовать новый визовый режим относительно наших граждан в соответствии с упомянутым соглашением. А это значит, что граждане Украины смогут получать визы сроком до 5 лет. Это значительно облегчит путешествие в страны шенгенской зоны. Что касается цены за визы, то действительно, те страны, которые войдут в шенгенскую зону, внедрят плату. Но мы договорились с ЕС, что эта плата будет значительно ниже, чем та, которая существует для граждан других стран. Да и вообще, нужно ли будет платить - будет видно после подписания соглашения об упрощенном режиме. РБК-Украина: А идея ЕЭП до сих пор жива? Или можно ее похоронить? Б.Тарасюк: У нас действительно очень много говорят об ЕЭП, но если спросить - что это такое, то немногие смогут ответить. Так вот, ЕЭП существует пока еще на уровне концепции, идеи, рамочного соглашения. Но не существует в реальности, невзирая на то, что идея была выдвинута еще в 2003 году. Сейчас стороны находятся на этапе подготовки первых более ста соглашений. Когда этот процесс будет завершен, я не могу прогнозировать. Но участники ЕЭП во время встречи 27 августа прошлого года в Казани согласились с позицией Украины, которая заключается в том, что наше участие в ЕЭП будет осуществляться по принципам разноскоростного и разноуровневого участия и по принципам ВТО. И что Украина видит свое участие в ЕЭП на уровне зоны свободной торговли. Эта позиция была воспринята президентами России, Белоруссии и Казахстана. Я думаю, еще достаточно много времени пройдет, пока будет реализован хотя бы первый этап, а именно - зона свободной торговли. РБК-Украина: Есть ли в правительстве апологеты ЕЭП, которые агитируют за реализацию проекта любой ценой? Б.Тарасюк: Да, очевидно есть. РБК-Украина: Вы можете назвать фамилии? Б.Тарасюк: Нет. Не могу по этическим соображениям. РБК-Украина: Учитываются ли политические риски, когда говорят об экономической целесообразности приобщения к ЕЭП? Б.Тарасюк: Собственно, политических рисков нет в случае нашего входа в ЕЭП как зоны свободной торговли. Они могут возникнуть в случае входа в ЕЭП в формате таможенного союза. Тогда это может вызывать проблемы в наших отношениях с Европейским Союзом в плане реализации задекларированных целей. И это могло бы повлиять на вступление Украины в ВТО. Но я все-таки уверен, что присоединение к ВТО состоится уже до конца этого года. РБК-Украина: Вы говорили, что партнеры по ЕЭП учли обособленную украинскую позицию. Но в таком случае ЕЭП превращается в тот же СНГ. Для Украины два СНГ - не слишком? Б.Тарасюк: Украина всегда занимала прагматичную позицию относительно СНГ. Мы всегда отмечали, что для нас наибольшую привлекательность в пределах СНГ имеют экономические процессы. И зона свободной торговли в частности. И такой позиция остается, какие бы правительства не были. Потому я считаю, что если СНГ будет развиваться по более прагматичному руслу с учетом позиций стран-членов или участников, то это объединение будет представлять интерес для Украины. Если нет, то оно превратится просто в клуб для проведения двусторонних встреч глав государств, глав правительств. РБК-Украина: Позиция Украины является неизменной уже 15 лет. Тем не менее, из года в год платятся взносы на содержание СНГ. Целесообразно ли это? Б.Тарасюк: В принципе, в деятельности СНГ в нынешнем виде разочаровались практически все, кто принадлежит к этой организации. Этот факт побуждал к дискуссии о целесообразности СНГ и поиска новых форм сотрудничества. На этой почве возникла идея ЕврАзЭс. Идея этого самого ЕЭП. На этой же почве возникла идея создания ГУАМ. Из-за того, что СНГ не реализовывало потребностей стран-участников, на этой же почве возникла идея создания Азиатского Содружества. Следовательно, кризис СНГ, неэффективность деятельности СНГ, а следовательно - потеря интереса к этой организации, предопределяет поведение стран. И я думаю, что без реформирования эта организация обречена. РБК-Украина: Выходит, что от СНГ нет ни вреда, ни пользы? Б.Тарасюк: Я не являюсь апологетом СНГ. И позиция Украины в этом определена: Верховная Рада определила ее, ратифицируя Беловежское соглашение 1993 года. Ведь это произошло с оговорками: мы не признаем СНГ субъектом международного права, мы не признаем наднациональных функций и все такое. Смотрите, наш Президент на встрече в Казани внес конкретные прагматичные предложения, которые касались миллионов граждан стран-участниц СНГ. Эти предложения не были восприняты. А на прошлой встрече министров иностранных дел я снова напомнил об этих предложениях. И я внес предложение о том, чтобы министры иностранных дел выразили свое отношение к трагедии украинского народа - Голодомору 1932-33 годов. И это предложение было отклонено. С таким отношением объективно исчезает интерес к сотрудничеству. Но пока эта структура еще существует. РБК-Украина: Какой является позиция Украины в "холодной войне" между Россией и Грузией? Б.Тарасюк: Позиция Украины была очерчена Президентом во время его встречи с Президентом Польши Л.Качинським и Президентом Литвы В.Адамкусом. Мы выступаем за мирное решение любых спорных вопросов между государствами. Мы выступаем за то, чтобы обе стороны воздерживались от резких провокативных действий. Мы выступаем за то, чтобы не использовалась угроза силы в любом случае. Будь это блокада портов или военные маневры. И, конечно, в любом случае такого рода споры должны развязываться при посредничестве - к чему Украина готова, или же с привлечением международных организаций. В этой связи мы приветствовали усилия председательствующего в ОБСЕ министра иностранных дел Бельгии Карела где Гута во время визита которого, фактически, было снято напряжение при передаче грузинской стороной арестованных российских военнослужащих российской стороне. РБК-Украина: Какой может быть роль ГУАМ, в состав которой входят, в частности, Украина и Грузия, в конфликте между Грузией и Россией? Б.Тарасюк: ГУАМ достиг определенного успеха, инициировал в Генассамблее ООН включение в повестку дня вопроса о так называемых "замороженных конфликтах" на территориях стран - членов ГУАМ. И в ООН будут рассматривать этот вопрос. И в этом контексте, конечно, конфликт между Грузией и Россией будет рассматриваться. РБК-Украина: Вы имеете в виду Южную Осетию и Абхазию? Б.Тарасюк: Да. И другие регионы - Приднестровье и Нагорный Карабах. РБК-Украина: Следует ли ожидать подобного поведения России по отношению к Украине? Б.Тарасюк: Я не вижу оснований и причин, по которым могут возникнуть подобные конфликты между Украиной и Россией. Хочу напомнить, что у нас были горячие дискуссии и отношения в начале 1990-х годов. Но мы эти периоды уже прошли. Было же очень серьезное противостояние между военными Украины и военными Черноморского Флота. Ситуация была очень опасной. Я думаю, что Украина и Россия понимают, что они отвечают за безопасность не только своих граждан, но и за безопасность всей Европы. Ведь любая конфронтация может зацепить мир и стабильность в Европе в целом. Беседовал Роман Скрыпин.
On Top
Продолжая просматривать www.rbc.ua, вы подтверждаете, что ознакомились с Правилами пользования сайтом, и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
Пропустить Соглашаюсь