ua en ru

Авиационный сериал: Ryanair улетел, Омелян остался

Авиационный сериал: Ryanair улетел, Омелян остался Похоже, что переговоры с Ryanair зашли в тупик

Переговоры с крупнейшим лоукостером Европы авиакомпанией Ryanair зашли в тупик. В ситуацию вынуждено было вмешаться правительство во главе с премьер-министром Владимиром Гройсманом, однако, похоже, Украина попала в цугцванг.

При этом, очевидно, что любой из возможных сценариев развития может быть невыгодным для украинцев. Ryanair либо уходит и больше не возвращается в ближайшие годы, пытаясь забыть украинские реалии как страшный сон, либо повышает ставки в переговорах в разы, ведь уже был сделан задний ход, и стало понятно, что взвешенная экономическая политика не на первом плане.

Упущенный шанс

В первую очередь нужно напомнить, что в сложившемся авиационном треугольнике есть несколько главных действующих лиц. Помимо Ryanair принятие решения о сделке зависит от еще двух сторон – Министерства инфраструктуры, возглавляемого Владимиром Омеляном, и руководства аэропорта "Борисполь".

В марте этого года гендиректором госпредприятия был назначен Павел Рябикин. Тогда же случилась завязка драматического авиационного сериала под условным названием "завлечь Ryanair любой ценой". В провале переговоров с авиакомпанией Омелян обвинял именно Рябикина. "Целью "Борисполя" было заблокировать вход компании Ryanair в Украину, а не вести переговоры. Уже с самого начала переговоров было понятно, что происходит полный срыв и саботаж соглашения", - заявил Омелян.

Такие заявления министра кажутся как минимум странными с учетом того, что Рябикин был привлечен к переговорам уже на том этапе, когда сделка с Ryanair была фактически заключена. Правда, не в форме договора по канонам международного права, а в виде расписки на листке бумаги, причем с односторонними обязательствами.

Согласно этой расписке, лоукостер получал право летать по четырем интересным ему маршрутам, в том числе очень по высокорентабельному направлению Киев-Лондон, по удобному ему расписанию. Украина же в лице министра инфраструктуры, поставившего подпись под этим "фиговым листком", брала на себя обязательства обеспечить ей все необходимые условия. Но главное, ввязывалась в возможную финансовую кабалу, ведь требование гарантировать "all inclusive" ставку в размере 7,5 долларов за пассажира, как того требовала компания, иначе не назовешь.

"С украинской стороны переговорами с бюджетным перевозчиком руководил министр инфраструктуры Владимир Омелян – человек, не имеющий опыта жестких деловых коммерческих переговоров с авиакомпаниями, тем более с такой акулой авиационного бизнеса как Ryanair", - говорит авиационный эксперт Александр Ланецкий.

Кажется, понятным, что договоренности министра с авиакомпанией были лишь формальностью. В реальности под контрактом с лоукостером должна стоять подпись директора аэропорта, который будет ответственным за выполнение возложенных на аэропорт обязательств. Поэтому стоит задаться вопросом: что делает Рябикин, вступив на должность в марте — фактически уже после того, как министр презентовал публике Ryanair и провел громкую пресс-конференцию с анонсом полетов?

Как грамотный руководитель он начинает считать экономику всего мероприятия, на которую, как, вероятно, надеялся Омелян, в кадровой суматохе просто не обратят внимания. Расчеты показали, что, к сожалению, "Борипосль" пока не является столь богатым аэропортом, чтобы позволить себе дешевую компанию.

Ситуация такова, что низкие цены на билеты делают авиакомпанию очень дорогой в обслуживании. Лоукостер требует в два раза более высокой скорости обслуживания, а в случае с "Борисполем" проблема еще и в том, что он не специализирован под такую модель бизнеса, и для перестройки под нее тоже потребуются определенные инвестиции.

"Расходы на одного пассажира у нас сейчас составляют 25 дол. А 7,5 – это просто не реально, поэтому с нами переговоры быстро закончились", - говорит гендиректор аэропорта "Киев" (Жуляны) Денис Костржевский.

Нужно упомянуть, что изначально Ryanair пришла со своим заманчивым предложением в "Жуляны". Но так как он находится в частной собственности, то люди, привыкшие считать деньги и опираться на реальные расчеты, а не популизм и политические решения, вынуждены были отказать.

"Уменьшать ставку можно, но только если компания будет больше летать, и тогда удельный вес расходов сократится. Но компания не предлагала увеличения объема перевозок от изначально запланированного", - говорит Костржевский.

Кратка предыстория

В течение долгого времени в "Борисполе" отказывались обнародовать детали переговоров с авиакомпанией, ссылаясь на коммерческую тайну. Судя по новостям, которые все же просачивались в СМИ, аэропорт пытался найти способы заинтересовать визави, но, при этом, не предавая государственный интерес.

Например, в начале мая руководство "Борисполя" презентовало обновленную публичную оферту для всех авиакомпаний, на основании которой любая компания, активно развивающая полеты и увеличивающая пассажиропоток, получала возможность скидок до 80%. Был также разработан приказ о снижении пассажирского сбора, правда, не до 7,5 долларов, как хотел ирландский перевозчик, а до экономически обоснованных 13 долларов.

Но никакие компромиссы настойчивого лоукостера не устраивали. Ryanair только подтвердила свою репутацию переговорщика, который не идет на компромиссы. Когда ирландцы поняли, что все их "хотелки" не могут быть удовлетворены, они стали говорить языком ультиматумов.

"Они потребовали в ультимативной форме, чтобы мы выдержали все требования, которые содержатся в подписанным ими с министром инфраструктуры протоколе о намерениях. А мы точно также сказали, что не можем этого сделать", - рассказал позже Рябикин.

Директор был вынужден выйти на пресс-конференцию и обнародовать все эти обещанные министром условия, которые для самого аэропорта оказались невыполнимыми.

"Во-первых, они требуют, чтобы ставка аэропортового сбора в 7,5 долларов была фиксированной и безусловной. Во-вторых, они хотят, чтобы она распространялась и на рейс Киев-Лондон. В-третьих, они хотят, чтобы все возможные споры между "Борисполем" и Ryanair разбиралась английским арбитражем по английскому праву", - объясняет Рябикин.

По его словам, согласиться на требование лоукостера означало подписать аэропорт на убытки в 2 млрд грн.

Была ли настроена Ryanair договариваться? Безусловно, да. Украинский рынок, который растет на 25-40% в год при том, что летает только 5% всего населения, очень интересен для европейской компании. Но никак не договариваться после того, как такое высокопоставленное лицо как министр инфраструктуры, выразил готовность согласиться на любые условия, лишь бы сохранить под собой кресло и остаться в истории тем министром, при котором в Украину зайдет крупнейший лоукост. По факту, эти переговоры были обречены с самого начала, ведь начинались они не с позиции аргументов, а с позиции популизма.

По словам самого Омеляна, "Борисполь" сорвал переговоры, которые велись многие годы. Насколько высоко тогда можно оценить дипломатические качества переговорщиков, если первое же углубление в финансы и расчеты зарубило всю благую идею на корню? Если бы Мининфраструктуры изначально строило свою линию защиты на экономических аргументах, показывая, что именно Ryanair может дать Украине, а что Украина авиакомпании, то, возможно, все бы сложилось совсем по-другому.

"Должен ли украинский министр озаботиться снижением цен на билеты? Несомненно. Должен ли он для этой цели привлекать лоукосты? Должен, но не путем проведения тайных переговоров, а путем создания привлекательных условий для авиакомпаний. Проведение тайных переговоров с одной авиакомпанией и продвижение ее интересов, подписание с ней соглашения, создающего для нее преференции и нарушающего закон - коррупция", - прокомментировал ситуацию у себя на Facebook странице совладелец авиакомпании МАУ Арон Майбер, также назвав действия министра популизмом.

Что дальше?

По мнению Александра Ланецкого, авиакомпании Ryanair вернется, но уже явно на других условиях. Он уверен, что Украине действительно нужно быть готовой к тому, что компания все-таки продолжит переговоры, но тогда говорить снова о своих интересах будет уже вдвое сложнее.

"Сейчас в Евросоюзе начинается новая битва авиагигантов, когда лоукосты готовятся бросить прямой вызов крупнейшим традиционным авиакомпаниям Западной Европы. И рынок Украины, пусть бедной, но большой, становится очень интересным для лоукостеров. Тем более украинцы получили в этом году безвиз", - отмечает Ланецкий.

Еще одним важным фактором является то, что Ryanair утрачивает свои позиции в Европе в связи с Brexit: ЕС занял жесткую позицию относительно ее центрального офиса, и компании, возможно, придется регистрировать больше баз внутри Евросоюза. То существенное расширение на восток, которое может дать ей Украина, способно также сыграть в одну из ведущих ролей.

"Почему Ryanair нужен сейчас? Потому, что они летают в 208 городов Европы и из Германии, и Англии можно будет лететь дальше. Потому, что рейсов со временем станет больше, главное, начать", - считает директор компании ATN-International Константин Тимонькин.

Он уверен, что строить новый аэропорт, ВПП или терминал для этих целей не нужно: незадействованных мощностей в одном только "Борисполе" достаточно. Capacity (пропускная способность) любого аэропорта состоит из двух главных элементов – терминалов и полос, разъясняет Тимонькин.

Помимо построенного более чем за миллиард долларов терминала D, есть еще действующий F, который используется для особых случаев (прилет хасидов, футбол и т.д.) и законсервированный B, который тоже увеличили в полтора раза и моментально закрыли в год Евро-2012.

Терминал B сам по себе до достройки пропускал 3+ миллиона пассажиров год.

"Есть две очень длинных полосы. Обе могут принимать все, вплоть до Мрии. Лондонский Хитроу из двух полос выжимает 75,7 миллионов пассажиров и 1293 рейса в день. Сегодня по нашим летит 8 миллионов. Есть место?", - задает риторический вопрос эксперт.

"Все полосы и терминалы полностью оборудованы. Все оборудование от навигации полос до сканнеров безопасности и багажных лент прошло международную сертификацию и работает. Ничего не нужно делать – просто "включите свет", - добавил Тимонькин, приводя данные о "Борисполе" из открытых источников.

Есть и другие мнения. Например, Ланецкий считает, что интерес к нам лоукостеров - это отличный шанс вдохнуть жизнь в региональные аэропорты.

"Все эти требования, которые выдвинула Ryanair и которые оказались нереальны для Борисполя – это все можно было бы обсуждать в условном аэропорту города Белая Церковь, где без Ryanair действительно никто не летает", - говорит эксперт.

Он выразил надежду, что объявление компании о выходе из переговоров не связано с тем, что ее продажи билетов в Украине не оправдали ожиданий, а также о том, что следующий этап переговоров будет вести опытный переговорщик из авиационного бизнеса, который не будет поддаваться прессингу и манипуляциям и не будет зависим от установки "лоукост любой ценой". Тогда, возможно, радужные мечты украинцев о свободных полетах в Европу по низким ценам когда-нибудь станут реальностью.